иверская гора в новом афоне
Иверская гора в новом афоне
Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, потребовала, чтобы и она приняла участие в метании жребия: ей выпала страна под названием «Иверия» (1) .
Идти самой на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо тебя, сверх собственного жребия. Ее избранником оказался Симон Кананит (Зилот), видимо, ее родственник, в свое время пригласивший ее вместе с Иисусом на свою свадьбу в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11). Завершив проповедь в своем уделе (у бриттов) он пришел в удел Богородицы, где и претерпел мученическую кончину.
Об очень раннем появлении христианства в Иверии пишет св. Ириней Лионский (130-202гг.); о «громадном значении» этого свидетельства говорит М.Э.Поснов (2) .
В начале 19в. преподобному Серафиму Саровскому в откровении дается напоминание о том, что «первый удел Богородицы на земле – Иверия» (второй – старый Афон, третий – Киево-Печерская лавра и четвертый – будущая Серафимо-Дивеевская женская лавра).
Что же это за страна – Иверия?
Сейчас так называют Грузию, и там существует предание, что Богородица, явившись во сне св. Нине, послала ее в Мцхету на проповедь (315-340 гг.), тем самым подтверждая, что Грузия – Ее удел. Впрочем, академик Марр (3) считал эту версию нереальной и доказывал, что св.Нина проповедывала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению.
Однако в апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого апостола там немедленно содрали бы кожу как с римского лазутчика. Доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима. Во всяком случае, в таких оживленных торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.
Именно на эту страну (нынешнюю Абхазию) и выпал жребий Марии, здесь проповедывал Симон Кананит, место мученической кончины которого – Анакопия (Никопсия), нынешний Новый Афон. Здесь, у подножия Анакопийской (Иверской) горы на могиле Симона стоит старинный (много раз перестроенный) храм его имени. На вершине горы, в часовне, поставленной русскими монахами в конце 19 в., в алтарной апсиде помещены вырезанные из окрестных пещер камни с древними рисунками и надписями. Особенно примечательны изображения рыб: тайный знак христиан 2 века. Есть все основания предполагать, что община, созданная апостолом Симоном, пережила эпоху римских гонений. Тот факт, что на первом Вселенском Соборе в 325 г. принимал активное участие Питиунтский епископ, свидетельствует о глубокой укорененности христианства в Абхазии к этому времени.
Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Еще: «под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».
Тонкий намек на «удел Богородицы» содержится в раннехристианской легенде о том, что голубь принес к изголовью «усопшей» Марии оливковую веточку из «земного рая» (1) . Но как доказывают авторы этой статьи в своей книге «Земля Адама» (4) библейский рай находился именно на территории нынешней Абхазии. [Изложение этой гипотезы см. Наука и Религия, 1999, №1]. (5)
Наконец, еще одна неожиданная параллель. В энциклопедии «Мифы народов мира» (6) в статье «Абхазская мифология» известный историк и филолог Г.Дзидзария пишет нечто очень странное. По его словам, существует абхазское предание о том, что … «Бог происходит из семьи Х е ция». Это утверждение становится совершенно абсурдным, если учесть, что абхазы издревле веруют в единого, невидимого и всемогущего Бога. Есть, конечно, пророки, ангелы и даже русалки, но Бог есть Бог… При чем тут Хеция?
Мы спросили об этом у одного из современных представителей этого рода, профессионального историка. Он улыбнулся и сказал: Дзидзария все перепутал, из нашего рода происходит не Бог, а … Богородица.
Час от часу не легче!
В связи со всем этим возникает вопрос: не скрывает ли предание о «метании жребия» какой-то намек на более глубокую и органичную связь Богородицы со своим земным уделом – Абхазией?
Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в совсем другую эпоху – во времена … Геракла.
Древнегреческий миф о Геракле содержит одну странную географическую «неувязку». В поисках «яблок Гесперид» герой проходит мимо «седого Кавказа», освобождает прикованного Прометея, через страну амазонок приходит в Киммерию (район Тамани), где с помощью Атланта обретает искомые яблоки. До сих пор мифологическая топография вполне «логична», но вот назад он возвращается почему-то через … Египет!?
Как сказали бы абхазцы: «где Кавказ и где Египет»?
Многие комментаторы ломали голову, пытаясь разрешить этот парадокс.
Но есть одно удивительно простое и логичное решение.
Дело в том, что самоназвание древнего Египта – «Мыср» (в Библии – Мицраим). А в районе Пицунды есть священное абхазское урочище «Мыср а » (Мюссера). Вот через какой «Египет» возвращался Геракл: каким путем пришел, таким и ушел! Так что произошел нередкий в исторических легендах «филологический казус»: предание о Геракле было записано тогда, когда в памяти осталось только название местности, а где она находится, уже забыли. Зато про другой Мыср – а именно Египет, знали все… Отсюда и «геркулесовы столбы» оказались не на Босфоре или Керченском проливе, а на Гибралтаре, и прилегающий к ним океан стал называться «Атлантическим».
И нам пришло в голову: если однажды такая географическая путаница произошла, не могло ли это повториться еще раз?
Вот что говорит ангел, сразу после ухода волхвов явившись во сне Иосифу: «Возьми младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2:13). Если вспомним, как тогда назывался Египет, то получается, что ангел сказал: «беги в Мыср».
А вдруг здесь опять имелся в виду абхазский Мыср? Тем более что никаких реальных признаков пребывания святого семейства в Египте нет: только цветистые восточные сказки. В повествовании Матфея нас всегда удивляло поведение волхвов: зная о злодейских намерениях Ирода, почему они просто не забрали святое семейство с собой? Может быть, в действительности так оно и было, и именно поэтому волхвы на обратном пути постарались избежать встречи с Иродом. Но чтобы в целях безопасности тщательно законспирировать этот факт, кто-то из близких пустил версию насчет «ангела» и «Египта». А потом ученики и сами поверили в эту легенду.
Если так, то приобретает решающее значение, откуда эти волхвы пришли.
У Матфея сказано: «С востока» (Мф. 2:1). И вот мы решили выяснить: а как это звучало на языке того времени: иврите (точнее, на близком к нему арамейском). Берем в руки современный обратный перевод Нового Завета с греческого на иврит и … испытываем настоящий шок!
