храм симона канонита в новом афоне
Новый Афон: что посмотреть и куда сходить — достопримечательности
Абхазия богата достопримечательностями, не является исключением и небольшой абхазский городок Новый Афон, который в прошлые времена носил название Анакопия.
Новый Афон — город с древнейшей историей, один из самых известных курортов в Абхазии. Этот небольшой городок расположился в маленькой бухте, у подножия Афонской и Иверской гор, в 21 км от столицы Абхазии – Сухуми.
Живописнейшая природа, мягкий климат, обилие достопримечательностей привлекает сюда огромное количество туристов .И действительно, здесь есть что посетить: памятники истории и культуры, древние монастыри и храмы.
Более того, Новый Афон признан землей святынь из-за огромного количества святых религиозных мест.
Приехав в Новый Афон, можно каждый день открывать для себя что-нибудь новое.
Новоафонская пещера
Новоафонская пещера или иначе –Анакопийская пропасть, является наиболее популярным и очень красивым местом Иверской горы.
Это самая большая пещера в Абхазии.
Она расположена глубоко под землей, ее внутренний объем составляет более 1 млн. куб. м. Долгое время о пещере было ничего неизвестно, открыта она была лишь в 1961 году. С 1975 года в пещеру допускают туристов. Протяженность туристического маршрута составляет 2 км. Экскурсии проходят на небольших поездах (в 1975 году здесь была открыта подземная железнодорожная ветка), которые каждые 20 минут отправляются в бездонные недра пещеры. Внутренний пейзаж Новоафонской пещеры украшают сталагмиты и сталактиты. Туристический маршрут пролегает через многочисленные залы: «Анакопия», «Нартаа», «Москва», «Апсны» — вот лишь небольшой их список. Всего в Новоафонской пещере 11 залов. Внутри пещеры всегда прохладно, температура никогда не поднимается выше 11 градусов.
Неподалеку от знаменитой Новоафонской пещеры в русле горной реки раскинулось живописное место, где находятся три озерца — «три котла». Такое название возникла из-за схожести этих небольших природных водоемов с котлами. Несмотря на свои небольшие размеры, водоемы достаточно глубокие и холодные (13-14 градусов). Водоемы представляют собой карстовые ямы с ровной зеркальной поверхностью.
Скульптура «Золотое руно»
У входа в Новоафонскую пещеру установлена скульптура «Золотое руно», которая имеет символическое значение. Золотое руно – знак благополучия, именно за ним поплыли, согласно древней легенде, аргонавты. Сама же скульптура отражает миф о сестре и брате, которые отправились в долгое путешествие на золотом баране. Существует предание – того, кто дотронется до скульптуры, в ближайшем будущем ждет удача и несметное богатство. «Золотое руно пользуется огромной популярностью среди туристов.
Водопад в центре Нового Афона
В самом центре города находится удивительно красивый водопад.
Музей Абхазского царства
Небольшой краеведческий музей, который представляет собой одну комнату. Экспозиция включает палеонтологические и археологические находки, повествующие о культуре абхазов. Здесь можно получить много информации о возникновении абхазского государства. Музей интересен тем, что в центре зала восстановлена абхазская усадьба и лодка, на которой в XIX веке выходили в море. Здание музея расположено в национальном заповеднике Нового Афона — «Анакопия» вблизи искусственного водопада.
Иверская гора
Иверская гора знаменита Анакопийской крепостью, развалины которой находятся на ее вершине.
В далеком прошлом крепость служила древним укреплением. Анакопийский неиссякаемый колодец – еще одно чудо таинственной крепости. Предание гласит, что именно здесь, на Иверской горе явилась чудотворная икона Богородицы Анакопийской. Издавна Иверская гора считается горой Богородицы, поэтому здесь была возведена часовня Иверской Богоматери. С этим местом связано огромное множество легенд и преданий. С вершины горы открывается сказочный вид на морское побережье. Иверская гора невысока, максимальная высота составляет около 300 метров. Гора хранит в своих недрах множество пещер, одна из которых — знаменитая Новоафонская пещера.
Анакопийская крепость
Анакопийская крепость – древнее укрепление некогда существовавшего здесь города Анакопии, постройка была возведена в VII веке на Иверской горе. На греческий манер крепость называют «трахеей». Эта древнее сооружение довольно хорошо сохранилась – остались фрагменты стен, башни, входные арочные ворота. На территории Анакопийской крепости были проведены археологические раскопки, в ходе которых было найдено древнее оружие: копья, щиты, мечи. Еще одна достопримечательность крепости – неиссякаемый источник, куда поступает вода через природный канал. Анакопийскую крепость отреставрировали в 2008 году, в результате была восстановлена сторожевая башня и дорога, ведущая к ней.
Лобное место апостола Симона Канонита
В национальном парке «Анакопия» есть свято место, чтимое православными людьми – это келья святого Симона Кананита, расположенная в пещерке возле реки Псырцха. При жизни Симон лечил недуги прикосновением рук, жил в молитве, оберегал людей, крестил местных жителей. Симон Кананит был предан мученической смерти. Во время гонений на христиан римские язычники казнили святого мученика заживо, лишив его головы. Грот святого Кананита посещают паломники, популярно это место и среди туристов. Возле грота располагается так называемое лобное место Святого Кананита. Здесь словно застыл большой камень, в котором хранится отпечаток стопы святого мученика Симона. Согласно преданию, именно на этом месте Святой был зверски убит.
Новоафонский водопад
Искусственный водопад украшает пейзаж Нового Афона. Находится водопад в самом центре города. Он был возведен монахами в XIX веке, в целях защиты от наводнений, вызываемых половодьем реки Псырцхи. Высота Новоафонского водопада составляет более 9 метров. Эти места посещал император Александр III, о чем повествует табличка, установленная на смотровой площадке. Живописное место, созданное руками человека, гармонично сочетается с окружающей природой и вызывает восторг у жителей и гостей Нового Афона.
Горная река Псырцха, что в переводе с абхазского языка означает – «пихтовый родник», протекает по склонам гор Нового Афона и впадает в Черное море. Эта живописная река почитаема православным миром, поскольку на ее берегу жил Святой апостол Кананит. Псырцху часто посещают паломники, а воды реки считаются священными. Через речку перекинуты канатные мостики, а вдоль ее берегов построены кафе, где туристы могут отдохнуть и перекусить.
