анакопийская крепость новый афон
Анакопийская крепость в Новом Афоне
Национальный историко-культурный заповедник «Анакопия» на Иверской горе
Анакопийская крепость — это древнее оборонительное сооружение, расположенное на вершине Иверской (Анакопийской) горы.
История крепости Анакопия
Древняя цитадель Анакопии была построена в IV веке на Апсарской горе, как первое поселение абазгов, защищающихся от нападений. Предположительно, что крепость была построена на месте древнего абхазского святилища и перестроена в XI веке и посвящена святому Феодору Тирону.
Примыкающая к храму цистерна была построена одновременно с цитаделью.
Впоследствии храм неоднократно перестраивался, крупнейшие преобразования были произведены монахами Новоафонского монастыря, которые выстроили на горе часовню и провели на гору канатную дорогу (в настоящее время не сохранилась).
В VIII века Анакопия становится столицей Абазгского царства.
Неиссякаемый источник на горе
Одним из центров притяжения паломников является чудесный неиссякаемый источник с живой водой. Он примыкает к храму Пресвятой Богородицы, который был построен в 6-7 веках. Вода в источнике вытекает из цистерны, выстроенной вместе с храмом и выдолбленной в скале.
Реконструкция крепости Анакопия
В ходе реконструкции, завершившейся в 2008 году, в Анакопийской крепости была восстановлена (построена) сторожевая башня и организована смотровая площадка.
Современное состояние
Территория крепости на вершине горы занимает площадь около 70 тыс. квадратных метров, размеры самой цитадели — 450 на 150 метров. На вершине Иверской горы сохранились исторические постройки самого разного возраста.
С южной стороны крепость укреплена 7-ю квадратными и круглыми башнями.
Как добраться до Анакопийской крепости?
Крепость Анакопия находится на вершине Иверской (Анакопийской, Апсарской) горы на высоте 350 метров на уровне моря. Дорога к цитадели начинается от входа в Новоафонскую пещеру и занимает около часа-полутора. Последняя часть маршрута проходит по горной тропе и может быть тяжело проходима в дождливую или снежную походу. Для комфортного восхождения на гору следует взять с собой удобную обувь.
Видео с Анакопийской горы
Национальный историко-культурный заповедник «Анакопия» на Иверской горе
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Абхазия, Гудаутский район, Новый Афон, Анакопийская гора
Как доехать: Маршрут на гору начинается от здания Новоафонской пещеры
Время работы: ежедневно, с 8:00 до 18:00
Анакопийская крепость в Новом Афоне на карте
GPS координаты: 43.094557, 40.808067
Анакопийская крепость (Новый Афон)
Анакопийская крепость — сооружение V века на Иверской горе в городе Новый Афон, Абхазия, построенное ещё римлянами и абазгами. Предположительно строительство крепости началось в IV веке. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся укрепительных сооружений своего времени на территории Абхазии.
Принято считать, что само слово «Анакопия» переводится с абхазского как «изрезанная» или «иссеченная». Те, для кого родным языком был греческий, называли крепость Трахеей, то есть «суровокаменистой». Существует немало исторических источников, в которых данное сооружение встречается под названием Трахея Анакопия.
Крепость была призвана защитить эти земли от нашествий южных орд, также как Гагрская твердыня — на севере.
Первые упоминания о цитадели относят к 736−737 годам. Именно в эти годы, благодаря крепости, удалось остановить войско арабов, численность которых, по свидетельствам исторических данных, составляла 60 тысяч.
Основываясь на исторические источники, ученым удалось выяснить, что в цитадели скрывался грузинский царь Арчил вместе со своим войском. Они давали отпор арабам, войско которых возглавлял Мурван-ибн-Мухаммед, он также известен под прозвищем Глухой. Так его называли современники из-за его жестокости по отношению к людям, мольбы которых он не желал слушать.
Войско арабов потерпело сокрушительное поражение, несмотря на огромное количество воинов, и они больше не возвращались на территорию Абхазии.
После этого события Анакопийская крепость стала центром (культурным и политическим) Абхазии практически на сто лет.
В 788 году арабский полководец Сулейман-ибн-Исам совершал попытки нападения на Анакопийскую крепость, но его ждала та же участь, что и Мурвана-ибн-Мухамеда, и Анакопийская крепость была снова спасена.
На обрыве крепости с северной стороны в начале IX века был возведен храм в честь Феодора Тирона. Это здание многократно подвергалось перестройке, и от его первоначального вида практически ничего не осталось.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что сохранилась алтарная часть от исходной постройки. Помимо этого в целости удалось сохранить плиты из известняка, на которых можно увидеть различные изображения, относящиеся к христианским символам времен начала зарождения этой религии.
Сегодня плиты можно увидеть у алтаря, где они специально были собраны.
На горе Новый Афон был построен надвратный храм во имя Пресвятой Девы, где был помещен ее образ. В течение нескольких веков находилась нерукотворная икона Пресвятой Девы в Анакопийском храме.
Как гласит легенда, иноки заметили далеко в море столб, который, казалось бы, был сотворен из огня. Этой же ночью одному из монахов, старцу Гавриилу, во сне пришла Божья Матерь. Она велела старцу идти по воде и забрать икону в монастырь. Монахи молились этой иконе несколько дней и ночей, а после чудотворный образ был помещен в церкви. Но уже утром икона была обнаружена монахами над воротами монастыря. И старцу Гавриилу снова явилась во сне Пресвятая Дева, сказав ему о своей воле — она желала быть Хранительницей этого места. Тогда-то монахи и решили выстроить надвратный храм.
Помимо всего, Анакопийская крепость представляет интерес и для археологов. На территории Анакопии среди древнейших захоронений помимо человеческих останков ученые находят различное оружие: мечи, копья, щиты.
В III-IV веках нашей эры ремесленники в Анакопийской крепости создавали не только оружие, но и орудия труда для сельскохозяйственных работ и украшения, среди которых находили различные статуэтки, большое количество колец, браслеты и бусы.
Уже в IV веке это место превратилось в резиденцию правителей Абхазии, а Анакопия являлась одним из самых крупнейших городов.
В наши дни от центра города к крепости ведёт асфальтированная дорога, с поворота которой открываются прекрасные виды: кипарисовые аллеи, голубые купола собора и монастырских корпусов, красные и серебристые крыши домов, укрытые зеленью садов и парков, Афонская гора и бескрайнее море — всё это Новый Афон.
Далее дорога ведёт в дубовый лес. Внезапно сквозь заросли показываются известняковые плиты, светло-серые стены и башни.
Всё это древнее архитектурное творение, а точнее его останки, покрыты вьющимися кустарниками и другими растениями.
Всего один изгиб дороги — и перед нами возникает широкий пролом разрушенной стены.
Здесь расположена древнейшая постройка крепости, стены которой, представляющие небольшое нагорное кольцо, возведены из хорошо обработанных крупных блоков известняка. Все они сложены в духе лучших строительных традиций Рима.
Крепостные ворота из трёх известняковых монолитов приподняты над землей довольно высоко: чтобы попасть в крепость, нужно было приставлять специальную деревянную лестницу. Восточная часть ограды имеет каменные ступени — по ним древние воины поднимались наверх.
Неиссякаемый колодец
На протяжении последних восьмидесяти лет туристов и паломников привлекает неиссякаемый колодец — одно из «чудес» древней крепости.
Объясняется данное явление обычно тем, что вода в колодец поступает через природный канал, работающий по принципу сообщающихся сосудов, из удалённых мест, тех, где имеет место быть стойкий уровень ледниковых вод.
Правда, Иверская гора, совершенно никак не подтверждает существование природного вертикального канала, при помощи которого вода могла бы подниматься наверх. Даже наоборот, гора сплошь покрыта трещинами, через которые дождевая вода впитывается глубоко в недра горы.
Именно поэтому такой природный колодец в Анакопийской крепости с природной точки зрения попросту не может существовать.
- Высота стен крепости — до 5 метров.
- Высота Восточной башни — 16 метров.
