анапа гагры расстояние
из Анапы в Гагры
предусмотрительный
умру, но не сдамся
пару лет назад ехала,
их тогда было 2 шт
1. Сочи — Анапа (Анапа-Сочи)
2. Сочи — Анапа- Порт Кавказ (Сочи — Анапа- Порт Кавказ)
Время в пути Сочи-Анапа — 10 часов! (Особенно тяжело на участке Джубга Сочи, где серпантин). Автобусы старые, народ едет даже стоя, кондея нет, билеты я покупала заранее.
Ищите в интернете телефоны анапского или сочинского автовокзала и уточняйте время.
Если прямой автобус напрягает, а Сифлайт (то бишь комета) — дорого, то путь вам на Краснодар на автобусе/маршрутке около 2.5-3 часов, а там поездом до Адлера, коих немало.
Либо автотранспортом до Туапсе, и там пересесть на поезд — даже быстрее выйдет, чем через Краснодар.
Прямой автобус не так страшен, как его малюют, тот что из Порта Кавказ — в ночь идет, если спать в автобусе умеете — дороги не заметите. В шестом часу утра он в Сочи, так что на границу в аккурат с утра пораньше попадете. В общем им бы я ехал и не заморачивался бы.
Как человек отдыхающий в обоих этих местах (в зависимости от времени года), могу вам дать совет:
Самолёт у вас когда в Анапу прилетает ? Если после обеда, то рекомендую не срываться с места в карьер, а переночевать напротив Аэропорта, в том же Витязево (посетив его вечернее ночной развлекательный центр — Паралию). И из него-же по утру (выезд очень рано, чуть ли не в 5-6 утра ), выехать экскурсионным автобусом Анапа-Н.Афон, или Анапа-Рица итп. По любому эти все автобусы поедут через Гагры + если я не путаю (просто смотрел на это дело со стороны на КПП в Псоу), то таможню туристы проходят весьма шустро — вне очереди.
Уже скоро буду!
А кто вам сказал, что за удовольствие (ехать как белый человек, в тур.автобусе с кондиционером, туалетом итд), не надо платить ?
Нет, если вы хотите, езжайте в междугороднем икарусе выпуска 80х, в компании с. что везут в нём, чуть ли курей в клетках.
. но в целом — согласен, проезд Анапа-Гагры, это подчти как Джубга-Гагры * 2 Т.е. в условиях горного серпантина — весьма нудно и утомительно. Эта «авантюра» себя оправдает, только если ехать не в один приём, а с остановками. Главное чтоб автор темы до места в конце-концов — доехал А не решил остаться в том-же Геледжике, «купившись» на местный аквапарк (крупнейший на нашем побережье) или «дискотеку над облаками» на горе Олимп.
ps: Посыпаю голову пеплом за невольную рекламу КПЧМ, но я всему этому (о чём знаю не по наслышке, т.е. всё КПЧМ самолично на машине в последние года исколесил), всё равно предпочитаю Абхазию
Анапа, городской округ Анапа, Краснодарский край — Гагра, Гагрский район
Маршрут из пункта отправления Анапа в пункт Гагра, расстояние между Анапой и Гагрой, дешевые авиабилеты Анапа — Гагра.
Промежуточные точки между Анапой и Гагрой
Распечатать
Начало маршрута | |||
↓ | Менее 1 минуты — 0 км | ||
Анапа, городской округ Анапа, Краснодарский край, Россия | Менее 1 минуты | 0 км | |
↓ | 8 минут — 4.4 км | ||
станица Анапская, городской округ Анапа, Краснодарский край, Россия | 8 минут | 4.4 км | |
↓ | 5 минут — 3.8 км | ||
хутор Курбацкий, городской округ Анапа, Краснодарский край, Россия | 14 минут | 8.2 км | |
↓ | Менее 1 минуты — 0.2 км | ||
село Бужор, городской округ Анапа, Краснодарский край, Россия | 14 минут | 8.4 км | |
↓ | 22 минут — 23.9 км | ||
поселок Верхнебаканский, городской округ Новороссийск, Краснодарский край, Россия | 37 минут | 32.3 км | |
↓ | 2 минут — 1.9 км | ||
село Владимировка, городской округ Новороссийск, Краснодарский край, Россия | 39 минут | 34.2 км | |
↓ | 7 минут — 8.2 км | ||
село Гайдук, городской округ Новороссийск, Краснодарский край, Россия | 46 минут | 42.4 км | |
↓ | 6 минут — 5.9 км | ||
Новороссийск, городской округ Новороссийск, Краснодарский край, Россия | 53 минут | 48.2 км | |
↓ | 35 минут — 33.5 км | ||
Геленджик, городской округ Геленджик, Краснодарский край, Россия | 1 часов, 28 минут | 81.7 км | |
↓ | 1 часов, 8 минут — 72.7 км | ||
село Горское, Туапсинский район, Краснодарский край, Россия | 2 часов, 37 минут | 154.4 км | |
↓ | 58 минут — 55.9 км | ||
Туапсе, городской округ Туапсе, Краснодарский край, Россия | 3 часов, 35 минут | 210.4 км | |
↓ | 9 минут — 8.7 км | ||
село Вольное, Туапсинский район, Краснодарский край, Россия | 3 часов, 44 минут | 219.1 км | |
↓ | 1 минут — 1.1 км | ||
село Кроянское, Туапсинский район, Краснодарский край, Россия | 3 часов, 45 минут | 220.2 км | |
↓ | 2 минут — 1.6 км | ||
поселок Южный, Туапсинский район, Краснодарский край, Россия | 3 часов, 48 минут | 221.8 км | |
↓ | 3 минут — 2.5 км | ||
село Дедеркой, Туапсинский район, Краснодарский край, Россия | 3 часов, 52 минут | 224.3 км | |
↓ | 6 минут — 5.5 км | ||
село Шепси, Туапсинский район, Краснодарский край, Россия | 3 часов, 58 минут | 229.9 км | |
↓ | 17 минут — 13.6 км | ||
село Дубравка, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 15 минут | 243.4 км | |
↓ | 2 минут — 2.1 км | ||
аул Наджиго, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 18 минут | 245.5 км | |
↓ | Менее 1 минуты — 0 км | ||
село Дубравка, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 18 минут | 245.6 км | |
↓ | 4 минут — 3.8 км | ||
деревня Хатлапе, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 22 минут | 249.4 км | |
↓ | 3 минут — 3.1 км | ||
село Мамедка Нижняя, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 25 минут | 252.5 км | |
↓ | 12 минут — 11.6 км | ||
Сочи, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 38 минут | 264.1 км | |
↓ | 13 минут — 13 км | ||
село Зубова Щель, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 51 минут | 277.1 км | |
↓ | 7 минут — 6.5 км | ||
село Ахинтам, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 4 часов, 59 минут | 283.6 км | |
↓ | 7 минут — 6 км | ||
село Верхнеякорная Щель, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 5 часов, 6 минут | 289.6 км | |
↓ | 2 минут — 1.6 км | ||
село Беранда, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 5 часов, 8 минут | 291.2 км | |
↓ | 5 минут — 5.1 км | ||
село Детляжка, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 5 часов, 13 минут | 296.3 км | |
↓ | 6 минут — 5.7 км | ||
село Горное Лоо, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 5 часов, 20 минут | 302.1 км | |
↓ | 3 минут — 2.7 км | ||
село Нижнее Учдере, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 5 часов, 24 минут | 3 04.8 км | |
↓ | 21 минут — 19.7 км | ||
Сочи, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 5 часов, 46 минут | 324.5 км | |
↓ | 31 минут — 29.7 км | ||
село Бестужевское, городской округ Сочи, Краснодарский край, Россия | 6 часов, 17 минут | 354.2 км | |
↓ | 43 минут — 38.8 км | ||
поселок городского типа Гячрыпш, Гагрский район, Абхазия | 7 часов, 0 минут | 393 км |
Распечатать
Общая информация
- Расстояние по прямой: 297.9 км.; Расстояние между центрами городов/поселков/деревень.