Сад камней
На берегу реки Псырцха есть необычный сад – это сад камней. Он представляет собой своеобразную тропу, а именно – каменные ступени, которые ведут в гору. В прошлом по этим ступеням ходил Святой Симон Кананит, ныне по ним поднимаются верующие, чтобы посетить келью Великого Святого и помолиться. С верхних ступеней открывается завораживающий вид на реку, отсюда хорошо видно ее прозрачное дно. А между камнями произрастают редкие диковинные растения.
Башня Ахун
Башня Ахун расположилась довольно высоко. Она возвышается более, чем на 600 метров над уровнем моря. Высота самого строения составляет чуть более 30 метров. С башни открывается завораживающий вид на море и окрестности. Башня Ахун наиболее посещаемое туристами место. Своим видом она напоминает старинный средневековый замок, несмотря на то что построена она была не так уж давно, в 1936 году.
Драндский храм Успения Божией Матери
Драндский храм Успения Божьей Матери считается одним из самых древних храмов в Абхазии. Он был выстроен еще в VI веке. Позднее храм подвергся разорению и был восстановлен монахами, которые основали в нем монастырь. При монастыре действовала школа, к нему пристраивали мастерские и кузницы, книжную лавку и типографию, больницу и гостиницу. После революции собор закрыли. В процессе реставрационных работ храму вернули прежний вид.
Внутри храма частично сохранились древние фрески и росписи, образы святых.
В северо-западной стороне от Нового Афона находится Грот Агца – это природный коридор длиной 7 метров и высотой 2,5 метра. «Агца» в переводе с абхазского языка значит – обрыв. И действительно, грот находится на высокой скале. Это место было обнаружено археологами в 1940 году. В гроте Агца обнаружены таинственные наскальные рисунки с изображением человеческой руки, держащей крест. В связи с этим, ученые пришли к выводу, что в этом месте в далеком прошлом совершались культовые обряды. Возможно, грот в далекие времена служил храмом. Грот «Агца»до сих пор до конца не исследован.
Неиссякаемый колодец
Адрес неиссякаемого колодца –Новоафонская Анакопийская крепость. Колодец не так уж глубок, но его размеры поразительны (5 м в ширину и 3,5 м в длину). Пополняется источник из недр Иверской горы. Вода источника считается целебной, она освещена. Рядом с источником находится храм Пресвятой Богородицы. Вот уже более 80 лет сюда устремляются массы туристов посмотреть на чудо природы и испить чудодейственной воды.
Дача Сталина в Новом Афоне
Как добраться: на территорию есть 2 входа. Первый — между центром Афона и вокзалом можно увидеть забор и кпп с охраной и кассой. Либо зайти на объект можно со стороны Пантелеймоновского монастыря.
Координаты: 43°5’18″N 40°49’35″E
После смерти Сталина это здание являлось правительственной резиденцией, ныне здесь открыт музей. Здание музея расположено неподалеку от Новоафонского монастыря. Дом окружен чудным пейзажем, здесь раскинулся шикарный парк с эвкалиптовыми рощами. Интерьер дачи поражает роскошью, обстановка комнат не изменилась со времен И.В.Сталина, сохранены многие предметы мебели тех времен. Стены постройки выполнены из разных пород дерева. Посетить дачу Сталина можно только в составе экскурсионной группы. Экскурсии проводят регулярно.
Новоафонский монастырь
Новоафонский монастырь находится у подножия горы Новый Афон – это грандиозный комплекс, состоящий из шести храмов, главный из которых может вместить в себя до 3000 человек. Внутреннее убранство соборов украшают иконописные работы палехских мастеров. Это значимый религиозный центр, сюда устремляются тысячи верующих православных людей. Монастырь в 1888 году посещал царь Александр III, он преподнес монастырю шикарные подарки – музыкальные куранты и паровоз для действующей в те времена монастырской железной дороги. После революции монастырь закрыли, в нем располагались склады, позже здесь была туристическая база, а во время Великой отечественной войны в стенах монастыря открыли госпиталь. В 1994 году начались реставрационные работы, которые продолжаются и сейчас. Ныне это действующий монастырь, в нем проводятся богослужения, организован церковный хор.
Скульптура «Русалка»
В Новом Афоне есть необычная скульптура в углублении скалы — «Русалка. По статуе стекают струи Новоафонского водопада. «Русалка» то прячется в них, то снова появляется. Скульптура популярна среди туристов, которые с удовольствием пытаются сфотографировать загадочную Русалку, прячущуюся в водах.
Ресторан «Грифон»
Ресторан «Грифон» занимает первый этаж гостиницы с таким же названием. В ресторане подают блюда грузинской и европейской кухонь, меню обновляют несколько раз в день. Интерьер ресторана выполнен в строгих тонах с тонкими национальными нотками. В этом уютном гостеприимном местечке можно не только пообедать, но послушать живую музыку. В ресторане «Грифон» любят бывать не только туристы, но и горожане, поскольку здесь готовя самые вкусные блюда.
Приморский парк
В центре Нового Афона находится Приморский парк. Его основали те же монахи, которые занимались строительством Новоафонского монастыря. Официальное открытие состоялось в 1910 году, оно было приурочено к приезду царской семьи. Здесь есть живописные пруды с чистейшей водой, главными жителями которых являются лебеди, гипсовые скульптуры, цветочные клумбы. Парк засажен кипарисами, кедрами, ивой, магнолиями. На окраине парка построена часовня в честь пребывания в этом месте императора Александра III, который прибыл на церемонию освещения престола Новоафонского монастыря . Прекрасная природа, чудесные пейзажи, прогулочные аллеи делают парк излюбленным местом для прогулок, как горожан, так и гостей города.
Грот Симона Кананита
Симон Кананит – один из двенадцати апостолов Христа. Он обосновался в пещере, неподалеку от реки Псырцхи, где лечил людей и проповедовал христианскую веру среди населения. В свою келью Святой спускался по веревке. Симон Кананит был казнен, но, по мнению верующих, он незримо присутствует в небольшом гроте-келье, где провел последние свои годы, и оказывает всем пришедшим сюда свою благодатную помощь. Ежегодно сюда устремляются сотни паломников. Грот Кананита оборудован в виде церкви, на стенах высечен крест, из мозаики выложили лики святых. В начале 2000 годов грот был реставрирован, в наши дни сюда организуют экскурсии.