Анакопийская крепость на карте
Как пройти границу России и Абхазии?
- Для этого необходимо наличие российского паспорта или загранпаспорта.
- Для прохождения границы ребенку до четырнадцати лет, необходимо свидетельство о рождении, где будет отмечено гражданство. В свидетельствах о рождении нового образца уже отмечено гражданство родителей.
- Дети в возрасте от четырнадцати лет не смогут пересечь границу без наличия паспорта.
- Для детей младше восемнадцатилетнего возраста, которые собираются пересечь границу без родителей, необходимо оформить у нотариуса согласие родителей на выезд детей из РФ в Республику Абхазия.
Как добраться до Анакопийской крепости и сколько идти?
Большую часть пути можно проехать на автомобиле. Затем его следует оставить на парковке, стоимость которой составляет 100 рублей, и пройтись пешком. Это не займет много времени. Спокойным шагом до крепости можно добраться за 10−15 минут.
Велика вероятность того, что на своем пути можно встретить монахов и паломников, путешествующих по святым местам.
Букингемский дворец (фото) не только резиденция королевы Великобритании. Это целый городок с почтовым отделением, кафе, рестораном, больницей, кинотеатром, клубом и другими заведениями.
Великобритания на карте туризма занимает особое место. В список самых интересных мест входят архитектурные памятники Лондона, загадочный Стоунхедж, легендарные шотландские замки, знаменитое озеро Лох-Несс, красивейшие мысы и скалы.
Что привезти из Венгрии, подскажут отзывы туристов. На первом месте — гастрономические шедевры: от марципановых фигурок до салями и венгерской палинки. Популярны также фарфор и изделия ручной работы местных мастеров.
Загадочные и интересные факты об Анакопийской крепости в Новом Афоне
Анакопийская крепость виднеется высоко над землей на горе Иверской. В темное время суток главная башня крепости подсвечена фонарями и напоминает зажженный факел над Новом Афоном. Не многие туристы решаются поднять наверх, но если вы приехали в Анакопию, то должны познакомиться и с ее главной реликвией — древнейшей крепостью! Высота над уровнем моря составляет 350 метров, альпинистское снаряжение не понадобится, но путь будет нелегкий!
От истоков древности
Нынешний Новый Афон раньше носил название Анакопия и являлся столицей Абазгкого царства (когда-то основали город греки, потом вместе с абазгами здесь жили римляне). Строительство крепостной стены началось с IV века с целью защитить столицу от нападающих мусульманских народов. Уже тогда абхазы были христианами и всеми силами пытались защитить свою веру в Христа. Строение продумано до мелочей, подобраться к главной башне было невозможно.
Строились стены цитадели из известняковых плит, которые крепко прижимались друг к другу. Внутрь можно было попасть только через южные ворота, они приподняты над землей на два метра, бытует мнение, что это было сделано для подъемного моста, который с годами совсем разрушился. На территории крепости находится древнейший храм посвящен Святому Великомученику Феодору Тирону. В III веке посреди стояла епископская кафедра. До сих пор на стенах сохранились рисунки с раннехристианской символикой (крест, рыбы, кипарисы, многие из них до сих пор не расшифрованы). На камнях встречаются надписи на греческом.
В V веке народ Анакопии подвергся несправедливостям и предательствам. Абазги столкнулись с неприятием византийского императора, который хотел поработить свободный народ. Император направил свое войско разгромить Анакопию и сделать частью своих владений. Маленький народ Анакопии обратился за помощью к иранскому шейху, но его войско персов было занято разбоями по пути, поэтому до Абазгии они так и не дошли. Абазги встретились один на один с подготовленными византийскими войнами, из-за неравных сил и слабой защиты абхазы были побеждены и долгое время находились под влиянием Византии. Но при этом продолжали укреплять свою крепость, возвели вторую линию обороны и VI-XII веках стали независимыми, под правительством Леона I.
Но в VIII веке начинается сильнейшая арабская экспансия, под мечом Халифа Мурван ибн Мухаммеда оказались Армения, Албания, Грузия и вот арабское войско направилось на Абхазию. Сначала им удалось взять Себастополис (нынешний Сухум), и теперь основной целью была Анакопия. Шесть месяцев арабы держали в окружении Анакопийскую крепость, у абазгов не хватало продовольствия, многие умирали, но народ не сдавался. По легенде все абазгские войны начали слезно молиться Христу. И Господь даровал абазгкам защиту. Внезапно мусульман одолела кровяная холера,ежедневно умирали тысячи воинов. Тогда абазги вышли на оставшуюся армию с боем и победили. Современные абхазы рассказывают туристам о победе над арабами и считают, что это им удалось спасти весь Кавказ от экспансии!
С VIII века Абхазией правил Леон II, были укреплены оборонительные стены Анакопии. Но только не долго радовались местные жители, как на царство вновь спустилась тьма в виде турецкой оккупации. Многие абхазы покинули родную землю. В XVIIII также трагично сказались на Абхазии события Русско-турецких войн. Земли Абхазского княжества раздавались направо и налево, как презент за победу в сражениях. Анакопийская крепость пришла в запустение и начала разрушаться. Спасли те руины, которые мы видим сейчас новоафонские монахи.
К сожалению, в настоящее время крепость почти полностью разрушена. Но главная башня не поддается природным стихиям уже много веков и возвышается над Афоном, охраняя от иноверцев. А сверху открывается ослепительный вид на окружающие горы, величественные снежные вершины, бесконечное море и прекрасный Новоафонский монастырь.
Как добраться до Анакопийской крепости — путевые записки
Почти до самой крепости расположены улицы Нового Афона, где стоят частные дома, мандариновые плантации, строятся отели. Но подниматься до дома и спускаться в город довольно трудное задание, нам бы не помещали такие ежедневные разминки. До крепости можно подняться на такси или автостопом, а можно и пешком вдоль дороги — так мы и делали.
От центра Нового Афона до вершины горы 3,8 километров! Начинать путь нужно от входа в новоафонскую пещеру. Вам нужно идти по трассе вверх, никуда не сворачивая. На покорение горы у вас уйдет около часа. Вдоль дороги бабушки продают домашнее вино и мандарины дешевле, чем на рынке. Вы увидите стоянку (кстати, оставить автомобиль на парковке обойдется вам в 100-150 р, также можно договориться оставить машину возле частного дома — выйдет дешевле). Вот теперь возле стоянки вы увидите кассу. Не спешите расстраиваться и идти обратно, с мая 2016 года посещение Анакопийской крепости стало платным. Билет обойдется в 150 рублей, но по нему можно потом бесплатно проходить хоть по пять раз в день.
Интересные факты об Анакопийской крепости
- Высота над уровнем моря — 350 м. Площадь территории крепости — 70 000 кв. метров. В главную башню можно было попасть только по приставной лестнице. Загадка неиссякаемого колодца до сих пор неразгадана. Предположений масса: либо колодец пополняется водами подземных ручейков, либо в недрах горы таятся ледники, а некоторые ученые утверждают, что вода скапливается за счет конденсата на стенах. Но уровень воды в колодце не изменяется! Неиссякаемый колодец привлекает к себе внимание паломников, которые убеждены, что Анакопийское войско спаслось от арабов и турков благодаря божьему благословению.
- На территории Анакопийской крепости до сих пор идут археологические раскопки — находят не только скелеты воинов, но и обмундирования разных эпох.
Поделиться «Загадочные и интересные факты об Анакопийской крепости в Новом Афоне»
Анакопийская крепость
! НА ОСНОВАНИИ ПРИКАЗА № 92 ОТ 22.09.2016 Г. ПО МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ И ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ: АНАКОПИЙСКОГО КРЕПОСТНОГО КОМПЛЕКСА И ИСТОРИЧЕСКОГО УЩЕЛЬЯ Р. ПСЫРДЗХА СОСТАВЛЯЕТ 200 РУБ (ВЗРОСЛЫЙ) И 100 РУБ (ДЕТСКИЙ) !
Обзорная экскурсия по Анакопийской крепости
Добро пожаловать в Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия».