- Расстояние по дороге: 393 км.; По данным Яндекс.Карт.
- Время поездки: 7 часов, 0 минут; Без учета пробок и времени на отдых и питание.
- Расход топлива: 39.3 л.; При расходе 10 литров на 100 км.
- Затраты на поездку: 1375.52 руб.; При стоимости топлива 35 рублей за литр.
Калькулятор расхода топлива:
Авиабилеты Анапа — Гагра
Мы подобрали несколько вариантов авиабилетов для данного маршрута. Поиск авиабилетов велся с учетом цены, времени вылета. Если Вы хотите купить недорого авиабилет Анапа — Гагра или на другой маршрут, то перейдите по ссылке.
(AER) село Четвертая рота → (KRR) Краснодар
Aeroflot Russian Airlines
(KRR) Краснодар → (AER) село Четвертая рота
(KRR) Краснодар → (AER) село Четвертая рота
(AER) село Четвертая рота → (KRR) Краснодар
(AER) село Четвертая рота → (BUS) Батуми
(AER) село Четвертая рота → (KRR) Краснодар
Aeroflot Russian Airlines
(KRR) Краснодар → (AER) село Четвертая рота
(AAQ) хутор Чембурка → (AER) село Четвертая рота
Aeroflot Russian Airlines
(AAQ) хутор Чембурка → (AER) село Четвертая рота
Aeroflot Russian Airlines
(GDZ) Геленджик → (AER) село Четвертая рота
(AAQ) хутор Чембурка → (KRR) Краснодар
Aeroflot Russian Airlines
(KRR) Краснодар → (BUS) Батуми
(KRR) Краснодар → (KUT) Кутаиси
(KRR) Краснодар → (KUT) Кутаиси
(AER) село Четвертая рота → (KUT) Кутаиси
Как добраться из Адлера в Гагру
Расстояние между Адлером и Гагрой — 42 км на машине, 39 км на поезде. Преодолеть его можно по трассе или железной дороге.
Рассмотрим подробнее каждый из возможных способов.
Поезд Адлер — Гагра
На поездах удобнее всего пересекать границу между Россией и Абхазией, поскольку не нужно выходить вместе с багажом для паспортного контроля, стоять в очереди на пешеходных проходных.
По данному направлению курсируют поезда, которые следуют из Москвы (или Санкт-Петербурга) в Сухум. Время в пути — 2 часа 50 минут, причем большую часть времени придется простоять на пограничных пунктах: в Веселом (1 часа) и станции Цандрыпш (30 минут).
Цена билета на поезд Адлер — Гагра в 2019 году: от 605 рублей в плацкарт, от 1 000 рублей в купе, от 2 000 рублей в СВ. Поезд включен в программу «Динамическое ценообразование», то есть чем ближе к дате отправления, тем дороже билеты.
Расписание поезда Адлер — Гагра 2019
Купить ж/д билет Адлер — Гагра
Продажа билетов открывается за 60 суток. Купить заранее можно на сайте РЖД или на сайте Туту.Ру . Последний является крупнейшим сервисом по онлайн-продаже железнодорожных билетов.
Автобус Адлер — Гагра
С 2017 года запущена система проезда по Единому билету, согласно которой можно приобрести ж/д или авиабилет на поезд до Сочи, а от железнодорожного вокзала Адлера (или аэропорта Сочи) по дополнительному талону за 380 рублей следует на автобусе до Гагры. Расписание и тарифы: transdir.ru .
Вариант проезда на автобусе от границы. После прохождения паспортного контроля придется пересесть на маршрутки, курсирующие по Абхазии.
До КПП идет автобус № 173 (от аэропорта Адлера) и 125П (от вокзала Адлера). Еще одна остановка общественного транспорта находится в 700 метрах от границы — это «Казачий рынок» (маршрутка № 100, автобусы № № 57, 117, 125). Билет — 33 рубля.
Время прохождения паспортного и таможенного контроля зависит от ряда факторов. Например, в «низкий» сезон — не больше 15 минут. Меньше людей по ночам и ранним утром. Пик — летом в обед и вечером.
Перейдя мост над рекой Псоу, которая обозначает границу, туристы оказываются на автовокзале, откуда отправляются автобусы и маршруты до Гагры. Билет — 70–80 рублей. Водители маршруток ждут, пока салон заполнится, автобус же ходит по расписанию (он медленнее и дешевле). В пути — 30–40 минут.
На границе нужно предъявить внутренний или заграничный паспорт.
Такси Адлер — Гагра
Трансфер — удобный вариант для тех, кто привык все планировать заранее. К тому же на такси удобнее пересекать границу: чемодан можно оставить в багажнике. Цена поездки зависит от маршрута, вместительности автомобиля. Выгодно заказать такси в том случае, если вы путешествуете большой компанией.
Доступные варианты представлены ниже:
Из Адлера в Гагры на машине
Пробки на автотранспортном мосту в период с июня по август могут отнять у путешественников несколько часов. Чтобы не пришлось стоять в огромной очереди, спланируйте свой маршрут так, чтобы быть на границе ранним утром или поздней ночью.
Расстояние между Адлером и Гагрой на машине — 42 км. Без учета пробок и прохождения КПП путь займет 1 час.
Описание маршрута Адлер — Гагра
Длина маршрута между Адлером и Гагрой: 41км
Приблизительное время в пути: 51м
Расстояние | Время | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7,4 км | 5 мин. | Направляйтесь на юго-восток по ул. Насыпная/E97/А-147 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,6 км | 1 мин. | Сверните налево на съезд в сторону UROZHAYNAYA str. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,3 км | 1 мин. | Выезжайте на ул. Урожайная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,1 км | 4 мин. | Поверните направо и продолжайте движение по ул. Урожайная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,1 км | 1 мин. | Продолжайте движение прямо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,2 км | 1 мин. | Поверните налево в сторону Sh194/შ194 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,1 км | 2 мин. | Плавный поворот налево на Sh194/შ194 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,1 км | 3 мин. | Поверните направо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,5 км | 4 мин. | Резкий поворот направо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4,3 км | 9 мин. | Поверните налево | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,5 км | 2 мин. | Поверните направо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18,1 км | 14 мин. | Поверните налево на E60/Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2,3 км | 2 мин. | Продолжайте движение по Ardzinba Ave | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
86 м | 1 мин. | Поверните налево в сторону General Dbar St | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 м | 1 мин. | Поверните направо в сторону General Dbar St | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,8 км | 1 мин. | Плавный поворот направо на General Dbar St | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,1 км | 1 мин. | Поверните направо на перекрестке с Gudauta St | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0,6 км | 1 мин. | Продолжайте движение по Kabarda StАренда авто в АдлереДалеко не все отдыхающие приезжают в Адлер на своей машине. Тем более что всегда можно взять транспорт в аренду на месте. Выбрать из разных вариантов помогает поисковик Rentalcars: Поиск автомобиля в прокат
Смотрите также специальный материал «Прокат автомобилей в Адлере». Об укреплениях, расположенных по берегу от Анапы до Гагры, и о сопредельных с ними племенах горских