Храм Симона Кананита
Храм Симона Кананита – исторический памятник древней архитектуры (VI – VIII вв.), расположен у Новоафонского водопада. Его возвели на мощах Святого Симона, который был жестоко казнен гонителями христианской веры. Собор представляет собой небольшую церковь, построенную из белого камня. В храме сохранились две надписи на греческом языке, относящиеся к эпохе средневековья. Стены расписаны мастерами-иконописцами. Храм в наши дни действуют, здесь проводят богослужения.
Грот и храм святого апостола
Симона Кананита в Абхазии
В самом центре города Новый Афон в Абхазии, на берегу реки Псырцха, находится памятник древней архитектуры – трехапсидная крестовокупольная церковь Симона Кананита. Возведенная в эпоху становления Анакопии в IX-X веках религиозным и административным центром Абхазского царства, она расположена на месте, где был похоронен, согласно преданию, апостол Симон Кананит. Экскурсия в храм Симона Кананита является сегодня одним из важнейших пунктов паломнических маршрутов не только Нового Афона и Абхазии, но и всего Причерноморья.
Храм Симона Кананита: страницы истории
Храм Симона Кананита – уникальный памятник, представитель абхазской школы церковного строительства, сформировавшейся под влиянием Византии. В середине VIII века Абазгская епархия, подчинявшаяся до этого Константинопольскому патриархату, стала самостоятельной Абхазской Православной Церковью. Это событие послужило толчком расцвета в Абхазском царстве церковного строительства. Стремясь увековечить свои имена, абхазские цари строили соборы и храмы, не жалея средств на их украшение. Этот исторический период подарил Кавказу и всему Восточному Причерноморью выдающиеся архитектурные памятники. Основные из них:
- Бзыбский храм;
- храм Алахадзы;
- храм Симона Кананита;
- Моквский храм;
- Лыхненский храм;
- Нижнеархызский храм.
В XI века мастера из Абхазии участвовали в строительстве киевского Софийского собора. Храм Симона Кананита расположен в одном из самых живописных мест Нового Афона – у Новоафонского водопада. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня. Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново. В эпоху Комнина, императора Византии (XIV век), он был украшен уникальнейшей фресковой росписью. Паломник А.Н. Муравьев , посетивший церковь в первой половине XIX века, писал в посвященном этим местам сочинении, что храм Симона Кананита имеет греческое устройство « с полукружием горняго места » и тройным разделением алтаря. Муравьев был поражен тонкостью выложенных из дикого камня стен и высотой опирающихся на тонкие столбы сводов. В то время еще были видны остатки живописной росписи на западной стене: два мученика и Успение Богоматери .
История храма
Указом от 27 ноября 1875 года император Александр III передал храм Симона Кананита Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю. Монахи сразу же принялись за восстановление древней церкви: почти все стены забелили, их высота изменилась, появился новый профилированный карниз, купол приобрел форму луковицы, а барабан стал круглым. Западный притвор украсила колокольня. Не восстановленными остались только портики над южным и западным входами. Реставрация храма Симона Кананита была закончена в 1882 году, весной которого он был освящен и стал действующим.
Симон Кананит считается покровителем семьи и брака. Ежегодно к храму приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Сегодня храм относится к Абхазской Православной Церкви. Каждый год, в день памяти апостола Симона Кананита (23 мая), в церкви проводится литургия с крестным ходом.
Во время экскурсии в храм можно увидеть две греческие надписи, сохранившиеся с эпохи раннего средневековья. Одна из них расположена над южным входом в церковь, вторая – на одном из камней восточной стены. В обеих надписях звучит просьба Господа о помощи.
Грот апостола Симона Кананита
Туристические и паломнические маршруты, связанные с именем Симона Кананита и Новым Афоном, не ограничиваются только храмом. В ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола.
События, связанные с этим гротом, произошли в середине I века. Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный , совершив долгое путешествие через малоазийские города, Неокесарию, Трапезунд и страну лазов, оказались в Апсилии. После проповедничества в Себастополисе дороги апостолов разошлись – Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Он начал активную проповедническую деятельность, и вскоре об этом стало известно римским перфектам. Они начали гонения на Симона Кананита, закончившиеся мученической смертью апостола. Похоронившие тело местные жители, обращенные апостолом в христианство, веками передавали сведения о месте погребения, спустя столетия на нем появился Новоафонский храм Симона Кананита.
Экскурсия в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья. Путь к гроту начинается у храма. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности:
- целебный источник со святой водой;
- небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола;
горные пороги, рядом с которыми Симон Кананит встретил смерть.
Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви. Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.
Экскурсия в храм Симона Кананита и грот-келью, где жил святой – дань памяти великой вере и человеколюбию, которые так редко можно встретить в наши дни. Отдыхая в Абхазии, обязательно посетите эти места: здесь начиналась история Православной Церкви.
Храм Симона Кананита в Новом Афоне
Развитие христианства в Абхазии связано с одним из учеников Иисуса Христа, его прозвали Зилот или Кананит. Принято считать, что именно Симон Кананит первым провел крещение абхазов. На том месте, где святой был захоронен, построили храм.
Изначально церквушка была деревянной, но после ее разрушения на этом же месте в IX-X вв. возвели новую, теперь уже каменную церковь. Позднее храм неоднократно претерпевал изменения, а ее внешний вид сильно отличается от первоначального. Она считается одним из старейших поныне действующих храмов.
Располагается он в городе Новый Афон на одном из берегов реки Псырцхи. Это небольшое строение периода расцвета Абхазского царства, вытесанное из белого камня. Храм является ярчайшим примером церковного зодчества, попавшего под влияние культуры Византии.
Доказательством тому служат высеченные на греческом языке надписи, присутствуют некоторые фрагменты резьбы, сохранились элементы средневековых фресок, которыми были покрыты стены.
Теперь же все находятся под слоем штукатурки. Одна надпись расположена над вратами храма, текст ее следующий: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Он является крестово-купольным храмом, отличается строгостью и аскетичностью.
Об этом свидетельствуют простые четкие линии композиции, строгая система ячеек и пространств. Но эти черты слегка смягчаются и приобретают возвышенный и праздничный вид за счет белого цвета камня.