Мы приглашаем совершить увлекательное путешествие по Анакопийской крепости, высшая точка которой расположена на высоте 350 м над уровнем моря.
Абхазия — страна древнейшей истории и культуры. Ее многочисленные материальные и духовные памятники свидетельствуют о долгом и непростом пути развития народа, о значительных политических успехах и неизбежных трагических поражениях.
Путешественнику, посетившему Абхазию впервые, бросаются в глаза неповторимые краски живой природы, сочетающей контрасты приморской субтропической полосы с возвышающимися над ней холмами и величественной цепи неприступных гор, подпирающих своими заснеженными вершинами небеса. Многоярусный рельеф рассекают многочисленные ущелья с бурными, своенравными реками и временами безводными ручьями, наполняющимися бешеными потоками в сезон паводков. Миллионы лет вода устремляется к морю, соскальзывая с уступа на уступ, образуя заторы и водопады, прорывая препоны на своем пути. Эта извечная борьба не знает ни победителя, ни побежденного. Лишь огромные полости, вымытые в известковых массивах, являются ярким триумфом водной стихии, захватывающим дух зрелищем подземного мира пещер и залов, многочисленных на территории города и его окрестностей.
В исторических летописях нашего времени встречаются названия Апсара, Псирта, Анухарет, Анакопия, Никопсия. В них легко узнаются современные топонимы Псырдзха и Анхуа. А название Анакопия дошло до нас без изменений.
Новый Афон – Анакопия — располагается в центре современной Абхазии, заполняя древнюю пойму реки Псырдзха и окружающие ее возвышенности. Самой знаменитой из них является Анакопийская гора, заглядывающая в морские горизонты с высоты 345 м. над у. м. Словно бастион, она уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра (Агаца) с запада, преграждая путь в древнее славное поселение Анхуа и во всю внутреннюю Абхазию. Именно поэтому наши предки основали на этой вершине замок, именуемый нами Анакопийская цитадель.
Северо-восточнее, почти напротив Анакопийской горы возвышается лесистая гора под названием Акую или Афонская (550 м. над у. м).
История этих мест хранит древние загадки. Они уходят своими корнями, без преувеличения, в незапамятные времена. Ведь человек пришел на эту землю несколько сотен тысячелетий назад. Его привлекали необыкновенно мягкий климат, удобный рельеф местности, многоводные родники и близость моря. И каждое поколение оставляло плоды своих рук: от каменных орудий до величественных архитектурных сооружений.
В нашем небольшом городе с его обширными окрестностями достаточно следов человеческой деятельности, чтобы пытливый путешественник самостоятельно проследил всю историю развития человечества…
Давайте мысленно вернемся в далекое прошлое, во времена, когда здесь впервые появился человек. Поселения древних людей были расположены на высоких террасах, окруженных горами, в складках которых скрываются от постороннего взгляда карстовые пещеры, гроты и навесы, служившие жильем для древнего человека. Самый знаменитый из них — грот Агца, расположенный неподалеку от Нового Афона, в селе Анхуа. На его естественных стенах обнаружены рисунки, древнейшие из которых сделаны 15 – 20 тысяч лет назад, в эпоху древнего палеолита. Культ пещеры, свойственный в прошлом населению горных стран, являлся устойчивой традиций и у абхазов.
Уже в 6 – 5 тысячелетии до н. э. на южном склоне Анакопийской горы возникло поселение. Это был новокаменный век в истории Анакопии. На смену ему пришел бронзовый, достигший наибольшего расцвета в родственных колхидской и кобанской материальных культурах. Многочисленные бронзовые предметы, найденные в окрестностях Анакопии достойно представлены во многих музеях Абхазии и России, они отражают высокий уровень мастерства обработки металла и элементы древнего творчества, по-видимому, связанного с религиозными представлениями. На топорах поздней бронзы встречаются символические геометрические фигуры, изображения солярных знаков и мифических животных.
(Эрмитаж: ритон, всадник, топор, наконечник копья).
Еще сто с лишним лет назад, побывавший в этих местах Антон Павлович Чехов, заметил: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу».
Как и перед великим писателем, перед нами предстанут развалины старой крепости. Но некогда это был красивейший и крупнейший город на Черноморском побережье, город-крепость – столица Абхазского царства. Резиденция абхазских царей, окруженная несколькими линиями оборонительной стены, была мощным и неприступным сооружением. На этой земле нет камня, который не хранил бы следов кровавых побоищ. Крепость пережила их множество – одно кровопролитнее другого…
Необходимость неприступной крепости для абазгов была очевидной. В первых веках н. э. Западное Закавказье находилось под властью Римской империи. На территории Абхазии появляется ряд крепостей, в которых на постоянной основе дислоцируются римские легионеры. Главной из римских крепостей становится Себастополис. К началу 2 века н.э. формируются царства апсилов, абасгов, санигов, зихов, получающие инсигнии власти от императоров Рима. Под влиянием римского могущества устанавливается стабильность и порядок на Черном море, вновь оживает торговля, в которой активно участвуют местные цари. Характер царской власти на этом временном отрезке отличается высокой централизацией, что отвечало интересам могущественного патрона. Местные цари полагались на поддержку римских войск, расквартированных в Абхазии, активно участвовали в транзитной торговле рабами, спрос на которых только увеличивался. Это объясняет устремление правящей элиты под защиту крепких стен. Надо полагать, что Рим санкционировал появление опорных баз– крепостей, в качестве ставок местных царей. Последние научные данные свидетельствуют, что первая линия обороны на вершине Анакопийской горы появилась не позже 2 в. н. э., в качестве опорного пункта санигов, занимавших в это время значительную территорию на северо-западе Абхазии. Анакопийская цитадель — одно из наиболее ранних укреплений Абхазии, выстроенных в греко-римской строительной технике. Стены сооружены из гладко отесанных монументальных квадров, выложенных рядами, с чередованием ложков и тычков. Для скрепления квадров использовался известковый раствор. За монументальной каменной оградой располагалось святилище и другие важные постройки.
В 3-4 вв. в Колхиду начинают вторгаться северо-кавказские горцы и кочевые племена готов, гуннов и др. Силы римлян, дислоцированные здесь, используются для защиты периферийных владений Римской империи. Абхазские царства не платили дань Риму, однако обязаны были собственными силами охранять горные перевалы от вторжений с Севера. Гагрская крепость должна была обезопасить край от нашествия северо-запада, Анакопия – с юго-востока. Вплоть до 6 в. государственные образования на территории Абхазии оставалась в подчинении у римлян, которые теперь назывались ромеями со столицей в Константинополе. Только теперь окрестности Анакопии занимали Абасги, вытеснившие санигов, либо слившиеся с ними. Нам не известны битвы или иные события в Анакопии либо в ее окрестностях, предшествовавшие войне между византийцами и абазгами в 552 году, о которой поведал придворный историк Прокопий Кесарийский.
Путешествующему морем человеку издали открывается горная цепь, начинающаяся далеко на востоке. Постепенно понижаясь уступами, она опирается на Акую, затем снова стремится вниз, чтобы окунуть свои ноги в морской волне. Это и есть Псырдзха-Гумищхинский массив, описанный византийским летописцем Прокопием Кесарийским в 6 в. н. э. «За пределами апсилов, у входа в Авасгию, есть местность такого рода расположения. Гора высокая и к Кавказу простирающаяся понемногу спадает и, наподобие лестницы склоняя хребет (понижаясь), достигает и кончается у Понта Эвксинского. В нижней части этой горы авасги некогда лагерь мощнейший и широчайший соорудили. Они имели обыкновение здесь искать убежища и защищаться от вторжения врагов, используя трудность непреодолимого места».
Летописец упоминает крепость Трахею, что по-гречески означает суровокремнистая. Именно такой предстала Псирта пред ромейским карательным отрядом, направленным сюда командующим войск Армении и Востока Бесса для покорения отколовшихся абазгов.
Начиная с 5 века, между Восточной Римской (Византийской) империей и Сасанидским Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство в странах Передней Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей, за овладение торговыми путями, которые вели в Китай и Индию. В международной политике того периода особую роль играло Закавказье, в частности Колхида.