и о сопредельных с ними племенах горских (Записки лейтенанта линейного корабля «Силистрия» И.Н. Сущова (Сущёва)) Нужно ли говорить о былых обитателях Северо-Восточного берега Чёрного моря, о сарматах и скифах, населявших его в века самых тёмных сказаний о Кавказе; о цветущем состоянии ионических колоний; о могуществе Понтийского царства; о победных римских знамёнах, развевавшихся по этому берегу; наконец об аланах, абазгах, хазарах и гуннах, последовательно занимавших Северо-Западную часть Кавказа и вытеснявших одни других? Нужно ли повторять о том влиянии, какое имели на эти племена первые и великие учителя христианства, об успехах проповедников Византийской империи, о потрясении христианской религии на Кавказе страшным нашествием монголо-татар; и в заключении, о владычестве турок на Востоке и сношениях их с племенами, обитавшими по Восточному берегу – много писали об этих различных народах, выступавших на страницах Кавказской истории как прах одного поколения над прахом другого; но до сих пор не доказал никто положительно, которому из этих прахов принадлежат настоящее, полное силы и жизни поколение горцев. Однакож весьма правдоподобное заключение, к которому подводят свои итоги современные писатели состоит в том, что аланы и абазги, занимавшие в первые века христианской эры Северо-западную часть Кавказа и беспрестанно тревожимые и теснимые готфами и гуннами, разделились на две части: одна из них двинулась в Европу, другая же удалилась с Кубанских берегов в ущелья высочайших хребтов Кавказа и там, вдоль Северо-Восточного берега Черного моря, и по обе стороны снежной цепи гор, под защитою природных твердынь, основали свои жилища и свою независимость. Эти то первые горцы почитаются родоначальниками нынешних обитателей Кавказских гор и ущелий. Успешно избегая и отражая вторжения новых народов, выходивших из Азии в продолжение многих веков, они освоились с дикою жизнью, окрепли смелостью и отвагою в безопасных убежищах и возмужали в жизни простой, суровой и всегда боевой. Многочисленные орды варваров, ужасавшие весь Восток в 13-м столетии, не могли проникнуть в неприступные гнёзда горцев, и способствовали, может быть, к развитию в них того дикого удальства и той дерзкой неустрашимости, которые составляют до сих пор отличительное свойство характера их потомков. Первые сношения русских с закубанскими племенами были неприязненные. Великий князь Святослав в 964 году посылал ополчения свои на Кубань, на ясов, обитавших за этою рекой. В начале XI века Мстислав Удалой явился с русскими дружинами на Кубань, разбил хазар и основал Тмутараканское княжество. В последующие столетия горцы неоднократно прибегали с просьбами о защите и покровительстве в междоусобных распрях к русским венценосцам: в царствование Иоанна Грозного, при царе Михаиле Феодоровиче и других. Император Пётр Великий посылал русские войска на помощь закубанцам против притеснителей от крымских ханов; и вообще горцы сохраняли дружественные отношения к Русским до тех пор, пока не возникли явные несогласия между Россией и Оттоманскою Портою. Тогда турки употребили в действие всё своё влияние через мулл и агентов, чтобы восстановить против нас черкесские племена; и упорное сопротивление, какое поставляло наше правительство против развития гнусной торговли невольниками, связывавшей турок с черкесами, было главной пружиной успеха, с каким разлился в короткое время по ущельям кавказским враждебный дух против России. В последнюю войну нашу с турками, взятие Анапы, единственного пункта, который поддерживал их постоянные сношения с горцами, совершенно уничтожило влияние их на племена, обитавшие по Черноморскому берегу. Неудача Оттоманской Порты в борьбе с нами уронили её во мнении воинственных дикарей. Довольно значительная меновая торговля их с анатолийскими турками в Анапе прекратилась. Твёрдое положение наше в этой крепости и сильный гарнизон делали её грозным пунктом для северных племён, обитавших по берегу моря и в предгориях Кавказского хребта. Купцы, поселившиеся в Анапе с особенными преимуществами и привилегиями, завели меновую торговлю с горцами, но как они не могли доставлять им свинец, порох, сабли и дула для огнестрельного оружия, то черкесы и возобновили контрабандные сношения с жителями Анатолии и Румелии; свои же суда решались отправлять через целое море в Константинополь с невольниками. Кроме того, они нападали с вооружёнными чикчермами на купеческие суда, заштилевавшими у кавказского берега или выброшенные на мель; расхищали товары, сжигали суда и людей брали в плен. Все эти причины побудили наше правительство обратить строгое внимание на Северо-Восточный берег Чёрного моря, и в 1830 году вследствие высочайше утверждённого предначертания графа Паскевича Эриванского, приступили к занятию важнейших пунктов по всему пространству этого берега от Анапы до Гагры. При занятии этих мест десантом с флота выбирали равнины, удобные для высадки войск и построения форта; ущелья наиболее населённые горцами, или же к которым обыкновенно приставали турецкие суда, или из которых удобные проводились черкесами грабежи вдоль берега. Генералы Вельяминов, Головин и Раевский действовали по береговой линии и в 1839 году двенадцать новых укреплений между Анапой и Гагрой уже опоясывали кавказские предгорья, заселённые непокорными горцами. Но, к сожалению, надо сказать, что положение первых поселенцев наших по Черноморской линии не вполне соответствовали цели, для которой эта цепь укреплений была предназначена. Они воздвигнуты были также скоро как слабо и ненадёжно. Гарнизоны были малосильны и малоопытны, и к тому же имели все натуральные невыгоды пред неприятелями и почти никаких искусственных преимуществ. Непроходимые леса и горы, окружая неприступной стеной аулы горцев, способствовали им вместе с тем собираться тайно с разных сторон вокруг избранного форта и делать на него внезапные и удачные нападения, тогда как гарнизоны наши, расположенные на низменных равнинах или на холмах, выбритых от лесов на расстоянии пушечного выстрела, не смея ни на шаг выступить из своих окопов, каждую ночь приготовляясь к отражению, на всякий случайный выстрел отвечая общей тревогой, гарнизоны эти, не имели ни каких искусственных оборон против черкесов. Их рвы, валы, палисады и незначительная артиллерия представляли препятствия ничтожные, и сопротивления слишком невинные для такого неприятеля, каковы горцы. Одна обычная осторожность горных жителей вступать в открытый бой на ровном месте, предохраняла укрепления наши в первое время от разрушения, и только воинственный дух гарнизонов и бессменная бдительность их начальников поддерживали сомнительное состояние линии до 1840 года. Но и эта моральная сила ослабевала от появления горячек и лихорадок в знойные месяцы; зимой же являлись новые неприятели с другой стороны: морские ветры и беспрестанные прибои, не позволявшие подходить к берегу ни крейсерам с помощью, ни транспортам с провизией. В таком состоянии эти форты, вместо того, чтобы составлять грозную сторожевую линию по берегу, находились сами как голубиные гнёзда в царстве ястребов. Черкесы, отброшенные в горы от моря, лишённые речных устьев и сообщений с морем, отрезанные от сношений с турками, стеснённые в тесных ущельях, — горели мщением и выжидали верного случая для успешного нападения. Весной в 40-м году разразилась эта дикая месть над береговой линией. В один месяц четыре форта были взяты, истреблены; малочисленные гарнизоны с геройским мужеством пали под тысячами горских шашек. Как ни огромна была жертва, но она имела и благодетельные последствия: обратили серьёзное внимание на усиление искусственных преград для обороны и отражения неправильных атак хищных племён; умножили число людей в гарнизонах; удвоили их содержание; улучшили помещения и привели форты в то состояние, которое кажется в настоящее время неприступно для горцев. Эскадра крейсеров растянулась сторожевой цепью по линии; устроено постоянное пароходное сообщение между укреплениями и Керчью и вся линия получила новую жизнь, силу и деятельность. В таком положении находятся береговые укрепления в настоящее время; гарнизоны осваиваются с резкими изменениями климата, с пустынною окрестностью, знакомятся с разбойническою тактикою своих неприятелей, холодеют к опасностям и закаливаются в основании и правилах военного ремесла. Приступая к описанию укреплений, занятых нами по черноморскому берегу, я хочу сказать прежде несколько слов о крейсирующем отряде, который своей целью и всеми действиями нераздельно связан с береговою линией. ^ О крейсирующей эскадре у кавказского берега Со времени поступления Абхазии под покровительство России и занятия нашими войсками и эскадрою к-л. Дотта Сухумской крепости, в 1810 году, начали посылать к абхазским берегам отряды мелких судов для снабжения гарнизона провизией и для поддержания вида покорности в