«Страна востока» звучит на иврите (и на арамейском) как «Эрец Мизр а х »!!
Но это почти то же самое, что «страна Мыср». Причем толкование этого слова как «Египет» здесь исключается, потому что здесь оно означает именно «Восток», а Египет находится на юго-западе от Вифлеема.
Тут все ставится на место, хотя и весьма неожиданным образом.
Волхвы – это адамитские жрецы (4) , которые получили пророчество о рождении Иисуса и пришли, чтобы спасти Его от опасности, забрать с собой в землю Адама и там приобщить к древней мудрости. «Звезда», которую они увидели «на востоке» («ва-мизрах», т.е. у себя в Мысра) и которая привела их к месту рождения Иисуса (Мф. 2:9) – это могла быть одна из «Аных»: так именуются световые явления Божественной силы, и поныне широко распространенные в святых местах Абхазии.
Святое семейство возвращается на родину после отстранения от власти в 7 гг. н.э. Архелая, наследника Ирода: «ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:20). Несомненно, что они сразу же по прибытии пришли на поклонение в Иерусалим. Если взять наиболее вероятную дату рождения Иисуса в 6 г. до н.э., то Ему в это время было 13 лет (Лк. 2:42), так что Он был уже совершеннолетним и вполне мог проповедывать в Храме (Лк. 2:46).
Теперь вернемся к загадочному преданию рода Хеция.
Возможно, события разворачивались следующим образом.
В самом Мыср а святому семейству оставаться было небезопасно – рядом был крупный город Питиунт с римским гарнизоном, так что ищейки Ирода, верного слуги и союзника римлян, могли напасть на след. Тогда абхазские жрецы переправили семью в удаленное глухое селение, где выдали их за родственников семьи Хеция – чтобы не было лишних вопросов. Надо полагать, что абхазский язык они к тому времени уже выучили, или, может быть, евреи в те времена просто считались одним из абхазских родов. И лишь позже стало известно, что это за «родственники». Так и родилось предание, что «Богородица – из рода Хеция»: ведь у абхазов приемное родство ставится выше кровного. Как раз за Иверской горой есть селение Анухва (Анхуа), что с абхазского можно перевести как «Удел Матери». Абхазские женщины рассказывали нам о нередких явлениях Богородицы Марии в этих местах. Ее особая любовь к этому месту вполне естественна: здесь прошли годы Ее юности, здесь прошло детство и отрочество Иисуса. Волнующая мысль для того, кто иногда бродит по тропинкам этого селения…
Если так, то становится понятным, почему в действительности эта земля стала уделом Богородицы, и почему Анакопийская гора считается Ее горой.
Правда, для религиозного сознания остается загадкой, почему все это до сих сохранялось в такой глубокой тайне. Встает также вопрос, с какой целью тайна начинает приоткрываться именно теперь. С научной же точки зрения мы имеем дело лишь с правдоподобной гипотезой. Ключ к доказательствам – информация, которую хранят древние рисунки и надписи, часть из которых была обнаружена на стенах многочисленных небольших пещер в этом районе. Но систематическим поиском и расшифровкой еще никто не занимался.
Богородица до времени хранит тайну Своей земли.
Анакопийская крепость
Историко-архитектурный заповедник «Анакопийская крепость»
Анакопия — древняя столица княжества Абазгия и (до 806) Абхазского царства. Развалины города Анакопия находятся на Анакопийской горе или Иверской горе в Новом Афоне в Абхазии. В византийских источниках гора известна также как Трахея.
История Анакопийской крепости
Анакопийская крепость — наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.
Древнейшая постройка Анакопии — это небольшое кольцо нагорной крепости, стены которой, возведены из крупных, хорошо обработанных блоков известняка, сложенных в духе лучших римских строительных традиций. Крепостные ворота образованы тремя известняковыми монолитами и приподняты высоко над землей; в крепость можно было попасть только по приставной деревянной лестнице. В восточной части ограды изнутри видны каменные ступени, по которым в древности воины поднимались на стену. Именно это укрепление было известно византийским авторам под названием Трахеи.
В конце VII века при непосредственном участии византийцев, встревоженных вторжениями арабов, была возведена основная линия стен средневековой Анакопии, охвативших территорию размером 450х150 метров. С юга, где склон горы был пологим и доступным, стена была укреплена семью башнями — квадратными в менее доступных местах, круглыми же там, где легко могли быть подведены стенобитные машины.
Наиболее примечательна западная круглая башня, расположение и форма которой позволяли вести из нее обстрел противника под углом почти в 290°. Во втором этаже древнейшей части этой башни сохранились пять бойниц, устроенных в специальных нишах, и вход, перекрытый аркой. Боевая мощь этой башни была обусловлена еще и тем, что она защищала подступы к главным крепостным воротам.
Древняя дорога огибала башню слева, подходила к скрытому за нею входу в соответствии с заповедью еще античных зодчих, требовавших размещать ворота так, чтобы при подходе к ним противник оказывался повернутым к осажденным своей незащищенной щитом правой стороной.
Главная восточная башня была выстроена в середине XI века, как главный наблюдательный пункт. Вход башню был на уровне второго яруса, первый предназначался для хранения продовольствия. Башня была реконструирована в 2007-2008 годах Анакопийским Национальным заповедником.
Проникновение в Анакопийскую крепость было затруднено и тем, что за главными воротами непосредственно следовал небольшой внутренний двор, окруженный дополнительными стенами и соединенный с основной территорией крепости еще одними воротами. Между второй и третьей башнями в наружной стене видны следы вылазной калитки, позднее заложенной. Отсюда выводились отряды защитников во фланг штурмовавших главные ворота.
По преданию, в 736—737 годах Мурван-ибн-Мухаммед с 60-тысячным войском арабов осадил крепость, где у абхазского князя Леона (дядя будущего абхазского царя Леона II) укрылись грузинские цари Мир и Арчил. Обороняли Анакопию тысяча грузинских и две тысячи абхазских(западно-грузинских) воинов. По словам летописца среди арабского войска началась эпидемическая болезнь желудка, унесшая за несколько дней жизни свыше 35-ти тысяч человек. Множество арабских воинов погибли во время штурма, но Анакопия так и не была взята.