В 6 веке это соперничество вылилось в длительную, кровопролитную войну за утверждение в Колхиде. Абасгия считалась вассально зависимой от Византии страной. В 6 в. она состояла из двух областей. Каждая из них имела во главе своего правителя – базилевса. Чтобы утвердиться в соперничестве с Ираном император Юстиниан (527 – 565) пытался полностью подчинить себе Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии начала принимать угрожающий характер, хотя поначалу императорский двор проводил сравнительно лояльную политику по отношению к Абазгии.
С возобновлением войны в Колхиде между византийцами и персами в 542 году римские войска покинули базы в Абазгии. Это послужило сигналом к восстанию против поработителей. Абазги свергли царей –тиранов, ставленников Рима, постановили жить согласно законам предков. Однако внешние угрозы принудили абазгов вновь избрать себе царей-предводителей: для западной — Опсита, для восточной — Скепарна.
В качестве союзников было решено взять иранцев. Для установления союзных отношений с ними туда была отправлена делегация. Ее возглавил правитель Абазгии – Скепарна.
Иранский шах Хосрой 1 Аноширван (531 – 579) с радостью принял сообщение об отпадении абазгов от Византии и о желании их стать союзниками Персидской державы. Такой союз укреплял позиции Ирана в важной в стратегическом отношении части Восточного Причерноморья. В результате переговоров между Хосроем и Скепарной был заключен «союз» и договоренность о помощи абазгам в борьбе с византийцами.
Вскоре в Колхиду были отправлены персидские войска под командованием Набеда. Но ситуация вынудила их вскоре покинуть Колхиду.
В результате, Абазгия оказалась одна лицом к лицу с Византийской империей. Естественно, что Константинополь решил сурово расправиться с осмелившимися отпасть от «римлян» абазгами. В 552 г. расстановка сил в театре боевых действий в Лазике начала перевешивать в пользу византийцйев. Юстиниан отдал приказ покарать отпавших вассалов.
Несмотря на то, что Абазгия представляла из себя сравнительно маленькую страну, византийцы считали ее покорение серьезным делом. Кроме того, всем была известна неприступность Трахеи.
Византийский военачальник Бесс Фракийский, по указанию императора Юстиниана, для усмирения абазгов направил довольно многочисленное и хорошо оснащенное карательное войско. Оно состояло из сухопутных и военно-морских сил. Во главе их были поставлены два опытных полководца – Иоанн и Улигаг. Их кандидатуры были подобраны тщательно: оба считались хорошими знатоками Восточного Причерноморья. Они неоднократно здесь воевали. Иоанн, помимо всего, отличался жестокостью характера.
Прибыв сюда морем, византийские войска высадились у восточных границ Абазгии, у устья р. Гумисты. После незначительного привала сухопутные отряды двинулись пешим строем, а моряки на легких судах следовали за войском вдоль берега. Когда они подошли к Трахее близко, то оказалось, что они находятся в невыгодном положении – вооруженные абазги находились над ними.
Начать сражение с невыгодных позиций означало уничтожение войска. Византийцы вынуждены были отступить. Они решили изменить тактику. Обсудив обстановку, военачальники решили прибегнуть к маневрам. Они оставили часть своего войска на этих позициях, а другую часть опять посадили на корабли, которые под командованием Иоанна вышли в открытое море в северо-западном направлении. Обогнув Трахею, эти силы высадились западнее. Двигаясь теперь уже с северо-западной стороны на юг, они оказались в тылу защитников крепости и устремились на штурм Трахеи. С юго-восточной стороны продвигались занимавшие первоначально здесь боевую позицию сухопутные отряды во главе с Улигагом.
Абазги, защищавшие Трахею, оказались окруженными с фронтовой и с тыльной стороны. Хорошо вооруженные, численно во много раз превосходящие силы византийцев наступили решительно. Это привело трахейцев в смятение и растерянность. Они почувствовали, что не сумели оказать врагу должное сопротивление и решили отступить, укрепиться внутри крепости и оттуда отражать наступления врага. Однако, в результате стремительного преследования отступавших абазгов, византийским воинам удалось проникнуть в крепость. В результате абазги были побеждены и лагерь- крепость взята. Сражение состоялось у стен абазсгского лагеря Трахея, локализуемого нами в районе современного Орлиного гнезда, напротив Анакопии через ущелье р. Псырдзха. Основной удар византийских войск приняли на себя стены Трахеи. Анакопийская цитадель не участвовала в битве, как и городские стены. Правитель западной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны – Опсита вместе с остатками своих воинов эмигрировал к северокавказским гуннам. Византийцы упразднили власть местных правителей и Абазгию подчинили непосредственно Восточноримской империи.
Вторая оборонительная линия
Вторая оборонительная линия Анакопийской крепости была воздвигнута после Трахейского сражения, как показали современные исследований в последней четверти 6 в. Она состоит из южной, западной и восточной крепостных стен, общей протяженностью 1 км. Самая мощная из них – южная стена. У нее семь башен. Стена начинается у обрыва ущелья р. Псырдзха, пересекая склоны горы и спускаясь ниже, заканчивается над обрывом ущелья р. Мысра. Там находится юго-западная угловая башня и крепостные ворота. Перед воротами крепости была устроена искусственная площадка. Позади главной башни имелся треугольный дворик с мощной стеной и дополнительными воротами. Названные семь башен были расположены через каждые 30-60 м и выступали чуть вперед из стен. Вторая Анакопийская оборонительная линия выстроена в римско-византийской строительной технике и намекает на императорский заказ. Здесь в кладке стен и оформлении проемов используется кирпич. Византийские императоры после заключения вечного мира с Персией в 565 г. принялись укреплять ранние постройки на территории Колхиды. На территории Абасгии были возобновлены разрушенные стены Себастополиса, выстроена вторая оборонительная линия Анакопии, храм в цитадели. Обескровленная постоянными войнами с Персией и другими многочисленными врагами по периметру границ, империя отказывается от размещения гарнизонов на территории Абасгии. Здесь возрождается местная власть, изначально архонтов-правителей, затем царей, а Анакопия с ее двумя линиями обороны становится главным оплотом абазгской государственности. Развитие местной власти от архонства к царству шло параллельно укреплению церковных институтов. Уже к 660 –му году. Церковная организация в Абасгии представлена Архиепископией Абасгии с центром в Себастополисе.
Во второй половины 7 в. происходит процесс перехода от архонтсва к царству абазгов, под внешним протекторатом Византии.
Раскопками в районе второй линии обороны найдены весьма интересные предметы и объекты. Среди них – остатки небольшого храма зального типа, печь для обжига извести и керамических изделий, большое количество обломков посуды и строительной керамики, изделий из металла и стекла, свидетельствующие о внешних связях.
Сражение с арабами у стен Анакопии
Арабы, появившиеся на политической арене в 30-е годы 7 века, воспользовались взаимным ослаблением Византии и Ирана. Они за сравнительно короткое время захватили целый ряд стран и народов Ближнего Востока.
В начале 30-х годов 8 века арабский халиф Хишам назначил правителем Закавказья Мурвана ибн Мухамеда. Ему была дана 120-тысячная армия. С помощью этой армии он должен был подчинить себе местные народы. В 732-733 гг. состоялась антиарабская коалиция, в которую вошли Византия Хазария и Абасгия. Она была подкреплена династическими браками. Константин Исавр и Константин Абсгский женятся на дочерях кагана Хакасры.
Мурван в течение 732-738 гг. совершал разорительные походы в Восточной Грузии, Армении, Албании, против народов гор и Хазарии. И вот, очередная экспедиция арабов в 734-735 гг. была отправлена Мурваном ибн Мухамедом, чтобы покарать данников — Картлийских правителей, пригласивших Хазар, которые прибыли в 730-м. году в Тбилиси и убивших наместника халифа Джараха.