История храма
В середине VIII века Абхазская епархия находилась под влиянием Константинопольского патриархата. После приобретения статуса автокефальной в Абхазской православной церкви появляется епископ. С этого времени православие и церковное зодчество в Абхазии расцветает.
Храм Симона Кананита в Новом Афоне становится Епископской кафедрой. Позднее он становится местом погребения духовных лиц Сухумской епархии. Несколько раз за всю историю своего существования храм Симона Кананита на Новом Афоне был разрушен, но вновь восстанавливался. Не единожды церковь перестраивалась и видоизменялась.
В ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. турки разрушили часть храма Симона Кананита. С окончанием военного конфликта император Александр III издал указ, согласно которому развалины храма на Новом Афоне передаются Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.
Начинается восстановление разрушенной церкви. В результате ее возобновления произошли некоторые модификации: забелка стен, изменение их высоты, трансформация формы купола на луковичную, надстройка колокольни в западной части церкви.
Реставрация завершилась уже к 1882 году, чуть позже произошло освещение храма. С конца XIX века неподалеку от церкви располагалось монастырское кладбище. Здесь были похоронены епископ Сухумский Геннадий (1889 год) и настоятель Новоафонского мужского монастыря архимандрит Иерон (в 1912 году).
В советский период кладбище разрушили, а храм закрыли. Спустя какое-то время здесь организовали библиотеку. Лишь с 1996 года работа храма возобновляется, начинают вестись постоянные богослужения.
Сегодня храм Симона Кананита на новом Афоне действующий. Здесь, как и во многих церквях, проводятся службы, венчания, крещения. Во время этих обрядов посторонним вход в храм запрещен. Сейчас храм привлекает многих туристов и паломников не только красотой монастыря, но и великолепием окрестных пейзажей.
Легенды, интересные факты
Многовековая история храма Симона Кананита обуславливает появление множества легенд, связанных с ним.
Так, одно из преданий гласит, что святой Симон вместе с Андреем Первозванным начали свои проповеди в Абхазии с 50-х гг. I в. н. э. Позже апостол Андрей отправился в более северные места, а Симон Кананит обосновался здесь около реки Псырцха. Совсем скоро римские префекты узнали о проповеднической деятельности апостола, и он был предан мученической смерти. Те местные жители, которые уже обратились в христианство, похоронили тело Симона Кананита. А спустя некоторое время на месте погребения апостола построили храм.
Другая легенда рассказывает о том, что проповеди Кананита способствовали уничтожению жестокого языческого обычая жертвоприношения и людоедства. Некоторые притчи утверждают также, что святой Симон обладал способностью лечить болезни прикосновением к нуждающимся.
В свое время при храме активно работали несколько заводов — конский, маслобойный, кирпичный, свечной. Большой вклад вносили швейная, живописная, часовая, литейная мастерские. Кроме того, монахи вели хозяйственную жизнь — засеивали поля вокруг храма кукурузой, картофелем, разводили виноградники, лимонные и апельсиновые сады. Также при храме имелись пасеки и ботанический сад.
Интересен тот факт, что неподалеку от храма Симона Кананита находится грот. Здесь Зилот молился. На пути к гроту есть камень, на котором виден след. Он похож на отпечаток стопы, некоторые утверждают, что это отпечаток самого святого. Внутри пещера украшена иконами, выложенными мозаикой.
Как добраться до храма
Храм Святого апостола Симона Кананита расположен примерно в 25 км от города Сухуми, на территории г. Новый Афон. Добраться до храма от границы между Россией и Абхазией можно рейсовым автобусом или воспользоваться услугами такси.
Кроме того, хорошим вариантом станет экскурсия по Новому Афону, которая поможет не только добраться до места назначения, но и узнать много всего интересного. Добираясь на собственном автомобиле, необходимо ориентироваться на пересечение Водопадного переулка и улицы Эшба.
Советы и секреты
Новый Афон. Храм ХХ в. Симона Канонита
Храм ХХ в. Симона Канонита, построенный на мощах одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Храм представляет абхазскую храмостроительную школу. Этот архитектурный и религиозный памятник посещают паломники из разных стран.
Вы восхититесь строгостью форм и красотой старинных сводов.
ОБ АПОСТОЛЕ СИМОНЕ КАНОНИТЕ И АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ
В пору царствования Адерки пришли в Абхазию и Эгриси Андрей и Симон Канонит – двое из двенадцати святых апостолов… Великий Андрей совместно с Симоном отправились в земли Овсетские, достигли города, который называется Фоста-фор, где содеяли множество чудес, обратили и просветили множество народа; оттуда ушли в земли Абхазские и добрались до города Севаста, ныне именуемого Цхуми. И оставил там Андрей Симона Канонита с учениками, а сам ушел в страну джиков. Джики – люди земли этой – были жестокосердны и весьма злы делами своими, неверующи и беспастырны. Они не только не вняли проповеди апостола, но тщились умертвить его. Однако божья благодать защитила Андрея. Увидев непреклонность их и суть животную, он оставил джиков и удалился. Потому-то по сию пору пребывают они в неверии. Могила же Симона Канонита находится в городе Никопсии, между Абхазией и Джикетией, ибо там и преставился апостол Симон.
А святой Андрей затем утвердил в вере мегрелов и абхазов и удалился в Скифию…
Одним из главных пунктов христианизации на Кавказском Причерноморье была Пицунда. Еще в 325 г. в христианских источниках упоминается питиунтский: епископ Стратофил, участник первого Вселенского Никейского церковного собора. В 541 г. в Пицунде была учреждена архиепископская кафедра. 527 год считается официальной датой принятия христианства в Абхазии.
Симоно-Кананитский монастырь (Новоафонский монастырь) — православный монастырь расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона.
Строительство монастырского комплекса было начато в 1884 и завершено в 1896 году. Объем работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. И тем не менее все работы были выполнены всего за 12 лет.
К строительству монастыря также приложил руку император Александр III. Музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) Ново-Афонского монастыря являются подарком Александра III.
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.
В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888—1900 годах. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.
Всего в обители шесть храмов: надвратный храм — Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Новоафонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа. Сегодня обитель Сухумо-Абхазской Епархии.
pharmateacher
pharmateacher
Абхазия – одна из древнейших христианских стран. Еще в 1 веке здесь, согласно христианской традиции, проповедовали новую религию Апостолы Иисуса Христа – Андрей Первозванный и Симон Кананит.