племенах абхазских. Но в те времена подобные экспедиции проводились на особенном основании. Из Севастополя отправляли суда старые, плохие и начальники их пускались в Сухум, как на новую землю: служили молебен у херсонесского маяка, салютовали из всех орудий Георгиевскому монастырю и выходили в море, вполне полагаясь на молитвы и счисление его угодников: несколько недель отыскивали Сефербееву шапку (вершина горы около Сухума), потом искали трапецию (над сухумской крепостью) и, наконец, дотащившись до Сухумского рейда, бросали с первого дня на шесть или на восемь месяцев все якоря, и столько же гуськов: и таким образом обеспечив суда от морских и береговых ветров, уже возлагали на себя попечение о благосостоянии нового края. Результатом этих забот было только некоторое умножение доходов жителей от непомерного истребления здешнего зелья, именуемого чихирь, и безвкуснейшего из всех известных напитков. Так бывало в старые годы, — так рассказывают об этих временах здешние ветераны. Но мало-помалу летаргическое состояние наших отрядов в Сухуме было пробуждаемо и обеспокоиваемо черноморским начальством до того, что в 1820 годах крейсеры начали поднимать свои якоря и проветривать паруса в виду Сефербеевой шапки; однакож до последней Турецкой кампании Абхазская эскадра играла роль самую невинную или, лучше сказать, ничтожную. По окончании войны с турками в 1830 году, крейсирующий отряд получил назначение более деятельное и достойное. Анапа, служившая арсеналом турецких ружей для горцев и рынком невольниц для турок, была разгромлена русскими в 1828 году и занята нашими войсками. Сильный гарнизон сделал её значительным пунктом на севере и грозным для непокорённых племён. В тоже время предположено принять решительные меры против подвоза пороха, оружия и снарядов к кавказскому берегу и против торга невольниками. Вследствие этого и положение Сухумского отряда должно было измениться. Судам нельзя уже было покойно лежать у берегов мирной Абхазии; начальники не могли безответственно предаваться бездействию в краю, на который и порядок воинский и нравственный должны были иметь непосредственное, полное влияние. Поэтому состав Кавказской эскадры получил лучшее устройство: суда снаряжали крепкие, надёжные; моряков выбирали заслуженных и опытных. Северо-восточный берег с крепостью Анапа и укреплением Гагра (первыми местами, занятыми по линии) был назначен исключительно для наблюдений отряда. Кроме того, от крейсеров требовалась беспрерывная деятельность и движение. Торговля иностранных судов с черкесами была объявлена запрещённой, и крейсеры обязаны были не допускать флаги других наций к кавказскому берегу и захватывать контрабандные суда. Продажа и перевоз невольников, производимые черкесами на их чикчермах в Анатолию, также вверялись бдительности крейсирующих командиров для совершенного уничтожения. Но как уже доказано неоспоримо, что совершенства нет на земле, так и в море на этот раз оно не имело места; и бдительность крейсеров в первые годы их плавания у северо-восточного берега имела свои несовершенства и значительные отступления от предположенной цели. Надо заметить, что до взятия Анапы и Гагры черкесский берег с его частыми зыбями, прибоями и хищными обитателями почитался сухумскими моряками неприступным и опасным, и они всегда держались от него на большой дистанции; а потому и новые крейсеры неохотно к нему приближались. Сухум, тёплый приют прежних зим, был им заграждён бессменным пребыванием отрядного командира. Анапский рейд не любили они за сомнительный грунт; Гагру за постоянную зыбь и беспрестанные перемены ветра. Вследствие этих причин крейсеры выбирая из многих зол меньшее, назначили местом своего отдыха и бездействия покойное Чёрное море. Зарифленные всеми рифами, эти часовые по линии беззаботно качались по целым месяцам на зыбях в благородной дистанции от всех берегов; неохотно гонялись за анатолийскими бригами; и ещё менее обращали внимание на черкесские чикчермы. С распущенными парусами встречали он только крейсеров, являющихся на смену и потом спускались в любимый сухумский край без галер, без призов, безо всяких этих мелочей, которые могли бы затруднить им плавание на юг. Отрядный начальник с трубой наверху встречал крейсера на сухумском рейде, осматривал его рангоут, и не находя ничего сломанного или снайтовленного, приветствовал его сигналом: «Благодарю». Командир крейсера являлся на фрегат с донесением о своём плавании, о видимом прекращении контрабандной торговли, о нерешительности горцев выходить в море на дрянных чикчермах и прочее и прочее; и от этого благоприятное известие сопровождалось обыкновенно обедом и тостом за здоровье флагмана, так успешно достигающего предначертанной цели. Таков был дух крейсирующих отрядов в этот период. Конечно, это не может относиться ко всем крейсерам, потому что и тогда были прекрасные исключения, однакож всё сказанное кажется довольно верно изображает общий характер их действий или бездействий в первые четыре года. Скажу не в оправдание, а в объяснение этого равнодушия крейсеров к настоящему делу, что причины его такого не извинительны, как и само равнодушие. Обязанности крейсера, вечно сопряжённые с неприятностями, лишениями и опасностями всякого рода, должны быть руководимы, поддерживаемы и возбуждаемы примером деятельного начальника, его постоянным вниманием и участием к положению крейсера, без чего командир с обыкновенными достоинствами, не проникнутый особенным, энергическим чувством к прямой пользе, не устоит в беспрерывной борьбе с непогодами и недостатками и вступит в общую колею людей, исполняющих своё назначение как-нибудь, лишь бы полегче. Так было и в этот раз: флагманский фрегат безвыходно лежал в Сухуме; крейсеры также бесполезно лежали в море и в результате этого общего отдохновения выходило то, что подвозы оружия и снарядов из Турции к горцам не прекращались; черкесы по-прежнему перевозили невольников в Константинополь и нападали на купеческие суда, заштилевавшие у их берегов. Но по счастию, которое всегда сменяет несчастное состояние дел, это жалкое положение кавказской эскадры продержалось не долго. Особенное внимание высшего начальства обратилось вдруг на Кавказскую береговую линию. Целые дивизии, предводительствуемые главными начальниками Черноморского флота, стали ежегодно приходить с десантом для занятия новых мест на берегу. 1837 год был ознаменован прибытием Государя Императора в Геленджик, — и всё на линии закипело жизнью и деятельностью. Явились двигатели к прямой пользе: адмиралы с верным и строгим взглядом на вещи; капитаны с примерной ревностью к своему делу. Они действовали на массу и крейсирующая эскадра получила скоро новое и настоящее образование, флагманам предоставлено постоянное, личное наблюдение за спокойствием по линии и за исправностью отряда. Крейсеры получили потребные, ясные инструкции, где кроме взятия контрабандных судов на них возложена обязанность постоянно наблюдать за укреплениями, находящимися на их дистанции и подавать немедленную помощь при появлении горцев. В 1838 году наши войска заняли Новороссийск. Обширная бухта его, закрытая от морских ветров и лежащая в кругу действий против черкес и вблизи от Крыма, представила значительные удобства его перед Сухумом крейсирующему отряду; почему Новороссийск и назначен был вместо Сухума для временного пребывания отрядного командира и для освежения крейсеров. С этого времени начался настоящий период кавказского крейсерства, в котором эта эскадра постоянно является уже с духом деятельным и стремления к положительной пользе и служит надёжной подпорою для укреплений и сильною рукою во всех действиях, совершающихся по берегу. Адмиральский фрегат бессменно носится вдоль линии, спрашивая о положении сомнительных укреплений. Всякий крейсер представляет собой явление, которое столько веков безуспешно отыскивали учёные – «вечное движение» — и