Арабы приступили к крепости Цихе-Годжи, захватили ее и преследуя бежавших картлийских правителей Мира и Арчила, достигли Анакопийской крепости. Арабы хотели овладеть Абхазией, установить в этом регионе прочное свое господство, отделить их от Византии и Хазарии. А преследование Мира и Арчила явилось поводом для осуществления этого замысла.
Арабские войска тщетно пытались взять штурмом этот укрепленный город. В Анакопии в это время находилось 3тысячи воинов – 2000 абхазов и 1000 грузин. Но арабы не смогли их одолеть. Немногочисленный противник был мужественным и стойким. Неприступные стены Анакопии сорвали планы арабов.
Как сообщает летописец, во вражеском лагере внезапно вспыхнула чума. Воодушевленные Божьей помощью защитники крепости атаковали все еще многочисленного, но упавшего духом завоевателя. Арабские войска не выдержали атак объединенных войск, и отступили из Абхазии.
Таким образом, огромным для тех времен войскам Мурвана ибн Мухамеда, «по численности равным темной туче саранчи и комаров», под Анакопией противостояло три, а в лучшем случае пять тысяч воинов. Но кроме божьей помощи есть и другие факторы, способствовавшие победе абхазов. Решающую роль сыграла Анакопийская крепость, ее выгодное стратегическое положение и неприступность, давшая возможность мужественным защитникам крепости выстоять перед страшной силой завоевателей. Система оборонительных линий Анакопии возникла на опыте многих осад.
После этого поражения враг под натиском местного населения вынужден был покинуть пределы Абхазии и Эгриси.
Победа над арабами у стен Анакопии изменила расстановку сил на международной арене того времени. Коалиция христианских государств во главе с Византией обезопасилась от удара арабов в слабозащищенные тылы с севера, а Византия, надеясь вернуть свое былое влияние в Абасгии, номинирует на власть младшего брата Константина Абасгского Леона, передав ему титул Архонта и наследственное право на территории Зихии, Абасгии, Апсилии, части Эгриси., в нарушение права на престол, закрепленного коалиционным соглашением 732 г. В силу того, что Хазария после жестокого поражения 737 гг. выбыла на время из международной игры, архонт Леон не получил противодействия. Он создает территориально новое государственное образование, добивается создания Автокефальной Абасгской церкви, но царем абасгов так и не становится. Уже в 60-х годах 8 Леон II – сын царя Константина Абасгского, используя восстановившиеся к этому времени силы Хазарии приходит к власти, вопреки установлениям Византийских императоров и объявляет себя независимым царем Абасгии. Анакопия, вместе со своей знаменитой крепостью, становится резиденцией абасгских царей, одним из значительных экономических, административных и культурных центров всего Западного Кавказа.
Поражение арабов у стен Анакопии положило конец их дальнейшей экспансии на северо-запад и способствовало окончательному объединению соседних территорий от р. Кубани до Лихского хребта и границ Византии на Юге.
В 10 в. Абхазское царство достигает своего наивысшего расцвета и становится одним из ведущих государств Закавказья. На постоянной службе у царя находилась конная гвардия в несколько тысяч всадников, закованных в латы. Немногим ранее (в 8 в.) Абхазская православная церковь становится автокефальной с кафедралом в Пицунде. Леониды за все время своего господства не только не разоряют и не разрушают завоеванные ими области, а, наоборот, «с легкой руки» Леона II, обустраивают их, возобновляют города и храмы, строят крепости, города, монастыри. Все это говорит о высоком уровне культурного развития, на котором находились абхазы того времени. Их продвижение на Восток не было хищническим напором, а выглядит осмысленной политико-экономической экспансией. Следует отметить выдающиеся памятники зодчества, характеризующие Абхазское царство как экономически мощную христианскую страну. След, оставленный владычеством Абхазии в жизни Западного Кавказа, переживает на несколько веков его золотую эпоху. В объединении разбитого до того на клочки Западного Закавказья, в экономическом и культурном его развитии – неоценимая заслуга Абхазии времен Леонидов.
Анакопия разрасталась и благоустраивалась в период (9 -10 вв.). Реконструировались старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. К середине 10 века город был украшен крестовокупольным храмом на левом берегу реки Псырдзхи, храм в цитадели был перестроен и переосвящен, также подвергся перестройке воротный узел второй линии обороны. В башне были достроены верхние этажи, на четвертом появляется привилегированное жилье с камином, над воротами появляется башенный ярус с подъемной решеткой. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Данная строительная деятельность приписывается абхазским царям Константину III (893-922?; 899-929? гг.), его сыну Георгию II (929-960), внукам Леону III и Дмитрию III. В течение 10 в. в Анакопии формируется собственная архитектурная школа церковного и фортификационного зодчества. К ней отнесены зальные и купольные храмы с пятигранной абсидой, верхние этажи предвратной башни, объекты прибрежной линии обороны. Самое раннее изображение Анакопии показывает приморскую крепость, на месте которой монахи выстроили нижний монастырь. В источниках авторов 19 века можно прочитать о замке на берегу моря. Прибрежная крепость, являющаяся частью оборонительной системы Анакопии, стала третьей (прибрежной) линией обороны. Из ранее существовавшего крепостного комплекса до наших дней дошла только часть башни. Все остальное было разобрано на строительный материал в конце 19 века при создании нижнего монастырского комплекса. Памятник археологически не изучался, его наземная часть разрушена временем и человеком, однако сокрытые в земле артефакты расскажут будущим поколениям о прошедших временах.
Над левым берегом реки Мысра (Агаца) от предвратной башни второй линии протянулась крепостная стена, заканчивавшаяся башней на естественной возвышенности у берега моря. Это сооружение засвидетельствовал в начале ХIХ столетия французский ученый и путешественник Дюбуа де Монпере.
В 1240-х годах по внешнеполитическим причинам начинается процесс трансформации Абхазского царства на несколько государственных объединений. Царство было разделено на две части, западная часть управлялась абхазским царем, который согласно армянскому историку XIII в. Хетуму, был «силен народами и неприступными твердынями, поэтому ни самодержец Азии, ни монголы не могли взять его под свое иго». Восточная часть царства попала под полную зависимость от монголов. С конца 12 века нам не известна строительная деятельность в Анакопийской нагорной крепости. Похоже, что растраченная энергия поколений способствовала упадку как государственности, так и строительной деятельности на этой территории. И, оказавшись под внешним негативным воздействием, пришла со временем в полный упадок.
Первое упоминание о генуэзских факториях на территории Абхазии относится к 1280 году. Генуэзская фактория, расположенная в Анакопии, являлась достаточно крупным торговым пунктом. Об этом свидетельствуют итальянские карты XIV в., на которых в разных формах встречается название Анакопия: Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов рабов, лес, мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, полезные ископаемые (серебро). Взамен генуэзцы привозили соль, предметы роскоши, быта, ткани, ковры, вооружение, специи, благовония, драгоценные металлы.
Главной статьей экспорта того времени были рабы. Они вывозились в Золотую Орду и на невольничьи рынки Средиземноморья.
В начале 60-х годов 15 в. турки захватили Крым и часть Кавказского побережья, а со взятием Каффы в 1475 г. генуэзская колониальная система в Черноморье прекратила свое существование.
После полувековой борьбы между Турцией и Ираном в 1553 г. был подписан мирный договор, по которому спорные территории были поделены на сферы влияния. Турции досталось все Западное Закавказье, в том числе и Абхазия.
Абхазия управляется собственными владетельными князьями из рода Чачба (Шервашидзе), которые постоянно участвуют в междоусобных войнах с соседями, а также противостоят туркам. В середине 17 в. усиливается турецкое владычество, которое приводит к искоренению христианства и распространению ислама суннитского толка, многие абхазские феодалы получают турецкие имена. Процветает похищение людей и работорговля. По этой причине абхазские прибрежные поселения пустеют. Роль Анакопии, как административного и религиозного центра была утрачена. Нагорная крепость опустела. Лишь в прибрежной крепости расположился турецкий гарнизон, сменивший покинувших Абхазию генуэзцев.