В 788 год арабский полководец Сулейман ибн Исам неудачно пытался осадить крепость западнее Анакопии и в итоге так и не пошёл на неё.
В середине-второй половина VII века на вершине Анакопийской горы греческими монахами возводится небольшой однозальный храм, а позже построен второй храм.
В XIV веке в Анакопии поселились генуэзцы, которые четырехэтажную дозорную башню, облицованную хорошо подогнанными гладкими камнями.
В конце XIX века новоафонскими монахами построена выложенная камнем дорога, нагорная крепость окружена каменными террасами, построены здания часовен и гостиницы, станции канатной дороги.
Неиссякаемый источник на горе
Одно из чудес нагорной крепости — неиссякаемый колодец, привлекающий внимание паломников и туристов.
О возникновении колодца было две гипотезы:
- Водовод к колодцу был сооружен в древности строителями Анакопии и действовал по принципу сообщающихся сосудов. Как полагают, такой водовод могли провести в канаве, прорытой на склонах обеих гор (Иверской и Афонской) и через долину между ними под речкой, а затем замаскированной землей.
- Под постройками на вершине была сооружена воронка из плотного материала, которая собирала дождевую воду.
Историко-архитектурный заповедник «Анакопийская крепость»
Заповедник создан в 1990 г. на базе Анакопийской крепости IV – XV вв. и находится по адресу: Гудаутский район г. Новый Афон Вершина и южный склон Анакопийской горы
Ново-Афонский историко-архитектурный заповедник «Анакопийская крепость» включает в себя несколько объектов:
- Крепостные стены цитадели первой линии обороны
- Восточная башня цитадели первой линии обороны
- Западная башня цитадели первой линии обороны
- Храм внутри цитадели VII – VIII вв.
- Осадной бассейн внутри цитадели
- Крепостная стена второй линии обороны
- Семь боевых башен крепостной стены второй линии обороны
- Нижний храм Анакопийской крепости X –XI вв.
- Дополнительная стена второй линии обороны
- Древняя тропа Анакопийской крепости
- Анакопийский грот
- Печь для обжига извести
- Печь для обжига керамики
Видео из Анакопийской крепости
Где находится и как доехать
Абхазия, Гудаутский район г. Новый Афон Вершина и южный склон Анакопийской горы
От новоафонской пещеры слева в горы уходит асфальтированная дорога — по ней начинается подъём к анакопийской крепости. Примерно половину пути можно проделать на автомобиле, который можно оставить на стоянке возле КПП. Вход на гору платный. От Новоафонской пещеры до цитадели время в пути около часа.
Анакопийская крепость на карте
GPS координаты: 43.094548,40.808634
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Стихи (583)
- Разное (574)
- Supernatural (434)
- Болливуд- актрисы и актёры Индии (299)
- Мои любимые КоШки (297)
- Кулинарные рецепты (236)
- Путешествия по городам, странам, островам (212)
- Германия (196)
- Queer as Folk Гейл и Рэнди (183)
- Новый год, Рождество и.т.д. (160)
- Фото животных и птиц (137)
- Фото Природы (133)
- Мои любимые ЦвЕты (116)
- Тесты (104)
- Томас Андерс (91)
- Легенды (77)
- Загадочная и манящая Индия (76)
- Мерлин (73)
- Санкт Петербург (61)
- Рамки, фоны, уроки и.т.д (54)
- Замки, церкви, храмы (51)
- Дети (48)
- Макс и Денис (37)
- Джонни Д, Люси Л, Джаред Л и.т.д (29)
- Аскольд и Эдгард Запашные (29)
- Советы по здоровью и здоровой пищи. (29)
- Дима и Прохор (27)
- Самара — городок (16)
- Бэн Барнс (15)
- Музыка (15)
- Красивое видео (11)
- Анимации (11)
- Мужчины ну очень красивые (10)
- Крейг Буш Человек и львы (7)
- Феншуй и астрономия (5)
- Вера Брежнева (5)
—Музыка
—Интересы
Иверская гора, Анакопийская крепость г. Новый Афон
Пятница, 07 Октября 2011 г. 19:27 + в цитатник
Иверская гора — гора в Новом Афоне, высотой 344 м. На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, в недрах горы находится знаменитая Новоафонская пещера. Анакопийская крепость — оборонительное сооружение, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.
Анакопия — древняя столица княжества Абазгия и (до 806) Абхазского царства.
К крепости можно подняться пешком, дорога займет около одного часа. Как только Вы начнете подниматься к вершине перед Вами откроется вид на Новый Афон — кипарисовые аллеи, монастырь Симона Кананита, насыщенная зелень деревьев и, конечно, бескрайнее море.
По пути Вы будете встречать остатки крепости — светло-серые башни и стены, покрытые густой зеленью.
Сама крепость представляла собой кольцо, стены которого, возведены из крупных, хорошо обработанных блоков известняка, сложенных в духе лучших римских строительных традиций. Крепостные ворота образованы тремя известняковыми монолитами и приподняты высоко над землей; в крепость можно было попасть только по приставной деревянной лестнице. В восточной части ограды изнутри видны каменные ступени, по которым в древности воины поднимались на стену. Именно это укрепление было известно византийским авторам под названием Трахеи.
Одно из чудес Анакопийской крепости — неиссякаемый колодец, более 80 лет привлекающий внимание туристов.
О возникновении колодца было сложено две гипотезы: первая сводится к тому, что водовод к колодцу был сооружен в древности строителями Анакопии и действовал он по тому же принципу сообщающихся сосудов. Как полагают, такой водовод могли провести в канаве, прорытой на склонах обеих гор (Иверской и Афонской) и через долину между ними под речкой, а затем замаскированной землей. Вторая гипотеза сводится к мысли, что под постройками на вершине была сооружена когда-то в древности воронка из плотного материала, которая собирала дождевую воду. Правда, как отмечают сторонники этой точки зрения, таким способом можно объяснить поступление в колодец лишь небольшого количества воды, в то время как в действительности колодец практически неиссякаем.