К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа.
В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию , и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш . Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..
Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой — Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино . Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.
Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот – «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.
Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным – распят на кресте. Погребен в городе Никопсии ( теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.
Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.
Пещера — то место, которое меня особо впечатлило…
Во-первых, путь к пещере Симона Кананита – очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…
Это — железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.
Дальше — очень красивый путь. Тропа — вдоль реки, высоченные деревья, прохлада. Какие-то деревья типа лиан, ветви висят, как веревочки.. Раскачиваются тихонечко)). И никого. Только мы втроем.
С одной стороны тропы — камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.
Место гибели Симона Кананита
Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.
А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере . Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.
Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.
В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.
Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно ! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!
Путешествуйте нами!
Ваш путеводитель
ГРОТ СИМОНА КАНОНИТА
В самом центре города Новый Афон в Абхазии, на берегу реки Псырцха, находится памятник древней архитектуры – трехапсидная крестовокупольная церковь Симона Кананита. Возведенная в эпоху становления Анакопии в IX-X веках религиозным и административным центром Абхазского царства, она расположена на месте, где был похоронен, согласно преданию, апостол Симон Кананит. Экскурсия в храм Симона Кананита является сегодня одним из важнейших пунктов паломнических маршрутов не только Нового Афона и Абхазии, но и всего Причерноморья.
Храм Симона Кананита: страницы истории
Храм Симона Кананита – уникальный памятник, представитель абхазской школы церковного строительства, сформировавшейся под влиянием Византии. В середине VIII века Абазгская епархия, подчинявшаяся до этого Константинопольскому патриархату, стала самостоятельной Абхазской Православной Церковью. Это событие послужило толчком расцвета в Абхазском царстве церковного строительства. Стремясь увековечить свои имена, абхазские цари строили соборы и храмы, не жалея средств на их украшение. Этот исторический период подарил Кавказу и всему Восточному Причерноморью выдающиеся архитектурные памятники. Основные из них:
- Бзыбский храм;
- храм Алахадзы;
- храм Симона Кананита;
- Моквский храм;
- Лыхненский храм;
- Нижнеархызский храм.
В XI века мастера из Абхазии участвовали в строительстве киевского Софийского собора. Храм Симона Кананита расположен в одном из самых живописных мест Нового Афона – у Новоафонского водопада. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня. Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново. В эпоху Комнина, императора Византии (XIV век), он был украшен уникальнейшей фресковой росписью. Паломник А.Н. Муравьев, посетивший церковь в первой половине XIX века, писал в посвященном этим местам сочинении, что храм Симона Кананита имеет греческое устройство «с полукружием горняго места» и тройным разделением алтаря. Муравьев был поражен тонкостью выложенных из дикого камня стен и высотой опирающихся на тонкие столбы сводов. В то время еще были видны остатки живописной росписи на западной стене: два мученика и Успение Богоматери.
История храма
Указом от 27 ноября 1875 года император Александр III передал храм Симона Кананита Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю. Монахи сразу же принялись за восстановление древней церкви: почти все стены забелили, их высота изменилась, появился новый профилированный карниз, купол приобрел форму луковицы, а барабан стал круглым. Западный притвор украсила колокольня. Не восстановленными остались только портики над южным и западным входами. Реставрация храма Симона Кананита была закончена в 1882 году, весной которого он был освящен и стал действующим.
Симон Кананит считается покровителем семьи и брака. Ежегодно к храму приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Сегодня храм относится к Абхазской Православной Церкви. Каждый год, в день памяти апостола Симона Кананита (23 мая), в церкви проводится литургия с крестным ходом.
Во время экскурсии в храм можно увидеть две греческие надписи, сохранившиеся с эпохи раннего средневековья. Одна из них расположена над южным входом в церковь, вторая – на одном из камней восточной стены. В обеих надписях звучит просьба Господа о помощи.
Грот апостола Симона Кананита
Туристические и паломнические маршруты, связанные с именем Симона Кананита и Новым Афоном, не ограничиваются только храмом.
Новый Афон.Псырцха. Грот Симона Кананита.
В ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола.
События, связанные с этим гротом, произошли в середине I века. Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный, совершив долгое путешествие через малоазийские города, Неокесарию, Трапезунд и страну лазов, оказались в Апсилии. После проповедничества в Себастополисе дороги апостолов разошлись – Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Он начал активную проповедническую деятельность, и вскоре об этом стало известно римским перфектам. Они начали гонения на Симона Кананита, закончившиеся мученической смертью апостола. Похоронившие тело местные жители, обращенные апостолом в христианство, веками передавали сведения о месте погребения, спустя столетия на нем появился Новоафонский храм Симона Кананита.
Экскурсия в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья. Путь к гроту начинается у храма. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности:
- целебный источник со святой водой;
- небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола;
горные пороги, рядом с которыми Симон Кананит встретил смерть.
Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви. Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.
Экскурсия в храм Симона Кананита и грот-келью, где жил святой – дань памяти великой вере и человеколюбию, которые так редко можно встретить в наши дни. Отдыхая в Абхазии, обязательно посетите эти места: здесь начиналась история Православной Церкви.
Храм Симона Кананита
Интересным архитектурным и культовым сооружением раннего средневековья в г. Новый Афон (древняя Анакопия) является храм во имя святого апостола Симона Кананита, сооруженный в период расцвета Абхазского царства (IX-X в.в.). Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием.
В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, был рукоположен первый Абхазский каталикос Иоанн и первый епископ. Своей кафедрой католикос избирает Пицунду, а не Себастополис. Сей акт произошел в обход Константинопольского патриархата, но не имел для Абхазской церкви отрицательных последствий, если не иметь в виду, что еще несколько веков Константинополь не признавал этот факт.
С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе – представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.
В середине I-го века по Р. Х. апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, Трапезунт и Неокесарию, страну лазов, вступили в Апсилию. Какое-то время они вели христианскую проповедь в Себастополисе. Андрей Первозванный отправился далее на север, а Симон Кананит обосновался в каменной пещере недалеко от р. Псырдзха. Слухи о проповеднической деятельности ап. Симона Кананита в Анакопии дошли до римских префектов. Возобновились гонения на святого апостола, впоследствии его постигла мученическая смерть. Обращенные в христианство местные жители, их могло быть немного, видимо, погребли тело ап. Симона Кананита и передали своим потомкам память о месте его погребения. На этом месте позднее, после утверждения христианства в Абхазии, был возведен храм, который некоторое время был центром Анакопийской и Себастопольской епархий.
Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, в царствование Абхазо-Имеретинского царя Давида Возобновителя (XII в.), был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.
Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».
27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III развалины храма Симона Кананита были переданы Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены.
Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.
К югу от храма с конца XIX в. находилось монастырское кладбище, где были захоронены в 1889 г. епископ Сухумский Геннадий, в 1912 г. настоятель Новоафонской обители архимандрит Иерон. В советское время кладбище было разрушено, храм закрыт, долгое время в нем находилась библиотека.
Архитектурные особенности храма
Четыре свободно стоящие в середине здания квадратные столбы, соединены арками, держат барабан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы (вписанный крест), в результате, образующиеся угловые помещения также покрываются небольшими сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию храма. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже – угловые помещения. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность стен в сочетании с изящными опорами, арками и сводами.
Эпиграфические памятники храма
Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X в.в., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».
В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим.
Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии.
Храм апостола Кананита
Новый Афон: полезная информация
- Информация о городе
- Карта Нового Афона
- Куда сходить
- Достопримечательности (8)
- Храмы, соборы, мечети (2)
- Водопады (1)
- Музеи (1)
- Парки (1)
- Забронировать отель в Новом Афоне
- Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
- Отзывы туристов
- Фотографии Нового Афона
- Советы о Новом Афоне
Автострада | пересечение Водопадного переулка и улицы Эшба |
В Новом Афоне есть, что посмотреть, хотя при желании все достопримечательности можно посетить за один день. Но я бы не советовала этого делать. Лучше приезжать дней на 5, чтобы как следует отдохнуть и получить удовольствие от экскурсий. Особенно интересно это место для тех, кто захочет посетить православные святыни и насладиться почти дикой, местами даже слишком нетронутой природой и развалинами советского прошлого.
Итак, вот мой список главных достопримечательностей Нового Афона:
- Монастырский комплекс Новоафонского монастыря — известно, что он был основан в 1875 году под покровительством Александра III, и до революции был одним из главных духовных центров Кавказа. Честно сказать, я там не была, потому что монастырь находится на существенной возвышенности по сравнению с городом, но теперь очень жалею, что не попала туда. В следующий раз обязательно схожу.
- Иверская гора — в ее пределах расположены одни из самых интересных мест для экскурсий. Во-первых — это развалины Анакопийской крепости, наиболее полно сохранившемся укрепительном сооружении во всей Абхазии. Но предупреждаю, идти туда довольно долго и причем по каменистому серпантину. Так что не особо выносливых просьба задуматься. Во-вторых в недрах горы находится всемирно известная Новоафонская пещера, открытая Гиви Смыром в 1961 (Вам обязательно расскажут историю ее открытия, если вы рискнете спуститься под землю, ну и достать туда билет). Кстати, о билетах. Их лучше покупать заранее или посещать вместе с экскурсионной группой. Иначе нервный тик Вам обеспечен, ибо абхазы не слишком расторопный народ. Но просмотр того стоит, хотя пещера много потеряла после бомбежки Грузии в 90-х.
Новый Афон — одно из популярнейших мест отдыха Абхазии, уютный город, расположившийся на склонах двух гор — Иверской и Афонской и находящийся в 80 километрах от границы с Россией. Новый Афон привлекает туристов как морскими пляжами и средиземноморским субтропическим климатом, так и памятниками природы и архитектуры и христианскими святынями.
Одна из главных достопримечательностей Новоафонский мужской монастырь
Монастырь был построен русскими монахами, прибывшими сюда из греческого Афона. Монастырь возведен возле храма и пещеры апостола Симона Кананита, в древнем храме находятся его мощи.
Иверская (Анакопийская гора) с развалинами Анакопийской крепости и Новоафонской пещерой
Подъем по серпантину Иверской горы к руинам древнего города Анакопия очень живописен, за каждым поворотом открываются все более привлекательные виды на Новый Афон и морское побережье. Под горой находится знаменитая Новоафонская пещера — карстовая полость с уникальным миром сталактитов и сталагмитов. Здесь также имеется свое «метро» — электропоезд «Турист», на котором и устраиваются экскурсии по подземным залам пещеры.
Режим работы: в летний период с начала моя по конец октября с 9.00 до 20.00, в зимний период с 10.00 до 18.00 по средам субботам и воскресеньям. Стоимость билета для взрослых и детей старше 8 лет — 400 рублей, для льготных категорий граждан — 100 рублей.
Железнодорожная платформа Псырцха, Псырцхинские водопад и гидроэлектростанция
Живописная платформа с кассами в стилизованной беседке, построенная в 1944 году в старинном стиле, расположена у озера, которое является водохранилищем Псырцхинской гидроэлектростанции. Попасть к платформе, можно поднявший вверх от одноименного водопада, который был построен в начале прошлого века монахами для своих нужд.
Приморский парк с лебедями и системой семи прудов
В самом центре города расположен парк с созданной монахами системой прудов, которые питаются водами реки Псырцхи. Благодаря проточной воде, в прудах плавает рыба и гнездятся черные и белые лебеди, являющиеся украшением этого парка. Это тенистое место идеально подойдет для неспешных прогулок всей семьей.
Все достопримечательности Нового Афона находятся в шаговой доступности, что делает его отличным местом для отдыха.
Новый Афон — одно из самых посещаемых мест в республики Абхазия. Ежегодно его посещают большое количество туристов и в основном они все из России. Попасть в Новый Афон можно из Сочи на экскурсионном автобусе или самостоятельно. Но для этого надо пересечь границу. А также можно купить экскурсии в любом абхазском курорте. Например, в Гагре каждая турфирма предлагает экскурсии в Новый Афон и ехать туда всего около часа. Еще одним вариантов является поселиться в одном из отелей Нового Афона и неспешно осмотреть все достопримечательности, погулять по городу и отдохнуть на море. Пляжи в Новом Афоне очень чистые и там ни так много людей как, например, в Пицунде. Если турист отдыхает в Абхазии в первый раз, то лучше будет поехать с организованной экскурсией. А потом можно будет вернуться и осмотреть все, что не было включено в экскурсионную программу. На небольшой территории Нового Афона расположены очень интересные достопримечательности, которые стоит увидеть.