В конце 19 — начале 20 века монахи Новоафонского монастыря развернули бурную деятельность в крепости. Они частично разрушили стены крепости, возле южной стены цитадели построили жилой дом и здание гостиницы. Входную калитку снабдили лестницей, провели сюда дорогу. При ее строительстве они также повредили некоторые элементы второй линии обороны. Тогда же появилось нынешнее название города – Новый Афон, что значит «тихое, беззвучное место».
Экскурсия по цитадели
Та часть Анакопии, по которой мы с вами совершаем экскурсию, была самой ранней, возникшей под административно-культурным влиянием Рима во 2 в. н.э. Она представляла собой цитадель на возвышенности горы, в длину достигает 83 м, в ширину – 37 м. Стены ее были очень мощными. Они достигали 4-5 м в высоту, а их толщина была более 1м. Их возвели из плотно подогнанных друг к другу известняковых квадров (60х60 см).
Первая линия обороны на южной стене была снабжена входной калиткой с подъемным мостиком на цепях. Она была укреплена двумя башнями с восточной и западной сторон. Эти башни были пристроены к стене изнутри. В цитадели башен было три, две из них дошли до нашего времени. Утраченная надвратная башня возвышалась над входной калиткой, снабженной в древности подъемным мостиком. В начале 20 века монахи заложили проем, а камень из разрушенной временем башни использовали на постройку дома смотрителя.
Западная башня частично сохранилась. Согласно последним данным она была выстроена в 8 веке, после арабского нашествия и служила, скорее всего, в качестве жилища для церковнослужителей.
Храм Богородицы, ошибочно приписываемый св. Феодору Тирону
О наличии в цитадели ранних культовых построек говорят множественные свидетельства. Вислая свинцовая печать, найденная на склоне горы, один из таких примеров. На обеих сторонах печати (6 в.) выбиты греческие монограммы с именем эпарха Петра. Фрагменты мраморных резных деталей из Проконесса также датируются 6 в. Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в конце 6 в., и посвящен Пресвятой Богородице.
Позже, в первой половине 10 в. храм был перестроен в связи с новыми литургическими правилами, введенными в Константинополе. При перестройке древний храм был укорочен по продольной оси, изнутри и снаружи к стенам была приложена новая кладка, фасады облицованы хорошо подогнанными известняковыми плитами, в апсиде два окна из трех были заложены, в интерьере появились пилоны, на которые опирались подпружные арки в кол-ве 7 шт., поддерживавшие новый каменный свод. Единовременно был выстроен южный придел. Сохранившиеся от него углубления в основании южной стены храма наталкивают на мысль, что придел имел мемориальное значение (часовня). Храм Богородицы, как показывают современные исследования был перестроен Абхазским царем Георгием в 930-х гг.
Последние изменения храма производились монахами Новоафонского монастыря в начале 20 в. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного помещения с восточной стороны. На остатках стен южного придела была сооружена цистерна для сбора дождевой воды и водосборная терраса над ней. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе, у восточной стены установлены каменные плиты, являющиеся раннехристианскими памятниками скульптуры и эпиграфическим свидетельством прошлого. монахи Новоафонского монастыря в начале 20 века соорудили витрину в алтарной части храма, в которой на растворе вмонтировали резные каменные детали, найденные ими на Анакопийской горе. В настоящее время данные детали перемещены в Музей Абхазского царства и представлены в его экспозиции. Там вы можете ознакомиться с ними.
С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый, и считается одним из «чудес» нагорной крепости.
Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон – наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости.
Здесь можно было прятать запасы воды и провианта, укрываться долгое время в ожидании помощи.
Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами толщиной от 2,1 до 1,2 м., достигающее более 20 м. в высоту. Она состоит из построенных в два приема четырех этажей с бойницами, окнами и входной дверью.
В начале 30-х годов 11 в. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие крепость византийцам. Таким образом, город-крепость Анакопия, с прилегающими к нему землями, перешла во владение, и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Окончательно время постройки не установлено. Именно в это время, надо полагать, была выстроена восточная башня.
Башня выложена из тесаных известковых блоков больших размеров на известково-гравийно-песчаном растворе техникой бутовой кладки.
Большими фрагментами сохранилась цемяночная обмазка стен первого нежилого этажа. На этом факте основывается предположение, что первый этаж был частично забутован. Здесь, скорее всего, хранились в керамических сосудах запасы продовольствия и воды на случай длительной осады крепости. Запасы воды можно было пополнять в дождливую погоду через какое-то устройство для сбора воды, не дошедшее до наших дней. Собранная вода поступала по каменному лотку, устроенному в толще стены, и поступала в сосуды, закопанные внутри, напротив этого устройства.
Башня завершается смотровой площадкой (главный наблюдательный пункт Анакопии), ее обрамляет парапет и четыре мощных угловых зубца (мерлона).
15 сентября 2006 г. станет памятной датой в новейшей истории Абхазии. В этот день был положен первый камень реставрации на участке стены между 5-ой и 6-ой башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. Спустя немного времени, в июне 2007 г. президентом Абхазии С. В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году к 15-ти летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне была закончена реставрация памятника, и он был открыт для посещения. Так начался новый отсчет в ее истории.
Народная память сохранила множество легенд о неприступности Анакопии, об отваге и мужестве ее защитников. Согласно им лишь однажды хитростью и вероломством нанесли поражение защитникам Анакопии. Случилось это во время царствования Баграта, гласит легенда.
«В смутное время правил царь Баграт. Неприятель тревожил его земли. И жил народ очень бедно, и от того было среди народа большое волнение. А у Баграта был брат, который страшно завидовал своему венценосному брату. Зависть и повела его по пути предательства. Через мать свою, вероломную царицу, начал плести он паутину заговора. Бежал он из царского дворца и укрылся в Анакопии. Но не нашел он поддержки среди местных вельмож и убоявшись гнева венценосного брата, бежал в Константинополь, взяв с собой многие богатства и племянницу начальника крепости Анакопий-пха. Минуло пять или десять лет, прошел по земле Апсны слух, что хочет возвратиться на родину Анакопий-пха, и что везет она дяде своему подарки, ибо вышла она замуж за богатого купца и владеет она несметными сокровищами. Радостью наполнились сердца жителей Анакопии, когда увидели они 10 кораблей, что привезли Анакопий-пха и подарки. Встретил народ ее с великими почестями. И был большой праздник в тот день, с пирами и военными играми.
А под вечер, когда солнце окунулось в море, повелела Анакопий-пха с кораблей подарки перевезти в крепость: на каждой арбе по два огромных сундука. Сундуки эти складывали у высокой башни. Пообещала Ан-пха, что завтра будут розданы подарки. И разошелся народ по своим домам. Наступила ночь, все заснули. Не спят лишь Анакопий-пха и ее верные слуги, готовятся они завершить коварный план, который внушил им хитрый брат Баграта. И вот уже они пробираются под покровом ночи к башне, где лежат сундуки с подарками и вскрывают их. А в каждом сундуке по два вооруженных воина. Встают воины, берут в руки факелы. И вот уже их легион. Огласилась тогда крепость Анакопийская боевыми криками и началась великая резня. Крепость была захвачена за один час. Долгие годы она оставалась под властью ромеев…»
Несмотря на кажущуюся освоенность и изученность, Абхазия и весь Кавказ еще полон тайн и загадок. Вызывают восхищение его рукотворные чудеса – памятники архитектуры и истории. Потрясают воображение природные феномены, связанные с ландшафтами, растительным и животным миром. Новый Афон лишь звено в этой цепи – его многовековая история также хранит еще множество неизведанного, того, что еще только предстоит открыть и изучить. История дальнейшего периода является не менее занимательной. С ней, а также с другими достопримечательностями вы можете ознакомиться на других экскурсионных маршрутах, предлагаемых нашим заповедником.
Так в Музее Абхазского Царства Вы сможете подробнее узнать историю зарождения и формирования Абхазской государственности на протяжении последних 2000 лет.
Маршрут по историческому ущелью реки Псырдзха раскроет древнейшую историю христианства, ведущую свое начало с апостолов Христа, проповедовавших в Абазгии.