Иверская гора в Новом Афоне
Иверская гора — одна из самых посещаемых достопримечательностей не только города Нового Афона, в окрестностях которого она расположена (Гудаутский район), но и всей Абхазии. Эта природная громада имеет и другие названия: Апсарская и Анакопийская. Последнее название восходит к старинному названию Нового Афона, бывшего некогда столицей княжества Абазгия, а затем и Абхазского царства.
Исследователям, туристам, паломникам .
Гора представляет не только геологический и спелеологический интерес для исследователей и туристов. Она также является очень важным историческим местом и до сих пор хранит память о древних событиях. Это место приобрело особую популярность у путешествующих ещё в середине XIX века. Антон Павлович Чехов, посетивший Абхазию в 1888 году в рамках большого путешествия, заметил: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Апсарскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу».
Высота горы небольшая — всего 344 метра. На вершину от самого основания ведёт серпантинная каменная тропа, выложенная местными монахами, довольно удобная для подъёма, поэтому забраться на неё могут даже туристы без специальной подготовки. Путь от подножия займёт около одного часа пешком. Есть возможность совершить подъём на лошадях, прогуляться по живописным кипарисовым аллеям. Наверху визитёров будут ожидать сразу несколько достопримечательностей Абхазии. Вид, открывающийся с вершины на побережье Чёрного моря, поистине потрясающий — он охватывает большое расстояние от мыса Пицунда до города Сухума, то есть около восьмидесяти километров.
Новоафонская пещера
Одним из самых интересных и посещаемых в Абхазии мест является Новоафонская пещера, находящаяся в недрах Иверской громады. Эта полость славится своими красивейшими залами, полными сталактитов, сталагмитов и сталагнатов.
Иверия — удел Богородицы
Абхазия издревле считается местом активной христианизации Северного Причерноморья. Существую легенды и предания, свидетельствующие об особом назначении этой земли. Одна из них гласит, что после своего чудесного воскресения Иисус послал Благую Весть всем народам, а его ученики бросили жребий, чтобы определить назначенную ему для проповеди землю. Богородица Мария, настоявшая на участии в жеребьёвке, получила в удел Иверию. Но ученики рассудили, что лучше будет послать вместо неё сильного мужчину, которого она изберёт сама. Мария избрала своим представителем Симона Кананита, который принял мученическую смерть во время своей миссии.
В память о тех далёких событиях на Иверской горе появилась часовня Иверской Богоматери, построенная в 1913 году монахами Новоафонского монастыря. Здесь обрела своё место чудотворная икона, переданная из Свято-Пантелеймоновского монастыря в Старом Афоне. Предание гласит, что появлению иконы предшествовало чудо: иверские монахи увидели в море огненный столп с ликом Богоматери, защищавшей гору и крепость на ней.
Храм св. Феодора
На самой вершине Анакопийской горы стоят развалины старинного храма, носящего имя Святого Феодора. Некогда строение представляло собой помещение с одним нефом, восточной апсидой, а также прямоугольным притвором. О плане храма сегодня можно судить лишь по остаткам фундамента. Здание пережило масштабную перестройку: храм был укорочен, внутри и снаружи была расширена кладка, фасады были облицованы известняковыми плитами, некоторые апсидные окна были заложены, в интерьер добавлены пилоны и семь арок, поддерживавших каменный свод. Тогда же в церкви появился новый придел с южной стороны, который мог иметь мемориальное значение.
Анакопийская крепость
Другим важнейшим строением на громаде является Анакопийская крепость, выстроенная ещё византийцами во II – IV вв. н.э. Твердыня не раз выдерживала лютые вражеские осады.
Исследователи местной старины уделяли особое внимание археологическим изысканиям на Анакопийской горе. Ими было установлено, что на склонах громады ещё в IV – II вв. до н.э. существовало довольно большое поселени ост, выстроенная ещё византийцами во II – IV вв. н.э. Твердыня не раз выдерживала лютые вражеские осады.
Исследователи местной старины уделяли особое внимание археологическим изысканиям на Анакопийской горе. Ими было установлено, что на склонах громады ещё в IV – II вв. до н.э. существовало довольно большое поселение городского типа. Его жители вели активную торговлю с различными торговыми центрами в Малой Азии и Греции. Эти выводы были сделаны после нахождения нескольких важных артефактов на склонах Иверской горы: культурный слой поселения содержал многочисленные черепки привозной керамики, характерной для Малой Азии и Балкан, — амфор, чернофигурной посуды и др. Культура местного населения была довольно высокой и не ограничивалась только торговлей. Можно говорить о тесном переплетении традиций и обычаев автохтонного населения с элементами культуры других народов. Другие археологические находки свидетельствуют, что территория Нового Афона стала одним из главных мест, откуда христианская вера распространялась всё дальше. Найденные погребения абазгов периода поздней Античности, совершённые по христианскому обряду с сохранением языческих элементов, говорят о сложной религиозной ситуации. Местное население приняло христианство, но не смогла отказаться от прежней религии в полной мере. В захоронениях были обнаружены интересные предметы материальной культуры древних абазгов: круглопроволочное кольцо, стеклянные бусины, ножи из железа, бронзовое зеркало с отполированной лицевой стороной и многое другое.
Абхазия, часть 4: Новый Афон и Иверская гора
Итак, давайте погуляем по Новому Афону.
Сюда можно приехать по шоссе, тянущемуся вдоль моря через всю Абхазию, а можно сойти с поезда «Москва — Сухум». Станция Новый Афон, построенная еще во время Великой Отечественной, как и большинство станций Абхазской железной дороги, пребывает в заброшенном и разрушающемся состоянии.
С перрона видны горы, а через окна бывшего зала ожидания — море.
Поезд, на котором мы приехали — единственный, делающий в Новом Афоне остановку.
Поскольку наша прогулка виртуальна, со станции Новый Афон мы телепортируемся на соседнюю платформу Псырцха. Поезда на этой мистической станции, напоминающей чайный домик в джунглях, последние 20 лет вообще не останавливаются.
Продолжаем путешествие сквозь пространства и времена.