кавказский берег с его поселениями, опоясанный такой летучей эскадрой, находится в положении совершенно обеспеченном и в отношении продовольствия, доставляемого исправно на кавказских транспортах, и со стороны неприязненных покушений на форты, которые общими силами с моря и берега вовремя предупреждаются или отражаются смело и решительно. Теперь, наблюдая за каждым крейсером, вы увидите всякий день как он встречает и опрашивает суда, показывающиеся на горизонте, потом вы следите за ним, когда он змеёй извивается перед бухтами и ущельями около берега, высматривая, не готовится ли где чикчерма к спуску на воду. После того он бежит к береговым укреплениям на его дистанции, узнаёт об их состоянии и предлагает услуги. Если сильные скопища горцев показываются перед фортом, крейсер бросает якорь у самого берега, свозит десант или обстреливает укрепление и вместе с ним отражает неприятеля. Призы и чикчермы стали чаще показываться на буксире у крейсеров и реже выходить из своих ущелий и балок. Вместе с основание фортов по линии положен предел морским грабежам и молодечеству горцев на море. Они не имеют теперь в своём владении ни одного залива, ни бухты, ни устья реки по берегу. Однакож жадность к турецкому оружию и врождённая наклонность к удалым попыткам, до сих пор подвигают изредка горцев на смелые вылазки в чикчермах для перевоза в гаремы Константинополя своих чернооких смуглянок. Черкесы изобретают различные средства, пользуются всевозможными случаями, чтобы избежать внимания крейсера и проскользнуть мимо его к берегам Анатолии. Внутри гор, или в ущельях, близких к морю, но закрытых и неприступных для крейсера, они строят свои большие чикчермы и лёгкие плоскодонные лодки (фелуки), чрезвычайно удобные в бурунах и прибоях. Когда чикчерма готова и план отплытия составлен, тогда они в ночное время перетаскивают её к месту спуска на воду; а чтобы скрыть от крейсера, заваливают её травою, папоротником или кустами. Так остаётся она до минуты отправления; и этот момент горцы выбирают с большой осмотрительностью. Они выжидают свежего, берегового ветра или пасмурных дней, или долгих тёмных ночей, — и верно рассчитав свою безопасность, пускаются в путь. Чрезвычайно трудно крейсеру предупредить такое отплытие и не легко уловить чикчерму, потому что с неё всегда ранее усмотрят на горизонте большое судно и примут направление, удаляющее от него к берегу или в море, прежде, нежели оно в состоянии заметить мелкую чикчерму. Однакож эта невозможность, кажется, начинает уничтожаться, потому что все последние призы были взяты в туманное или ночное время. Вооружение чикчермы состоит большею частью из одной мачты и одного рейкового паруса. Немногие имеют две мачты. Они так легки, покойны и крепки на волнении, что некоторым случалось держаться в открытом море по нескольку недель, во избежание крейсеров, лавирующих у берега. Бывало также, что их брали с людьми, совершенно обессиленными и умирающими от голода и изнеможения. Торговля с черкесами порохом и снарядами всегда была незначительна. После запрещения иностранцам иметь какие-либо сношения с горцами по Чёрному морю, она несколько распространилась, но с учреждением правильного крейсерства можно сказать положительно, что торг огнестрельным оружием и снарядами совершенно прекратился на линии. Турки слишком ленивы, чтобы пускаться на неверные предприятия; анатолийские греки не так глупы и не довольно смелы, чтобы рисковать свободой, а иногда и жизнью для незначительных выгод, получаемых от черкесов. Суда же других наций не могут производить здесь с пользой контрабанду. Вездесущие англичане, почитающие все моря на земном шаре их наследственными владениями, хотели было принять участие в контрабандной торговле с горцами, но первая попытка их была неудачна. В 1838 году (так в рукописи, хотя известно, что «Виксен» прибыл в 1836 году – прим. К.В.Н.) английская шхуна «Виксен», нагруженная свинцом и порохом вышла из Англии вслед за объявлением в лондонских журналах, что, невзирая на запрещение русских, шхуна «Виксен» отправляется в Чёрное море к кавказским племенам для передачи им своего важного изначально груза. Они надеялись на её ходкость и ловкость шкипера. Она точно пришла к черкесскому берегу, в незанятый ещё Суджук-Кале, но не одна, а в сопровождении крейсера капитана Вульфа на бриге «Меркурий», который тут же взял значительный приз со всем его значительным грузом. Она сделана транспортным судном и до сих пор верно исполняет своё назначение в Севастополе.(Дж.А.Лонгворт в книге «Год среди черкесов», рассказывая о деле «Виксена»,тоже называет имя капитана Вульфа, но корабль именует «Аякс»-прим. К.В.Н.). Англичане заговорили, зашумели о взятии «Виксен», но, сознавая всю наглость своих претензий, скоро замолкли и убедились в невозможности отливать пули для горцев на Черном море против России. Этот пример много содействовал к скорому прекращению всех контрабандных подвозов. По причине беспрерывных сношений береговых укреплений с крейсирующей эскадрой, установлены между ними сигналы, чрез пушечные выстрелы и шлюпочный флаг. Главные вопросы крейсеров состоят в следующем:
Ответы из укрепления: 1. Всё благополучно. Имею много больных. Имею недостаток в провизии. Нахожусь в опасности от неприятеля. 2. Можно пристать к берегу. Нельзя по причине прибоя. 3. Пришлю баркас. Прислать баркас невозможно.
Имею депеши, пришлю немедленно. Примечание: когда пароход или крейсер послан с почтой по укреплениям, то, чтоб не терять времени и хорошей погоды, он не останавливается в каждом укреплении, а подходя, делает сигнал: «Иду с депешами» и начальник форта обязывается тотчас выслать казачий баркас. Когда же судно стоит на якоре и готово к отплытию, то поднимается сигнал «Снимаюсь с якоря» и, если в укреплении есть бумаги к отправлению, то оно должно дожидаться час после своего сигнала, по прошествии коего уходит в море. Когда парусное судно или пароход проходят в виду укрепления, и оно имеет крайнюю необходимость переговорить с ним, и пушечные выстрелы могут быть услышаны, то укрепление палит из пушки до тех пор, пока судно подойдёт к нему или скроется из вида. В таких беспрерывных сношениях находятся здесь морские силы с сухопутными и никогда и нигде, я думаю, не существовало подобного согласия и единодушия во взаимных их действиях, как на Черноморской береговой линии. Моряки жаждут случаев, вызывающих их на помощь сухопутным войскам и как только предстаёт в них надобность, во всех десантах морской батальон занимает свой передовой пост. Крейсирующая эскадра уже ознаменовала своё благодетельное влияние на береговую линию многими замечательными действиями. Между прочим, в 1839 году многочисленные скопища горцев окружили укрепление Соча. Гарнизон имел много больных, и черкесы хотели воспользоваться его слабостью. Отрядный командир контр-адмирал Станикович, обходя по линии на фрегате, первый узнал о сомнительном положении Сочи. Немедленно явился он перед нею; в продолжение нескольких часов стянул крейсеров со всей линии к этому пункту и свёз сильный десант. Одно неожиданное появление эскадры рассеяло хищные скопища, и все дальнейшие покушения их были уничтожены одним удачным сигналом отрядного адмирала. Другое дело, столько же достойное смелого и опытного моряка, сколько храброго и боевого начальника происходило между укреплениями Св. Духа и Сочею в октябре 1841 года. Оно надолго останется приятнейшим воспоминанием для моряков в нём участвовавших, и для сухопутных войск, избежавших неминуемой гибели. Начальник Черноморской береговой линии генерал Анреп предпринял смелое движение войск из форта Св. Духа в Сочу по укреплённому 28-ми вёрстному дефиле. Он знал, что переход этот невозможен без содействия флота и отнёсся к флагману крейсирующего отряда к-а. Станиковичу. Немедленно собралась у Адлера вся эскадра, пароходы и кавказские баркасы. Горцы узнали о намерении генерала