На маршрутах заповедника в кассах продаются научно-популярные издания, подробно освещающие события, связанные с отдельными памятниками истории и культуры, а также исторического города Анакопии-Нового Афона в целом.
Приезжайте вновь, Абхазия раз за разом откроет перед вами свои сокровища.
Анакопийская крепость в Новом Афоне
Анакопийская кре́пость — оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии .
- В конце VII века при непосредственном участии византийцев, встревоженных вторжениями арабов, возведена основная линия стен.
- По позднему преданию, в 736—737 годах Мурван-ибн-Мухаммед с 60-тысячным войском арабов осадил крепость, где у абхазского князя Леона (дядя будущего абхазского царя Леона II) укрылись грузинские цари Мир и Арчил. Обороняли Анакопию тысяча грузинских и две тысячи абхазских(западно-грузинских) воинов. По словам грузинского летописца среди арабского войска началась эпидемическая болезнь желудка, унесшая за несколько дней жизни 35 тысяч человек. Три тысячи арабов погибли во время штурма крепостных стен, но Анакопия так и не была взята. Запланированный Марваном поход в тыл Византии через Абхазию в обход Черного моря провалился.
- В 788 году арабский полководец Сулейман ибн Исам неудачно пытался осадить крепость западнее Анакопии и в итоге так и не пошёл на неё.
- Во второй половине VII века, на вершине Анакопийской горы, греческими монахами возводится небольшой однозальный храм.
- VII—VIII вв. — на склоне горы построен второй храм.
- В XIV веке в Анакопии обосновались генуэзцы, которые построили в нагорной крепости четырехэтажную дозорную башню, облицованную хорошо подогнанными гладкими камнями.
- В конце XIX века новоафонской монашеской братией построена выложенная камнем дорога, нагорная крепость окружена каменными террасами, построены здания часовен, гостиницы, станции канатной дороги.
Технические параметры
- Занимаемая территория: 450 х 150 метров.
- Со стороны южного пологого склона стена укреплена семью башнями: квадратными в менее доступных местах и круглыми там, где к башням могли быть подведены стенобитные машины.
- Стены нагорной крепости возведены из крупных, хорошо обработанных блоков известняка. Крепостные ворота образованы тремя известняковыми монолитами и приподняты высоко над землей; в крепость можно было попасть только по приставной деревянной лестнице.
- Форма и расположение западной круглой башни, защищавшей подступы к главным крепостным воротам, позволяли вести из неё обстрел противника под углом почти в 290 градусов.
- В крепости, на вершине горы, находится искусственный неиссякаемый колодец, предположительно, сооруженный в древности строителями Анакопии.
В культуре
В исторической повести Романа Петрозашвили «У стен Анакопии» 30-тысячное войско арабов осаждает анакопийскую крепость, в которой вместе с абазгами укрывается грузинский правитель Мириан с семьёй. Мерван ибн-Мухаммед передаёт командование полководцу Сулейману ибн-Исаму, а сам отправляется к основному войску. Защитники крепости в ожесточённой схватке отбивают два штурма. Арабы переходят к осаде, но вскоре среди них начинается повальная эпидемия. Арабы отступают, христианское войско преследует их и разбивает наголову. Сулейману удаётся скрыться, а Мириан получает смертельное ранение.
Анакопийская крепость
Фотографии
Основная информация
Анакопийская крепость — одно из древнейших сооружений на территории Абхазии.
Считается, что крепость была возведена на месте более древних укреплений византийцами в VI веке. Вскоре после сооружения священнослужителями, прибывшими на территорию нынешней Абхазии, на территории крепости был возведен небольшой храм. Предположительно ими же был обустроен колодец.
Место для строительства было выбрано чрезвычайно удачно: крепости находится на взвышении, с которого просматривается береговая линия и прибрежные пути; неподалеку находились известняковые каменоломни.
В VII-VIII столетии крепость помогла местному православному населению выстоять во времена персидских и арабских нашествий. В частности, в 737 году крепость стала главным местом обороны в Абазгии (так в ту пору называлась эта часть Абхазии). Согласно свидетельствам средневековых историков, штурм здесь вел сам Марван II ибн Мухаммад — халиф из великой династии Омейядов. Однако ни его отвага, ни многократно превосходящие силы арабского войска не позволили взять Анакопию, в которой тогда правил Леон I. Хотя обороняющихся было 3000 человек (2000 из числа войска князя Леона и 1000 человек из войска грузинского царя Арчила), они успешно отразили все атаки 40000 арабов, среди которых в 738 году разразился мор, унесший жизни почти более 80% воинов.
Красочное описание Анакопии той поры дал в одном из своих произведений писатель Роман Петрозашвили:
Леон придержал коня; теплая волна, как от чаши старого, крепкого вина, разлилась у него в груди — там, за голубой дымкой дали, он увидел Анакопию — сердце Абазгии, принадлежащее ему по наследственному праву первородства. В отличие от многих крепостей, подчеркивающих строгостью форм свою неприступность, Анакопия была солнечно ясна. Город-крепость уютно расположился у подножья и на склонах пирамидальной горы, вершину которой, как корона, венчает цитадель с мощными стенами, башнями и храмом Божьей матери.
Византия, изрядно ослабевшая от войн с арабами, утратила влияние на восточный берег Черного моря. Князь Леон II, будучи в Анакопии, объявил о независимости своих владений.
В 788-789 годах арабы вновь безуспешно осаждали крепость.
В X-XI веках крепость служила феодальной вотчиной абхазских правителей. Иконы в местном храме считались чудодейственными, и люди постоянно приходили в Анакопию для молитв об исцелении.
В результате междоусобиц между абхазскими князьями и аристократами византийцы вновь получили контроль над крепостью в районе 1035 года, однако в 1073 году греческий военный корпус был изгнан с территории современной Абхазии.
В средние века крепость, достигшая размеров 450 на 150 метров, несколько раз незначительно перестраивалась. Приложили руку к созданию ее облика и генуэзцы, которые (наряду с венецианцами) еще с 1150-ых годов вели активную торговлю с Кавказом. В середине XIV века купцы из Генуи вошли в такую силу, что сумели не только избавить от конкурентов из Венеции, но организовали на абхазском берегу несколько собственных колоний, а также взяли под контроль ряд прибрежных городов, включая Анакопию. Историк О. Бгажба сообщает:
Именно тогда началось строительство большого количества крепостных и гражданских сооружений, арочных мостов (типа Беслетского), церквей и т.д. Итальянская архитектура ярко выражена, например, в генуэзской башне XIV в. внутри Анакопийской крепости и ниже, в прибрежье. Похожая башня имеется и в Тамыше. Обычно подобные большие башни находятся в центре небольшого пространства, огороженного крепостными стенами. В крепостной архитектуре их называют донжонами с выступающими полукружиями по углам и соответствующими бойницами-оформлениями.
Впрочем, есть и альтернативные мнения, согласно которым башня была возведена еще в XI столетии.
В середине XV века Византия пала, ослабла и Генуя, и берег Черного моря постепенно начал переходить под контроль Османской империи. Достоверно известно, что османский военный отряд располагался в Анакопийской крепости по меньшей мере два столетия, однако никаких турецких построек не сохранилось. В начале XIX века крепость еще сохраняла свое военное значение: вся эта территория вошла в состав Российской империи, ведшей войны то с непокорными горцами, то с турками; до 1864 года абхазские правители сохраняли свою автономию.
Уже в 1880-ые годы местные монахи, разобрав часть древних укреплений, проложили к крепости новую каменную дорогу.
В наши дни Анакопийская крепость — одна из самых популярных исторических достопримечательностей Абхазии. На территории древнего храма обустроена небольшая часовня.
Анакопийская крепость
Анакопийская крепость выделяется на фоне остальных рукотворных памятников Абхазии. Сооруженная в IV веке, она неплохо сохранилась и привлекает к себе множество туристов.