Новоафонский монастырь
Обычно первое с чем у многих ассоциируется Новый Афон — это монастырь. Это красивое. величественное здание, построенное на горе видно издалека.
Этот монастырь был построен в конце 19 века с разрешения князя Михаила Романовича. Именно к нему обратились с такой просьбой монахи из монастыря на греческой горе Афон. Строительство велось самими монахами и с большими трудностями из-за местных условий. Однако они завершили свое дело довольно быстро, всего за 12 лет. До этого монастыря туристам надо идти пешком в гору по очень неудобной дороге. С собой необходимо взять запас воды, она очень понадобится. При входе в храм необходимо одеть платок и длинную юбку, их можно взять в монастыре. Само посещение монастыря бесплатное и входит в программу каждой экскурсии в Новый Афон. Монастырь является первым объектом для посещения, в который привозят туристов. Неподалеку находится другой очень известный храм.
Храм Симона Канонита
Этот храм намного старше Новоафонского монастыря. Его постройка датируется IX — X веками и сделан он из белого камня. По легенде именно на этом месте был убит один из апостолов Иисуса Христа — Симон Кананит. В то время он проповедовал на Кавказе.
До постройки этого храма не его месте стояла деревянная церковь, построенная в IV веке. В 19 веке храм пришел в запустение и был частично разрушен. Но после передачи его монахам из Афона, был полностью восстановлен. В настоящее время этот храм является действующий. А богослужения ежедневно проводимые в нем привлекают множество паломников. в том числе и из других стран. Обычно посещение этого храма не входит в экскурсию. Его надо посещать отдельно.
Грот Святого апостола Симона Кананита
Экскурсия в этот грот не является обязательной и туда водят туристов за отдельную плату по желанию. По преданию именно в этой пещере жил и молился апостол Симон Кананит. Грот расположен в ущелье реки Псырцха и в нем специально прорублен вход для туристов. А путь к пещере начинается от храма, построенного в честь этого святого. Симон Канонит особенно почитаем среди абхазских христиан.
Монахи монастыря высекли на стенах это пещеры четырехконечный крест. Кроме того там с помощью мозаики выложены лики Симона Кананита, Иисуса Христа и Девы Марии. Стоимость экскурсии в этот грот 300 рублей и занимает она около 20 минут.
Новоафонская пещера
Это одна из самых известных и популярных достопримечательностей Нового Афона раньше носила название Анакопийская пропасть. Она была открыта только в 1961 году местным художником по имени Гиви Смыр, который в данный момент и является директором этого настоящего пещерного комплекса.
Этот комплекс включает в себя 9 пещер разного размер и каждый зал имеет свое название. Самая большая пещера называется зал Махаджиров. Каждый зал пещеры имеет особенности, которые отличают ее от остальных. Например, в зале Нарта находится так называемое «Живое озер». Оно получила свое название из-за того, что в нем водятся раки. А в трещинах пещеры обитает безглазый жук трехус. В залах пещеры огромное количество сталактитов и сталагмитов самой разной формы и размеров.
Ломать их запрещено, да и вряд ли получится. Зато они продаются прямо в пещере вполне официально. Видимо, работникам пещеры ломать их не запрещается. При посещении этой пещеры нужно обязательно взять с собой легкую куртку, так как постоянная температура в ней около 10 градусов. И особенно после выхода из нее чувствуется температурный перепад. Стоимость экскурсии составляет 400 рублей. Не смотря на то, что в кассе большие очереди. ждать долго не приходится. Ведь на экскурсию запускают сразу порядка 200 человек. Пещера очень интересный объект для посещения и никого не оставляет равнодушным.
Музей Абхазского царства
Это совсем новая достопримечательность Нового Афона. Он был открыт только четыре года назад, но уже привлекает к себе множество туристов. Коллекция музея очень разнообразная и включает в себя экспонаты таких разных эпох как каменного и бронзового века, средневековья и античности. Кроме этого в музее можно увидеть предметы быта и оружие древних абхазов. А также множество карт и фотографий. Говорят, что коллекция будет и дальше пополнятся. Интересно будет посетить музей через пару лет. А вход туда совсем недорогой, всего 100 рублей. Причем за фотосъемку там деньги не берут.
Анакопийская крепость
Посещение этой достопримечательности также не входит в обязательную программу в связи ее труднодоступности для всех. Она находится на вершине Апсарской горы и подниматься туда надо довольно долго и не все туристы на это готовы. Но те кто выдерживает этот путь остаются очень довольными. От крепости мало чего осталось, но сама башня сохранилась очень хорошо вызывает восторг у любителей истории. Рядом с крепостью находится колодец с живой водой, как ее там называют. Вода и правда очень вкусная и многие берут с собой бутылки, чтобы набрать ее. Кроме того от этой крепости открывается потрясающий вид на море и горы. Хотя бы ради этого стоит преодолеть такой нелегкий путь.
Водопад и озеро Псырцха
Эти достопримечательности туристы посещают уже в свое свободное время.
Рядом с этим красивым водопадом находятся много сувенирных лавочек и кафе, в которых можно попробовать национальную абхазскую еду и просто посидеть и полюбоваться красотами Нового Афона.
Симон Кананит — Апостол Кавказа
В одном из потаённых уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от неё, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра, а история, связанная с деятельностью человека, насчитывает около 15 веков.
Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии. Народные легенды, связанные с житием Св. Симона, старые абхазы пересказывали ещё первым европейцам, поселившимся здесь в XIX веке. Многое не было похоже на правду, но несомненным оставалось одно: таинственное ущелье Псцырхи хранит великую христианскую святыню.
Симон Зелот — один из 12 Апостолов
Божий промысел скрыл подробности жизни святого апостола Симона Кананита: в Евангелиях его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарет), где Христос совершил два чуда — превращение воды в вино на браке и исцеление сына царедворца.
В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола — Зелот. Зелотами называли иудеев, посвятивших себя борьбе с римским владычеством. Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен Храма римских «орлов». Желая направить ревность Симона на путь христианской проповеди, Господь призвал его в число ближайших учеников.
Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание — собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Предание сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство. Прошло много лет прежде, чем в его настроении произошла перемена.
Именно на свадьбе Своего сводного брата в Кане Галилейской Христос превратил воду в недостающее вино, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.