Анрепа, многочисленными толпами стеклись перед укреплением, и устроили прочные завалы и насыпи вдоль всего берега. Действующий отряд сухопутных сил в числе 10000 двинулся к Сочи 8-го октября, перешёл через первое ущелье и остановился в жестоком перекрёстном огне, открытом со всех вершин и насыпей. Завалы в несколько ярусов и непроходимые узости совершенно преградили ему путь. Тогда адмирал Станикович на 80-ти пушечном корабле «Три иерарха» с фрегатом и крейсерами придвинулся к берегу на картечный и на ружейный выстрел, открыл свои батареи и, буксируемый пароходом, произвёл такую меткую и гибельную пальбу по завалам и насыпям, что огонь неприятельский прекратился немедленно и возобновлялся только в местах, находившихся вне выстрелов корабля. Так три дня и три ночи подвигался адмирал шаг за шагом, со всею эскадрой перед сухопутным отрядом в расстоянии картечного выстрела от берега, очищая ему путь и отбрасывая горцев за горы. Между тем мелкие суда следовали за арьергардом и не допускали неприятеля действовать в тылу движущемуся отряду. Вооружённые баркасы со флота и казацкие лодки обстреливали картечью берег на самом близком расстоянии и перевозили на корабль убитых и раненных. 10 октября сухопутные войска вошли с небольшой потерей в Навагинское укрепление и здесь-то к-а. Станикович был принят действующим отрядом как избавитель его от неизбежного поражения. Все были в единодушном восторге от распоряжений адмирала и действий эскадры. Это примерное и отважное дело в морском отношении встретило не менее сочувствие в моряках наших, и крейсирующая эскадра пользуется в настоящее время тем почётным уважением, на которое она приобрела право делами у Сочи и Адлера. Новые лучшие суда, молодые, здоровые команды и лихие капитаны составляют теперь действующую эскадру. Она снаряжается из одного фрегата для флагмана, двух корветов, двух бригов и двух шхун или тендеров. В последнее время содержание команд улучшено, жалование офицерам удвоено, и эта отдельная эскадра и зимой и летом не прекращающая своего плавания, служит полезнейшей школой для всех моряков Черноморского флота. Четыре парохода находятся в распоряжении начальника береговой линии. Всякую неделю пароход выходит из Керчи по всем укреплениям с почтой и пассажирами, а иногда и с десантом до 200 человек. Каждый из них в 140 сил. Два постоянно стоят в Керчи, готовые для особенных случаев; другие же два сменяются в регулярном движении по линии и составляют отраду береговых поселенцев. Кроме пароходов в ведении начальника береговой линии находится большая эскадра транспортов для доставления запасов и провизии по укреплениям. О них я могу только сказать, что их слишком много и весьма малая часть исполняет достойным образом своё назначение. Казацкая флотилия или баркасы весьма деятельно сохраняют сообщение между фортами в летнее время. Главные силы их находятся в Геленджике, но и каждое укрепление имеет несколько лодок и казаков. Они хорошо ходят под вёслами; могут держаться в море под парусами и много способствуют к уничтожению перевоза невольников с кавказского берега Пространная и широкая бухта закрытая от морских ветров, и единственная по черкесскому берегу для удобного поселения и торговли сделали весьма важным занятие Новороссийска, представив эскадре судов, крейсирующих вдоль линии, порт ближний к центру действий этой эскадры и имеющий многие преимущества перед Сухумом, доставив сухопутным силам на самой земле непокорённых горцев равнину, способную для прочного заселения и укрепления неприступного; и, наконец, открыв для торговли южной России бухту обширную, безопасную и весьма близкую к берегам Крымского полуострова (100 миль от Феодосии). Суджук-кале (местное название этого пункта) был занят в первый раз нашими войсками в 1807 году. Здесь тогда устроен четырёхугольный замок, которого развалины сохранились доныне; но в 1812 году он уступлен туркам по Бухарестскому трактату. Летом 1838 года Суджук-кале снова занят сухопутными войсками под начальством г-м Раевского без сопротивления. Он получил название Новороссийска и значительные средства на построение укреплений против хищников, и города для миролюбивых торговых сношений с горцами. Тут же назначено постоянное местопребывание начальника 1-го отделения береговой линии и временное отрядного командира крейсирующей эскадры. Прошло немного лет и теперь, входя на рейд Новороссийска, вы уже видите новосозданный город, удивляетесь его обширности, любуетесь многими зданиями; выходя на берег, вы с удовольствием замечаете русских купцов и армян, и греков за своими лавками, и с любопытством останавливаетесь при виде дикого горца на рынке или площади, торгующего с городским жителем. Новороссийский берег представляется с моря грядой однообразных и голых гор над которыми возвышается остроконечная вершина горы Нако. Приближаясь к рейду, виден ясно на юг обрубистый мыс Доби, низкий, северный мыс спускается в море длинным рифом и близко к нему не подходят. В южной балке открывается небольшое Кабардинское укрепление, построенное в 1836 году генералом Вельяминовым для прикрытия берега от Екатеринодара до Геленджика. По восточную сторону рейда тянется высокая цепь осьмнадцатигорья. Правильные и однородные формы этих гор, их вершин, обнажённых склонов и ущелий дают всему берегу вид суровый, дикий, неприязненный, особенно когда приходит на мысль, что городские жители не могут ступить без конвоя на этот берег и что от этих гор и ущелий дуют жесточайшие боры, которые с давних пор сохраняли им название – ложе Борея. По западную сторону рейда на открытой и обширной равнине расположена крепость и город Новороссийск. С северной стороны единственной, к которой могут подходить горцы, город защищён блокгаузами, валом и артиллерией. Кроме того, речка Цемес протекает по балке и отделяет его от восточного берега. Со всех других сторон Новороссийск окружён равнинами, недоступными для горцев. Гарнизон состоит из трёх Черноморских батальонов, артиллерийской роты с осемью полевыми орудиями, одной роты Балаклавского батальона, которые переменяются ежегодно и полуроты донских казаков, служащих по 3 года на береговой линии; на самом возвышенном месте расположены деревянные казармы для гарнизона и между ними ветхая церковь, близ которой уже положено основание новому каменному собору. К каждому укреплению причислены иеромонахи, а здесь находится белый священник с причтом и благочинный. В Новороссийске есть также и пастор, и капелла для католиков. Из замечательных зданий первое место занимает большая, прекрасная госпиталь, выстроенная из серого тёсаного камня. Это красивое, прочное и во всех частях хорошо отделанное здание имеет одно неудобство: своим главным фасом и большими окнами оно выходит прямо против жестокого северо-восточного ветра. Двухэтажный, каменный дом градоначальника отличается от других наружным видом и удобствами внутреннего расположения. Плохое здание капитана над портом замечательно большим двором, который носит название адмиралтейства и сохраняет под навесами запасные деревья, железо и другие вещи из крейсирующей эскадры. При нём находится несколько человек мастеровых: починить шлюпку, сделать брам-рею, исправить некоторые мелкие повреждения – этим ограничиваются их силы и средства. В городе учреждена портовая таможня для иностранных товаров и состоит под особенным управлением. На большой городской площади тянется длинный ряд лавок, где заседают греки из Балаклавы, татары из Крыма, русские из Симферополя, и председательствуют армяне из Таганрога, Нахичевани и других винных городков Южной России. Все торгуют, и торгашей так много, что не знаешь, откуда они набирают покупателей. На площади происходит меновая торговля или сатовка с горцами. Они приносят на мену мёд, сырые кожи воловьи, буйволов и кабанов; и получают соль, выделанные кожи разных цветов, толстые сукна, бумажные материи, платки