История создания
Крепость возведена на самой вершине Иверской горы, путь к ней не близок. Название ее переводится с абхазского как «изрезанная». Возведение ее было задумано с оборонительной целью, ее задачей было достойное противостояние врагу в случае нападения. В крепости были всего одни ворота, расположенные с юга.
До наших дней крепость дошла в довольно приличном состоянии. Может, причина этого в том, что она расположена высоко на горе, возможно, в том, что качество постройки было на высоком уровне. Сегодня она не передает того величия, которое представляла во время своего расцвета, но предположить, какое он имел стратегическое значение, можно легко.
Что посмотреть
Анакопия в IV веке н. э. была довольно могущественным городом черноморского побережья Кавказа. К VIII веку она стала столицей государства с расположенным в ней политическим и духовным представительством. Именно здесь располагались резиденции абхазских правителей. Анакопийская крепость и спустя несколько веков была призвана осуществлять защиту столицы от внешних посягательств.
Главным стратегическим объектом на территории крепости была римская башня, с верхних этажей которой открывался отличный обзор всех окрестностей как морских, так и сухопутных. В VIII веке у был построен храм Святого Федора Тирона. Его несколько раз перестраивали, во время последней реконструкции внутри храма была возведена часовня, которая сохранилась до наших дней в отличие от самого храма.
Ранее, в VI веке здесь возвели храм Пресвятой Богородицы. Рядом с ним находится главная святыня, которая притягивает паломников со всех уголков мира – колодец с обладающей особыми свойствами водой. Согласно легенде, источник является неиссякаемым, а вода в нем обладает волшебной живительной силой.
В начале нашего века здесь были проведены восстановительные работы, в ходе которых отреставрировали сторожевую башню. На ней для туристов была сооружена отличная смотровая площадка. С нее открываются изумительные виды на природу Абхазии и море.
Анакопийская крепость г.Новый Афон.
Анакопийская крепость — древнейшая постройка Анакопии (ныне г.Новый Афон) — древней столицы Абхазского царства и Абазгского княжества — была возведена во II-IV веках н. э.. Анакопия раскинулась на вершине Апсарской горы.
История
Стены Анакопийской крепости сложены из хорошо отесанных и пригнанных каменных блоков, ширина которых достигает 60-ти сантиметров. Единственным входом в крепость были небольшие ворота в южной стене, а четырехэтажная Римская башня, с верхнего этажа которой просматривались все окрестности, была самым важным оборонительным сооружением крепости.
В IV веке Анакопия была крупнейшим городом на юго-востоке Абазгии, а впоследствии стала резиденцией правителей государства Абхазия.
В VIII веке Анакопийская крепость принадлежала абхазскому царю Леону I, который руководил обороной Анакопии и разгромил осаждавшее Анакопию арабское воинство. После этого поражения арабы больше никогда не посягали на территорию Абхазии. При царе Леоне I Анакопия стала политической и духовной столицей Абхазского царства почти на сто лет.
Анакопийский храм
В конце VIII – начале IX веков, у северной стены Анакопийской крепости был построен Анакопийский храм в честь великомученика Феодора Тирона, который неоднократно перестраивался. Лишь его алтарная часть сохранила свои первоначальные очертания в виде широкой полукруглой апсиды. От древнего здания до наших дней остались также надписи на греческом языке и известняковые плиты с изображением раннехристианских символов (рыбы, кипарисы, крест ).
В Анакопийском храме на протяжении многих веков хранится нерукотворный образ Пресвятой Богородицы.
Живая Анакопийская вода
Рядом с храмом, в скале, вот уже несколько веков существует вытесанный из камня резервуар, который всегда наполнен кристально чистой водой. На дне каменного резервуара существует углубление, сквозь которое внутрь просачивается вода карстового происхождения.
Абхазия Новый Афон — отзыв
Анакопийская крепость, или достопримечательности которые сразу и не заприметишь.
Мы неоднократно проезжали Новый Афон и видели вдалеке на горе Крепость, но нам казалось, что она очень далеко и самостоятельно до нее не добраться, как же мы ошибались. С другой стороны в Новом Афоне столько достопримечательностей, что на Анакопийскую крепость просто не хватит сил.
Мы были в Афоне трижды, первый день посвятили обзорной прогулке, увидели прибрежный парк с черными лебедями, страусами и павлинами.
На второй день целенаправленно мы приехали изучить Новоафонскую пещеру и монастырь.
Спустя год мы вернулись в Абхазию снова и поставили перед собой цель дойти до Анакопийской крепости. Если вам будут предлагать экскурсию, не соглашайтесь, это нужно увидеть самостоятельно, а добраться до Анакопии труда не составит даже с детьми.
Мы отдыхали в Гаграх, поэтому для начала нужно добраться до Нового Афона, у Континента стоят маршрутки, которые очень быстро довезут вас до Афона, но ждать можно очень долго пока наберется целая маршрутка. С транспортом в Абхазии беда, что не говори. По приезду необходимо идти в сторону пещеры, а за кассами повернуть направо, там будет изворотливая дорога, по которой все время идти вверх. Есть места с трудным подъемом и в жару будет тяжеловато, но не спешите, отдыхайте, можно посидеть на лавочках или в кафе. Мы поднялись минут за 15-20, но я каждые пять минут отдыхала. Но как только мы дошли, я поняла что это великолепие того стоило. Вид с горы открывался просто непередаваемый.
Несколько оборонительных линий и крепость, которая пережила не одно сражение, неиссякаемый источник и многое другое. А когда вы заберетесь на смотровую площадку самой башни и увидите окружающие вас просторы и красоты, дух захватывает от такой необъятной красоты.
Дорога на территории словно змейка очень извилистая, можно идти по ней, но можно и напрямую.Туда мы шли как цивилизованные люди, а обратно спускались на прямик, Но информация для девушек — если идти не по дорожке можно встретить ящерок и змеек.
История этой крепости очень познавательна, советую перед поездкой почитать в интернете, небольшую информацию приложу и здесь для ценитель культуры и истории.
Анакопийская крепость была построена в 4—5 веках, но, несмотря на такой солидный возраст, она довольно прилично сохранилась. Конечно, время не могло пройти бесследно, и сегодня мы уже не увидим прекрасный город-крепость в том грозном виде, в котором Анакопийская крепость представала в далеком прошлом. Верным союзником беспощадного времени в деле разрушений стали кровавые войны и жестокие побоища, которых на веку этого крепостного сооружения было немало.
Итак, Анакопийская крепость создавалась как укрепительное сооружение и должна была охранять земли от врагов. Для проезда внутрь были предусмотрены единственные ворота с южной стороны цитадели. Основную оборонительную функцию несла Римская башня, с последних этажей которой прекрасно обозревались сухопутные и морские окрестности. Могущество Анакопии постепенно росло: в 4 веке она считалась самым крупным городом в юго-восточной части Абазгии, а в 8 веке стала представительством абхазских правителей, политической и духовной столицей страны. В это же время рядом с северной стеной цитадели строится храм в честь святого великомученика Феодора Тирона. Храм перестраивался несколько раз, результатом последних преобразований стала построенная внутри храма часовня.
От самого храма остались лишь незначительные фрагменты, а вот часовенку можно увидеть и сегодня.
Главным центром притяжения паломников считается «чудесный» колодец с живой анакопийской водой. Он примыкает к храму Пресвятой Богородицы, построенному одним из самых первых в 6—7 веках. Ходят легенды, что эта выдолбленная прямо в скале цистерна — неиссякаемая, а вода, которая её наполняет, — целебная и живительная.
В результате масштабной реконструкции, которая закончилась в 2008 г., была отреставрирована сторожевая башня, на которой соорудили смотровую площадку. Также в порядок привели склоны Апсарской горы с ведущей на вершину туристической тропой.
Если будете в Афоне обязательно посетите данный культурный объект, вы запомните это место на всю жизнь, после осмотра Анакопии погуляйте в приморском парке, или посидите в кафе в заворащивающим видом на пруд, лодочки, рыбок и лебедей.
Для тех, кто проникся отдыхом в Абхазии посвящаю остальные свои отзывы. Будьте счастливы и наслаждайтесь жизнью.