Вот мы отдаляемся от станции Псырцха метров на сто и идем мимо Псырцхинской (попробуйте выговорить) ГЭС.
И выходим к храму Симона Канонита, православному, тысячелетнему, очень красивому.
Традиционное настенное «Здесь был. » позапрошлого века.
Еще одно «Здесь был. «, тоже позапрошлого века.
У храма начинаются места, о которых пишут в путеводителях. Если подняться на холм — попадем в знаменитый Новоафонский монастырь. Поскольку гуляем мы в начале марта, сувенирных палаток нет, киоски с напитками закрыты, и людей очень мало.
Во многих окнах монастыря выбиты стекла. В этом здании их вообще почти нет.
Главный собор Новоафонского монастыря, с потрескавшимися фресками, с неправославного вида скамьями и песочными подсвечниками, огромен, безлюден, патриархален и торжественно мрачен.
Погода сменяется с солнечной вечерней на дождливую утреннюю, а мы тем временем спускаемся с холма, чтобы попасть в сам город.
Вообще, на город Новый Афон похож не слишком. Его послевоенное население – меньше полутора тысяч человек.
Туристический сезон еще не начался.
Постепенно выходит солнце. Самое время спуститься к морю.
Пойдём по пляжу дальше, до автобусной остановки. Кстати, это работа Церетели.
На заднем плане видна Иверская гора. Видите, на вершине что-то белеет? Туда мы и отправимся.
В монастыре уже были, водопад видели, а пещеру еще нет.
И не увидим. Новоафонская пещера пока не работает.
Здесь нашими проводниками станут местные лохматые псы.
Чем выше в гору поднимаемся, тем красивее становится вокруг.
Где-то на полпути возникают охраняемая платная стоянка и домик кассира с объявлением про то, что посещение Иверской горы стоит сто рублей. Однако в марте никаких кассиров нет, а летом ничто не мешает этот домик обогнуть, направившись вверх по соседней дороге.
После домика основная дорога становится все менее проезжей и удобной для прогулок и все более живописной.
И, наконец, мы доходим до развалин Анакопийской крепости, построенной византийцами в седьмом веке.
Крепость как бы спускается по склону горы, обращенному к морю. Всего на склонах Иверской горы стоят семь крепостных башен разной степени сохранности.
А собачки-провожатые ведут нас все выше и выше.
Внушительные зеленые террасы внизу — тоже часть крепости, только не времени раннего средневековья, а девятнадцатого века.
Башня на вершине горы, по сути, новодел, я её и не сфотографировал толком.
Зато башню видно по ночам из Нового Афона. Смотрится очень эффектно: яркое пятно над фонарями — это она.
Возвращаемся назад. Собственно, цитадель:
На развалинах византийского храма — ровесника крепости новоафонские монахи устроили часовню.
В ней гуляет ветер, но свечи не задувает.
И снова настенные надписи позапрошлого века. Богат ими новый Афон!
От часовни не видно города и моря: она смотрит вглубь Кавказа.
Где-то там за горами — Карачаево-Черкесия.
Самостоятельно в Новый Афон, на Иверскую гору и станции Псырцха
В ходе подготовки к поездке местные жители советовали мне посетить Новоафонскую пещеру и другие достопримечательности как можно раньше утром. Тогда, по их заверениям, мы с сынишкой избежим многочасового стояния в очереди за билетом на вход в пещеру. В основном именно экскурсионные группы «забирают» большую часть билетов. Вот почему, нужно взять билеты на первые 2 спуска. Первый производят в 8 утра.
В общем, получилось так, что выезжать из отеля нам пришлось ранним утром. После 3-ей попытки сын, наконец, проснулся и с горем пополам позавтракал. В меня же кроме чашки кофе не влезло ничего.
Собираясь с сыном на самостоятельную экскурсию в этот уютный городок, мы обязательно планировали посетить Анакопию. «Почему», – спросите вы? Просто хотелось, прикоснуться к истории.
Самостоятельно по Абхазии
Отдых с ребенком в Абхазии — отзыв о нашей поездке
Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь и храм Святого апостола Симона Кананита
К Апсарской горе, которая, впрочем, именуется Иверской, мы довольно быстро доехали на попутной машине. Прежде чем попасть в крепость, защищавшую византийцев от воинственных арабов, расположенную на самой вершине, мы попали в Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь, построенный русскими монахами из Греции. Строили его аж 12 лет. Это был упорный тяжелый труд, так как перед началом строительных работ нужно было расчистить площадки в горах.
Пантелеймоновский собор, находящийся на территории, украшен изысканными фресками и иконами, а также пятью куполами, чья высота достигает 40 метров. Интересно, что в храмах Абхазии не делают бизнеса на свечах. Стоят они недорого, а изготавливаются из медовых сот, ах, как же восхитительно они пахнут медом.
Не меньше меня поразил удивительной красоты храм Святого апостола Симона Кананита. По легенде он построен прямо на месте убийства апостола. Фотографировать здесь, к моему огорчению, было нельзя. Зато множество снимков мы сделали в пещере, расположенной неподалеку, именно здесь молился и жил апостол.
Новоафонская пещера
Кассы, где продают билеты, расположены в фойе. Отделка кассового зала (зала прибытия) впечатляет. Из сувенирных лавок хотелось увезти на память ножи, статуэтки, украшения! Но, увы, цены там немного выходят за грани разумного…
Поезд в пещеры Абхазия
Поезд в пещеры Абхазия
Спуститься вниз можно на специальном поезде, отправляется он с платформы мини-метро. Прямо на входе, кстати, мы и оплатили фото/видеосъемку. Недалеко от входа в пещеру можно увидеть камни с «красными пятнами крови апостола». Внутри довольно тепло – около +11 °C, множество красных геликтитов, растущих на потолке, разбавляют темноту. Некоторые залы богаты озерами и водопадами. В пещере 9 залов, но посещают обычно 6.
Хочется сказать пару слов родителям, которые берут с собой в пещеру маленьких детишек. Глаз да глаз! Я теряла своего раза три, потому что сын настолько увлекался подземной красотой, что убегал от меня на пару метров. В последние минуты нашего пребывания под землей ходили мы с ним исключительно держась за руки, чего и вам советую!