После смерти и Воскресения Христа Его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала Иверия и Скифия — земля Кавказа.
Проповедь Симона Кананита в Абхазии
Короткая речка Псцырха выходит на поверхность земли из глубокой пещеры, находящейся под гротом — жилищем Святого апостола. Питаясь из подземных озёр, она никогда не пересыхает и несёт чистую питьевую воду. Справа от истока возвышается символ Абхазии — Иверская гора, на вершине которой расположены руины большого по античным меркам города и крепости. Сейчас его называют Анакопией, а в древности он носил имя Трахеи (по-гречески «сурово-каменистая»).
В первые века н. э. здесь поселились греки, решившие обжить новые просторы на берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря). Возможно, именно с ними прибыли на землю язычников-абазгов два ближайших апостола Христа — Андрей и Симон.
Сначала они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян.
Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи, поселившись в уединённом гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием.
Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племён обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил — на берегу Псцырхи.
И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия.
Храм Симона Кананита в Новом Афоне
Предание о том, что останки Св. Симона находятся под зданием храма, возвышающегося на правом берегу Псцырхи, насчитывает несколько столетий. До конца XVIII века, несмотря на упадок христианства, у абхазов и грузин сохранялся обычай совершать паломничества к древним руинам, связанным с именем апостола. Затем почти на столетие эта традиция была забыта и появилась только после начала строительства Новоафонского монастыря, взявшего почти уже разрушенный временем храм под опеку.
К тому времени здание храма заросло деревьями, но ещё внушало трепет местным жителям. Прибывшим на место будущей обители монахам они рассказывали, что не могли пасти скот на лужайке перед руинами, так как неведомая сила заставляла овец бежать оттуда. Одного мусульманина, решившего брать камни от храма для постройки дома, постигла печальная участь: внезапно умер перевозчик камней, а после, так и не успев пожить в новом доме, сам хозяин с семьёй был вынужден бежать в Турцию, где также погиб. Другому рассказчику во сне явился «старец с посохом», повелевший освободить земельный участок близ храма для будущей монастырской стройки.
Вместе с реставрацией и освящением церкви была освящена и пещера Симона Кананита, где установили иконы обоих просветителей Кавказа. После революции отстроенный храм был закрыт. В 2011 году в результате церковного раскола, вновь переданный Абхазской Православной церкви храм оказался во власти раскольников. В настоящее время в нём проводятся богослужения, но русским паломникам их посещение не рекомендовано.
Помолиться Святому просветителю Кавказа можно в других храмах, посвящённых его имени:
- Храм в пос. Лоо (Сочи, Краснодарский край).
- г. Кана (Израиль), церковь «Венчания» на месте, где стоял дом Симона Кананита.
- церковь Св. Симона Кананита в память о погибших в грузино-абхазском конфликте (Тбилиси, лавра Самеба).
- римско-католическая церковь Св. Симона Зелота в Сухуме.
Интересные факты из Википедии
Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола.
Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществлённой местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают Апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени.
Областью проповеди Симона Кананита википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков.
Немецкая Википедия упоминает базилику Св. Андрея Первозванного в Кёльне, где паломники могут видеть частицу мощей Св. Апостола Симона. Русская Православная Церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены.
Служба и молитвы апостолу Симону
Для домашней молитвы Св. Апостолу можно использовать следующие песнопения:
Акафист — продолжительное, торжественное песнопение, повествующее о жизненном пути святого на основе церковного Предания, где упоминается брак в Кане Галилейской и проповедь в Иверии. Автор акафиста называет Симона покровителем Пицунды и Нового Афона. (http://interactive-bible.narod.ru/index/0-38)
- Молитва, где превращение воды в вино на браке сравнивается с обращением души от греха к благочестию, испрашиваются вечные блага в небесном царстве. Эту же молитву читают супруги, прося благословения Апостола на брачную жизнь.
- Тропарь, составленный по образцу общего тропаря Св. Апостолам.
День памяти Симона Кананита совершается 23 мая и 13 июля по новому стилю.
Отзывы и комментарии
А где находится та необычная английская церковь, которая посвятила себя имени Симона? В следующем году собираюсь побывать в Лондоне и его окрестностях, с удовольствием бы ее посетила и все увидела своими глазами. Очень интересная жизнь была у этого святого человека.
Про Апостолов мало что знаю, поэтому было интересно почитать. Но мне мало было, хочу больше информации! Кто может подкинуть еще статейки? Что-то меня это все заинтересовало в большой степени! Скиньте пожалуйста информацию!
Была на экскурсии в Абхазии. В ущелье реки Псырцх находится грот Святого апостола Симона Кананита. Грот самый настоящий природный памятник, вход платный, но за такое зрелище стоит заплатить. А рядом стоит храм и место смерти Симона, погибшего в 55 году.
Мой дядя дальнобойщик, часто ездит в Абхазию и много рассказывал об этом месте. Не знаю был ли он сам там, или просто слышал от людей, но всегда рассказывает воодушевленно, с радостью, видно что это святое место вызвало большой интерес. Было бы интересно увидеть эту скалу и ущелье.
Статья хорошая,ничего сказать не могу. Про Апостолов мне еще бабушка рассказывала в моем детстве. Но скажите, пожалуйста,что хорошее делали именно Апостолы?
А то возможно я не все поняла!Знала лишь то, что существует только 12 Апостолов. Теперь знаю больше, за что спасибо конечно! Вот интересно, есть ли где-то святые мощи какого-нибудь Апостола?
Отвезла бы бабулю, она у меня очень верующая в Бога!Очень мало информации о Симоне, о его деяниях и свершениях. Я ездил в Абхазию специально, чтобы найти что-то дополнительное, кроме общедоступных материалов. Прошел множество монастырей, часовен, поднимались архивы, кое-что нашел, но все же этого мало. Есть еще те, кто изучают мученика Кананита, хочется, чтобы труды появились как можно скорее.
Вход платный на территорию заповедника, а в грот денег не надо платить. Да и в заповедник, если предупредить, что идёшь помолиться, тебя с радостью так пустят, местные все очень набожные, даже молодые!
Добрый день! Этот апостол сыграл очень большую роль в моей жизни. Вы можете поделиться тем что нашли?
Много интересного. Давно так не зачитывался.