и другие мелкие вещи. В Новороссийске устроен особенный магазин в ведении чиновника от министерства финансов, куда доставляются из Крыма соль для мены с черкесами, как главная потребность, в которой они терпят недостаток. Удобство Новороссийска в сношениях его с горцами состоит в том, что все подвозы к городу они могут делать на арбах. Строгий установленный порядок для сатовки не нарушается безнаказанно дикими посетителями Новороссийска. Контр-адмирал Серебряков имеет такое моральное влияние над своими соседями и князьками их, что по первому требованию ему выдают замеченного в мошенничестве; и всякое воровство, обман или шалость наказываются примерно в городе. За незначительные проступки, часто случающиеся, он изобрёл невинное наказание, весьма чувствительное для ленивых горцев и полезное городу. Он заставляет их делать шоссе по улицам, и главный проспект перед домом градоначальника уже отделан, как Московское шоссе. Он употребляет их также для постоянного почтового сообщения с Анапой. Чтоб не вводить в искушение таких почтальонов, не дают им денег монетою; ассигнации же они перевозят исправно. Кроме страха, начальник отделения своею добросовестной манерою успел внушить им особенное к себе доверие. Они приносят к нему жалобы друг на друга, и приходят со своими тяжбами на его суд и расправу. Князьки приезжают в гости к градоначальнику и знакомятся с приятностями его стола, со вкусом крымских вин и удобствами городской жизни. Он также, с небольшой свитою, посещает соседние аулы, составляет пиры, праздники близ аулов, приезжает с дамами и музыкой из Новороссийска и приучает глаз и понятия горцев к нашим обычаям и довольству, к нашим увеселениям и роскоши. Действуя таким образом к-а Серебряков своим примером и смелыми распоряжениями вселяет в них убеждение, что безначалие и невежество, под которым они теперь нищенствуют, суть единственные причины их жалкого существования. В Новороссийске устроена недавно школа для горцев, куда помещаются пленные сироты и дети горцев по желанию. Черкесы, которых я часто имел случай видеть в Новороссийске, являются здесь в двух родах, редко отличительных: одни с лицами четырёхугольными с придавленным носом, высунутыми скулами и с длинными мошенническими глазами, — они составляют тип физиогномий монгольского смешения с черкесами. Другие носят на лице своём отпечаток или патент чистой, греческой красоты: овальное лицо, правильный, резкий, умный профиль; глаза чёрные, большие, взгляд дикий, дерзкий, часто тяжёлый, волосы каштановые, небольшая бородка, иногда они бреют бороду, но непременно отпускают усы. Рост средний, корпус крепкий, сильный, но лёгкий и эластический. С первого взгляда на них видно, что физическая организация их получает полное развитие и составляет главную цель в их воспоминании; так они гордятся отважной осанкой, надменною стойкой, ловкими ухватками и быстрыми телодвижениями. Одежда их состоит из круглой меховой шапки, архалука из серого сукна до колен, которые крепко стянут кожаным ремнём, из жёлтых шаровар и башмаков такого же цвета и из бурки на левом плече. Иногда они являются в таком бедном, прозрачном наряде, что и буркою не могут укрыть своей наготы. Оружие при себе они не имеют, приходя на сатовку в город; и, несмотря на их позу, на руку, которая часто по привычке невольно хватается за ремень, заметно, что им чего-то не достаёт. Однакож, невзирая на эту сильную, воинственную красоту многих горцев, которыми я часто любовался, никогда я не замечал в их наружности ничего особенно достойного, рыцарского, благородного. Мне казалось всегда, что они могут служить прекрасными образцами только для художника, который хотел бы представить хищного дикаря, отчаянного головореза или атамана разбойников. До сих пор здешние горцы не обнаруживали неприязненных покушений на Новороссийск, и город ежегодно распространяется и становится многолюднее. Благородное собрание с журналами, биллиардом и танцевальными вечерами служит местом ежедневных развлечений для балаклавской молодёжи и еженедельного увеселения для общества Новороссийска. На один из таких балов градоначальник пригласил соседних князей. Они были так поражены при виде многочисленной коллекции дам с открытыми головами и голыми плечами, что не знали куда укрыться в первую минуту; спрашивали: «Как не стыдно собираться вместе в таком виде; зачем такое освещение в зале?» и тому подобное. Но скоро они свыклись с этим и так фамильярно подходили к голым плечам, что г-жа Е-ва, главноуправляющая публичными собраниями в Новороссийске, решила, что без модести нельзя показываться горским князьям. Здесь предположено построить городскую библиотеку, хотя в ней, кажется, ещё не заметно существенной необходимости, потому что гарнизонная молодёжь грамоту не уважает; моряки же после долгого, голодного и холодного крейсерства, съезжаются на несколько часов только в такие приюты, где есть тёплые пироги или горячий марсал, следовательно, заведение порядочной гостиницы вместо плохой библиотеки было б гораздо полезней и утешительнее как для сухопутных, так и для морских сил. Впрочем, провизия в Новороссийске очень хороша и дешева, не только сравнительно с другими укреплениями по линии, но и сличая цены здешние с ценами в Керчи и Севастополе; зелени было немного в прошлые годы, но теперь завелись огороды, садики и песчаная почва оказалась удобна для садоводства. Мясо хорошее; дичь прекрасная: белые лебеди и фазаны здесь весьма обыкновенное жаркое. На рейде ловится довольно рыбы: горбыли, морские щуки, камбала огромной величины и другая мелкая рыба. Водою можно наливаться из родников, текущих по ущельям гор, а дровами запасаться у самого восточного берега; но то и другое делается под прикрытием конвоя и судов. Рейд Новороссийский может свободно поместить многочисленный флот. Он простирается в длину миль на восемь, а в ширину имеет от 1 ½ миль в углу бухты, до трёх с половиной к выходу. Грунт очень хорош; по средине рейда к речке Цемес, он делается песчаный, а ближе к восточному берегу в песок подмешивается ракушка. Глубина от 6 до 13 сажен, проход 15 сажен. Бухта окружена берегами и безопасна от морских ветров. При жестоком ветре здесь тишина и спокойствие. Но вместо их есть другие пугалы в Новороссийске. Северо-восточные боры с гор, подобные сильнейшим ураганам, беспокоят военные суда и выбрасывают на берег купеческие, и тяжёлая зыбь от юго-востока разводит на рейд несносную толчею. Самое резкое направление боры замечают в тех местах против которых вершины гор сбриты и не покрыты лесом; и потому становясь на якорь, избегают этих опасных траверсов. Для предупреждения несчастных случаев от боры, по длине рейда положены шесть мёртвых якорей, на которых обыкновенно становятся военные суда. Мёртвый якорь состоит из двух железных брусьев призматического вида. Каждый брус имеет весу до 400 пудов. Брусья соединены между собою толстой цепью; к середине этой цепи приклепывается другая двойная цепь, которая поднимается к бочке, плавающей над каждым из мёртвых якорей. Два из этих якорей с бриделями или цепными усами. На них обыкновенно стоят фрегаты и корабли, взяв оба уса в свои клюзы. Другие два якоря имеют среднюю цепь, приклёпанную к штырю, проходящему через середину бочки. Но как штыри не довольно надёжны, и при сильной зыби способствуют к расслаблению и затоплению бочки, то и положены недавно над двумя якорями две новых бочки не со штырями, а с толстыми цепями, которые проходят в клюзы, сделанные внутри бочки и снизу приклёпываются к цепям от мёртвых якорей, а вверху имеют рымы, за которые военные суда заносят свои цепи. Мёртвые якоря положены на разных глубинах, средняя цепь от них имеет длину 16 сажен и, по словам адмирала Нахимова, чтобы удержаться на ней в бору, не должно выпускать своего канату более 30 или 25 сажен. При зыби надо иметь канату вдове более. Тёплый сухумский климат и привычка стоять