После экскурсии в пещеру я сделала пару наблюдений. Во-первых, здесь много грибка и плесени. А ведь это свидетельствует о том, что пещерная экология находится в ужасном состоянии. Второе наблюдение потрясло меня еще больше. Речь идет о «культурных» посетителях, которые считают своим долгом оторвать часть сталактита или сталагмита себе на память. А вы знаете, что проходит 100 лет, прежде чем сталагмит или сталактит увеличивается всего лишь на 1мм?!
Иверская гора, Анакопийская крепость
Минуя монастырь и пещеру, мы, наконец, поднялись на Иверскую гору. Согласно старинному преданию, именно тут в давние времена находилась нерукотворная икона Божьей матери, которая спасла владык Абхазии от арабских воинов.
Перед тем, как подняться к Анакопийской крепости, обязательно запаситесь бутылочкой с водичкой. К слову сказать, на высоту 340 метров над уровнем моря я залезла не так легко. Опять же вспомнился мой не совсем здоровый образ жизни.
Впрочем, осмотревшись по сторонам, усталость куда-то улетучилась, потому, как вокруг открылся просто умопомрачительный вид на море и холмы. Отдышавшись, напившись воды, и нафотографировавшись, мы пошли к древним стенам Анакопийской крепости. Несколько оборонительных линий наряду с внешней линией обороны занимали около 65 000 кв. метров площади. Стены первой линии достигали в ширину 1 метра. Впечатляет, не правда ли?!
Пока я наслаждалась ее величием, сынишка побежал смотреть на неиссякаемый колодец, сооруженный строителями Анакопии, выдолбленный в скале. Если в древности его питала дождевая вода, то сейчас это конденсат на холодных стенах цистерны. Вот здесь нам и пригодилась припасенная бутылочка, ее мы наполнили прохладной водой, ведь впереди еще был неблизкий обратный путь.
Побывали мы, кстати, и в Приморском парке с системой прудов, питаемых водами реки Псырцхи (знаменитое озеро с лебедями), прошлись по знаменитой Тропе грешников. Считается, что человек, прошедшей по ней, освобождается от всех грехов. Что же, будем верить в то, что отныне я безгрешная.
Недалеко от станции Псырцха, самой красивой ж/д станции во всем СССР, находится рукотворный водопад, ниспадающий вниз – это настоящее произведение искусства, завладевшее вниманием моего ребенка на целых 20 минут. Учитывая то, что более 5 минут его ничего не впечатляет, я могу со всей уверенностью говорить о том, что зрелище это и впрямь потрясает воображение. Уходить отсюда нам не хотелось, даже, несмотря на то, что солнышко делало свое дело, и было просто невыносимо жарко. Забыла сказать, что эти водопады служили монахам своего рода холодильниками. За водопадом они располагали специальные камеры.
Что впечатлило меня больше всего на этой экскурсии? Пожалуй, это природа. Можно бесконечно долго говорить о великолепии древнейших построек, но по мне ничто не затмит местные красоты, созданные природой. Кусты кипариса и эвкалипта, пальмы, магнолии, гранаты, мандарины, лимоны – многокилометровые зеленые аллеи тянутся по всему Новому Афону.
Если вы соберетесь на экскурсию в Новый Афон, то учтите, что тут много христиан и паломников. Не рекомендую вам носить здесь слишком открытую пляжную одежду, так как это не совсем уместно и будет притягивать множество неодобрительных взглядов. А оно вам надо?!
На данную экскурсию вполне можно отправиться с автобусным туром, собственно говоря, следующую поездку мы таким образом и совершили.
Новый Афон: что посмотреть и куда сходить — достопримечательности
Абхазия богата достопримечательностями, не является исключением и небольшой абхазский городок Новый Афон, который в прошлые времена носил название Анакопия.
Новый Афон — город с древнейшей историей, один из самых известных курортов в Абхазии. Этот небольшой городок расположился в маленькой бухте, у подножия Афонской и Иверской гор, в 21 км от столицы Абхазии – Сухуми.
Живописнейшая природа, мягкий климат, обилие достопримечательностей привлекает сюда огромное количество туристов .И действительно, здесь есть что посетить: памятники истории и культуры, древние монастыри и храмы.
Более того, Новый Афон признан землей святынь из-за огромного количества святых религиозных мест.
Приехав в Новый Афон, можно каждый день открывать для себя что-нибудь новое.
Новоафонская пещера
Новоафонская пещера или иначе –Анакопийская пропасть, является наиболее популярным и очень красивым местом Иверской горы.
Это самая большая пещера в Абхазии.
Она расположена глубоко под землей, ее внутренний объем составляет более 1 млн. куб. м. Долгое время о пещере было ничего неизвестно, открыта она была лишь в 1961 году. С 1975 года в пещеру допускают туристов. Протяженность туристического маршрута составляет 2 км. Экскурсии проходят на небольших поездах (в 1975 году здесь была открыта подземная железнодорожная ветка), которые каждые 20 минут отправляются в бездонные недра пещеры. Внутренний пейзаж Новоафонской пещеры украшают сталагмиты и сталактиты. Туристический маршрут пролегает через многочисленные залы: «Анакопия», «Нартаа», «Москва», «Апсны» — вот лишь небольшой их список. Всего в Новоафонской пещере 11 залов. Внутри пещеры всегда прохладно, температура никогда не поднимается выше 11 градусов.
Неподалеку от знаменитой Новоафонской пещеры в русле горной реки раскинулось живописное место, где находятся три озерца — «три котла». Такое название возникла из-за схожести этих небольших природных водоемов с котлами. Несмотря на свои небольшие размеры, водоемы достаточно глубокие и холодные (13-14 градусов). Водоемы представляют собой карстовые ямы с ровной зеркальной поверхностью.
Скульптура «Золотое руно»
У входа в Новоафонскую пещеру установлена скульптура «Золотое руно», которая имеет символическое значение. Золотое руно – знак благополучия, именно за ним поплыли, согласно древней легенде, аргонавты. Сама же скульптура отражает миф о сестре и брате, которые отправились в долгое путешествие на золотом баране. Существует предание – того, кто дотронется до скульптуры, в ближайшем будущем ждет удача и несметное богатство. «Золотое руно пользуется огромной популярностью среди туристов.
Водопад в центре Нового Афона
В самом центре города находится удивительно красивый водопад.
Музей Абхазского царства
Небольшой краеведческий музей, который представляет собой одну комнату. Экспозиция включает палеонтологические и археологические находки, повествующие о культуре абхазов. Здесь можно получить много информации о возникновении абхазского государства. Музей интересен тем, что в центре зала восстановлена абхазская усадьба и лодка, на которой в XIX веке выходили в море. Здание музея расположено в национальном заповеднике Нового Афона — «Анакопия» вблизи искусственного водопада.
Иверская гора
Иверская гора знаменита Анакопийской крепостью, развалины которой находятся на ее вершине.
В далеком прошлом крепость служила древним укреплением. Анакопийский неиссякаемый колодец – еще одно чудо таинственной крепости. Предание гласит, что именно здесь, на Иверской горе явилась чудотворная икона Богородицы Анакопийской. Издавна Иверская гора считается горой Богородицы, поэтому здесь была возведена часовня Иверской Богоматери. С этим местом связано огромное множество легенд и преданий. С вершины горы открывается сказочный вид на морское побережье. Иверская гора невысока, максимальная высота составляет около 300 метров. Гора хранит в своих недрах множество пещер, одна из которых — знаменитая Новоафонская пещера.
Анакопийская крепость
Анакопийская крепость – древнее укрепление некогда существовавшего здесь города Анакопии, постройка была возведена в VII веке на Иверской горе. На греческий манер крепость называют «трахеей». Эта древнее сооружение довольно хорошо сохранилась – остались фрагменты стен, башни, входные арочные ворота. На территории Анакопийской крепости были проведены археологические раскопки, в ходе которых было найдено древнее оружие: копья, щиты, мечи. Еще одна достопримечательность крепости – неиссякаемый источник, куда поступает вода через природный канал. Анакопийскую крепость отреставрировали в 2008 году, в результате была восстановлена сторожевая башня и дорога, ведущая к ней.
Лобное место апостола Симона Канонита
В национальном парке «Анакопия» есть свято место, чтимое православными людьми – это келья святого Симона Кананита, расположенная в пещерке возле реки Псырцха. При жизни Симон лечил недуги прикосновением рук, жил в молитве, оберегал людей, крестил местных жителей. Симон Кананит был предан мученической смерти. Во время гонений на христиан римские язычники казнили святого мученика заживо, лишив его головы. Грот святого Кананита посещают паломники, популярно это место и среди туристов. Возле грота располагается так называемое лобное место Святого Кананита. Здесь словно застыл большой камень, в котором хранится отпечаток стопы святого мученика Симона. Согласно преданию, именно на этом месте Святой был зверски убит.
Новоафонский водопад
Искусственный водопад украшает пейзаж Нового Афона. Находится водопад в самом центре города. Он был возведен монахами в XIX веке, в целях защиты от наводнений, вызываемых половодьем реки Псырцхи. Высота Новоафонского водопада составляет более 9 метров. Эти места посещал император Александр III, о чем повествует табличка, установленная на смотровой площадке. Живописное место, созданное руками человека, гармонично сочетается с окружающей природой и вызывает восторг у жителей и гостей Нового Афона.
Горная река Псырцха, что в переводе с абхазского языка означает – «пихтовый родник», протекает по склонам гор Нового Афона и впадает в Черное море. Эта живописная река почитаема православным миром, поскольку на ее берегу жил Святой апостол Кананит. Псырцху часто посещают паломники, а воды реки считаются священными. Через речку перекинуты канатные мостики, а вдоль ее берегов построены кафе, где туристы могут отдохнуть и перекусить.
Сад камней
На берегу реки Псырцха есть необычный сад – это сад камней. Он представляет собой своеобразную тропу, а именно – каменные ступени, которые ведут в гору. В прошлом по этим ступеням ходил Святой Симон Кананит, ныне по ним поднимаются верующие, чтобы посетить келью Великого Святого и помолиться. С верхних ступеней открывается завораживающий вид на реку, отсюда хорошо видно ее прозрачное дно. А между камнями произрастают редкие диковинные растения.
Башня Ахун
Башня Ахун расположилась довольно высоко. Она возвышается более, чем на 600 метров над уровнем моря. Высота самого строения составляет чуть более 30 метров. С башни открывается завораживающий вид на море и окрестности. Башня Ахун наиболее посещаемое туристами место. Своим видом она напоминает старинный средневековый замок, несмотря на то что построена она была не так уж давно, в 1936 году.
Драндский храм Успения Божией Матери
Драндский храм Успения Божьей Матери считается одним из самых древних храмов в Абхазии. Он был выстроен еще в VI веке. Позднее храм подвергся разорению и был восстановлен монахами, которые основали в нем монастырь. При монастыре действовала школа, к нему пристраивали мастерские и кузницы, книжную лавку и типографию, больницу и гостиницу. После революции собор закрыли. В процессе реставрационных работ храму вернули прежний вид.
Внутри храма частично сохранились древние фрески и росписи, образы святых.
В северо-западной стороне от Нового Афона находится Грот Агца – это природный коридор длиной 7 метров и высотой 2,5 метра. «Агца» в переводе с абхазского языка значит – обрыв. И действительно, грот находится на высокой скале. Это место было обнаружено археологами в 1940 году. В гроте Агца обнаружены таинственные наскальные рисунки с изображением человеческой руки, держащей крест. В связи с этим, ученые пришли к выводу, что в этом месте в далеком прошлом совершались культовые обряды. Возможно, грот в далекие времена служил храмом. Грот «Агца»до сих пор до конца не исследован.
Неиссякаемый колодец
Адрес неиссякаемого колодца –Новоафонская Анакопийская крепость. Колодец не так уж глубок, но его размеры поразительны (5 м в ширину и 3,5 м в длину). Пополняется источник из недр Иверской горы. Вода источника считается целебной, она освещена. Рядом с источником находится храм Пресвятой Богородицы. Вот уже более 80 лет сюда устремляются массы туристов посмотреть на чудо природы и испить чудодейственной воды.