беззаботно в Сухуме с гуськами, под самым берегом, долго представляли морячкам нашим Новороссийск с его сыростью, холодом и жестокою борою – нестерпимым портом. Но мёртвые якоря и потом другие преимущества в настоящее время уже клонят перевес в пользу Новороссийска, особенно в летние месяцы. Неудобство бочек состоит только в том, что при зыби или маловетрии, они подходят под скулу или под корму судна и сильно об него бьются. Для избежания этого на больших судах заносят конец с топа бушприта за бочку; на мелком же нужно завести верп в противную сторону. Бочки иногда наполняются водой и погружаются; для этого у них сделаны втулки, в которые вставляют ручные помпы и легко и скоро её облегчают. Во многих местах по линии от Геленджика до Гагры такие бочки и якоря были б чрезвычайно полезны. Свободный вход в Новороссийскую бухту между мысами имеет в ширину около мили и глубину 15 сажен, но в середине его находится 18-ти футовая банка. На этой банке поставлены две вехи: по восточную сторону красная веха, с колпаком, обращённым раструбом вниз, на глубине 54-х футов, а по западную сторону белая веха с колпаком, имеющим раструб вверх, также на глубине 54-х футов. Кроме этих знаков у западной отмели входа находится бакен на глубине 60 футов. Вехи и бакен усматриваются с моря в 4-х милях. Хотя бора в Новороссийск и выбрасывала не берег не только купеческие, но и военные суда, однакож эти крушения не были и не могут быть гибельны, ибо сильного волнения никогда не разводит при боре, и судно, приткнувшись к песчаной мели у города не может разбиться, потому что сильно не бьётся, а спасению людей имеются всегда простые, лёгкие и надёжные средства. Одни ветхие купеческие суда получают неисправимые повреждения от боры и от плохих шкиперов. В 1839 году люгер «Геленджик» выбросило борой на берег от гнилых канатов, но всю команду и полуживого командира спасли на шлюпках с корвета «Орест». В 1842-м году транспорт «Кодос» с поднятыми брам-стеньгами выкинуло на мель, но никто не погиб и «Кодос» через месяц вышел в море. В августе 1844-го года на шхуне «Ласточке» во время боры (но не самой сильной) ночью сломалась скоба, которая была приклёпана к рыму на бочке. Шхуну сильно понесло. Отдали якорь – не держит. Бросили другой – несёт, но под самым городом на 22-х футах под кормою, якоря забрали и шхуна остановилась. В ноябре 1844-го года транспорт «Доба» выдержал жестокую морозную бору на бочке. Его так занесло и заморозило льдом, что транспорт, по словам командира его к-л Клюшникова, погрузился на два фута ниже обыкновенного своего состояния; — но он выстоял, тогда как шесть херсонских шкиперов были выброшены на берег и хотя не лишились ни одного человека, но потеряли все суда. Капитан над портом Новороссийска, постоянно следивший за явлениями боры, положительно уверяет, что самые сильные бывают регулярно в одни и те же месяцы: в феврале и в ноябре, и что этот рейд совершенно безопасен для купцов, если они будут в эти месяцы выходить или избегать Новороссийской бухты. Начальство здешнее имеет в виду два предложения для обеспечения торговли и купеческих судов от влияния боры: 1-е: так как во время самых жестоких бор замечают у восточного берега в расстоянии от него 50-ти сажен и более совершенную тишину, то и полагают положить там мёртвые якоря, чтобы купеческие суда, стоя на них во время боры, имели за кормой по 80 сажен канату и для зыби. 2-е: думают устроить мол у самого города для купцов. Но в виду только предположения, а не средства. Некоторые предлагают выброшенные купеческие суда для постройки мола; другие прибавляют к этому суда, могущие быть выброшенными. А потому подобный фундамент не обещает скорого исполнения весьма полезных мыслей. В двух верстах от города выстроен прекрасный карантин для гостей из Турции. Его колонны, портики, цвет тёсаного камня приятно оживляет пустынную окрестность Новороссийска. По устройству и удобному помещению для выдерживающих карантин и для очистки товаров, это здание есть может быть, одно из лучших на Чёрном море, исключая одесского. При нём состоит постоянно карантинная рота. В марте 1845-го года наместник Кавказа посетил Новороссийскую крепость. Смотрел гарнизон, повторял сам, в очках, ротные книжки в линейных батальонах, приласкал русских бородачей, основавшихся здесь с товарами, полюбовался на торгующих горцев и со своей неизменной улыбкою, обещал торговле Новороссийска покровительство и городу – средства к его улучшению. Анапский форумФорум курорта Анапа сайта ANAPAWEB.RU Ищите где отдохнуть? Посмотрите предложения на нашем сайте!
Как доехать от Гагр до Анапы??
Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение Ардис » Ср 04 май 2011 в 1:23
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение baphone » Ср 04 май 2011 в 6:23
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение Ардис » Ср 04 май 2011 в 9:24
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение baphone » Ср 04 май 2011 в 15:09
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение Ардис » Ср 04 май 2011 в 15:22
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение accent » Ср 04 май 2011 в 16:37
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение baphone » Ср 04 май 2011 в 16:59
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение Аленчик » Ср 04 май 2011 в 17:05
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение Леший » Ср 04 май 2011 в 22:58
Re: Как доехать от Гагр до Анапы??Сообщение Ардис » Ср 04 май 2011 в 23:28 Как добраться в Абхазию моремСамый простой и быстрый способ добраться в Абхазию — по Черному морю. Поездка в Страну Души на морском транспорте избавит вас от необходимости стоять в пробках и внушительных очередях на границе. Пересечь российско-абхазскую границу по морю на теплоходе или катамаране можно только в курортный сезон. Морские судна отправляются из Сочи в Абхазию с конца мая и продолжают ходить до начала осени. Билеты приобретаются в кассах при предъявлении паспорта. Для поездки в Абхазию гражданам РФ загранпаспорт не нужен. Расписание морского транспорта в Абхазию
Время отдыха: 11.08.2009
Комментарии к рассказуАбхазия – это уголок, в который хочется возвращаться снова и снова. Абхазия напоминает своего рода памятник советской эпохе. цены в Абхазии ничуть не ниже тех же анапских, а подчас и выше. Так, например, цены в кафе, куда нас отвезли, были достаточно высокими для заведения подобного рода. В других кафе ситуация была тоже не лучше. Абхазия – это уголок, в который хочется возвращаться снова и снова. только потому, что Вы пронеслись там галопом и особо не общались с местным колоритным населениением Смотрю – на берегу пруда, утопающих в зелени большая беседка какая-то стоит – решил к ней подойти. Смотрю – а это же не беседка вовсе, а… железнодорожная станция! Кто бы мог подумать! Озеро-то карстовое, его воды и под скалой плещутся, а вот там глубина уже ни много, ни мало 74 метра! Когда подъехали к знаменитой Рице, нам предложили за отдельную плату в 150 руб. с человека прокатиться дальше, на другую сторону озера, к Молочному водопаду. Говорят, такое название водопаду дал сам Иосиф Виссарионович Сталин, у которого, как известно, рядом с озером располагалась дача В хвалёной Швейцарии, честно говоря, уверен, ничуть не лучше. У Сталина на Рице не было дачи, так же Согласно истории дача у него там была, все же. Чего уж.. Проект Мирона Мержанова. 17 октября 1946 г. МВД СССР было получено постановление Совета Министров СССР . «О строительстве объектов государственной дачи № 5 в районе озера Рица». Этим постановлением на МВД СССР было возложено строительство автомобильной дороги по берегу озера Рица протяжением 7 км и от озера Рица до долины Уатхара, протяжением 16-20 км. Указанным постановлением Совет Министров СССР обязал МВД СССР все проектно-изыскательские работы по строительству дороги согласовывать с МГБ СССР. Вверх |