Дача Сталина в Новом Афоне
Как добраться: на территорию есть 2 входа. Первый — между центром Афона и вокзалом можно увидеть забор и кпп с охраной и кассой. Либо зайти на объект можно со стороны Пантелеймоновского монастыря.
Координаты: 43°5’18″N 40°49’35″E
После смерти Сталина это здание являлось правительственной резиденцией, ныне здесь открыт музей. Здание музея расположено неподалеку от Новоафонского монастыря. Дом окружен чудным пейзажем, здесь раскинулся шикарный парк с эвкалиптовыми рощами. Интерьер дачи поражает роскошью, обстановка комнат не изменилась со времен И.В.Сталина, сохранены многие предметы мебели тех времен. Стены постройки выполнены из разных пород дерева. Посетить дачу Сталина можно только в составе экскурсионной группы. Экскурсии проводят регулярно.
Новоафонский монастырь
Новоафонский монастырь находится у подножия горы Новый Афон – это грандиозный комплекс, состоящий из шести храмов, главный из которых может вместить в себя до 3000 человек. Внутреннее убранство соборов украшают иконописные работы палехских мастеров. Это значимый религиозный центр, сюда устремляются тысячи верующих православных людей. Монастырь в 1888 году посещал царь Александр III, он преподнес монастырю шикарные подарки – музыкальные куранты и паровоз для действующей в те времена монастырской железной дороги. После революции монастырь закрыли, в нем располагались склады, позже здесь была туристическая база, а во время Великой отечественной войны в стенах монастыря открыли госпиталь. В 1994 году начались реставрационные работы, которые продолжаются и сейчас. Ныне это действующий монастырь, в нем проводятся богослужения, организован церковный хор.
Скульптура «Русалка»
В Новом Афоне есть необычная скульптура в углублении скалы — «Русалка. По статуе стекают струи Новоафонского водопада. «Русалка» то прячется в них, то снова появляется. Скульптура популярна среди туристов, которые с удовольствием пытаются сфотографировать загадочную Русалку, прячущуюся в водах.
Ресторан «Грифон»
Ресторан «Грифон» занимает первый этаж гостиницы с таким же названием. В ресторане подают блюда грузинской и европейской кухонь, меню обновляют несколько раз в день. Интерьер ресторана выполнен в строгих тонах с тонкими национальными нотками. В этом уютном гостеприимном местечке можно не только пообедать, но послушать живую музыку. В ресторане «Грифон» любят бывать не только туристы, но и горожане, поскольку здесь готовя самые вкусные блюда.
Приморский парк
В центре Нового Афона находится Приморский парк. Его основали те же монахи, которые занимались строительством Новоафонского монастыря. Официальное открытие состоялось в 1910 году, оно было приурочено к приезду царской семьи. Здесь есть живописные пруды с чистейшей водой, главными жителями которых являются лебеди, гипсовые скульптуры, цветочные клумбы. Парк засажен кипарисами, кедрами, ивой, магнолиями. На окраине парка построена часовня в честь пребывания в этом месте императора Александра III, который прибыл на церемонию освещения престола Новоафонского монастыря . Прекрасная природа, чудесные пейзажи, прогулочные аллеи делают парк излюбленным местом для прогулок, как горожан, так и гостей города.
Грот Симона Кананита
Симон Кананит – один из двенадцати апостолов Христа. Он обосновался в пещере, неподалеку от реки Псырцхи, где лечил людей и проповедовал христианскую веру среди населения. В свою келью Святой спускался по веревке. Симон Кананит был казнен, но, по мнению верующих, он незримо присутствует в небольшом гроте-келье, где провел последние свои годы, и оказывает всем пришедшим сюда свою благодатную помощь. Ежегодно сюда устремляются сотни паломников. Грот Кананита оборудован в виде церкви, на стенах высечен крест, из мозаики выложили лики святых. В начале 2000 годов грот был реставрирован, в наши дни сюда организуют экскурсии.
Храм Симона Кананита
Храм Симона Кананита – исторический памятник древней архитектуры (VI – VIII вв.), расположен у Новоафонского водопада. Его возвели на мощах Святого Симона, который был жестоко казнен гонителями христианской веры. Собор представляет собой небольшую церковь, построенную из белого камня. В храме сохранились две надписи на греческом языке, относящиеся к эпохе средневековья. Стены расписаны мастерами-иконописцами. Храм в наши дни действуют, здесь проводят богослужения.
Иверская гора в новом афоне
Почему Абхазия — первый удел Богородицы?
Анакопийская (Иверская) гора в Новом Афоне (Абхазия).
Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мария, мать Иисуса, потребовала, чтобы и она приняла участие в
метании жребия: ей выпала страна под названием «Иверия» (1).
Идти самой на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо тебя, сверх собственного жребия. Ее избранником оказался Симон Кананит (Зилот), видимо, ее
родственник, в свое время пригласивший ее вместе с Иисусом на свою свадьбу в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11). Завершив проповедь в своем уделе (у бриттов) он пришел в удел Богородицы, где и претерпел мученическую кончину.
Об очень раннем появлении христианства в Иверии пишет св. Ириней Лионский (130-202гг.); о «громадном значении» этого свидетельства говорит М.Э.Поснов (2) .
В начале 19в. преподобному Серафиму Саровскому в откровении дается напоминание о том, что «первый удел
Древний храм у подножия Иверской горы,
на останках апостола Симона Кананита.
Богородицы на земле – Иверия» (второй – старый Афон, третий – Киево-Печерская лавра и четвертый – будущая Серафимо- Дивеевская женская лавра).
Что же это за страна – Иверия?
Сейчас так называют Грузию, и там существует предание, что Богородица, явившись во сне св. Нине, послала ее в Мцхету на проповедь (315-340 гг.), тем самым подтверждая, что Грузия – Ее удел. Впрочем, академик Марр (3) считал эту версию нереальной и доказывал, что св.Нина проповедывала в районе Кутаиса; во внутреннюю же Грузию христианство проникло позже через Армению.
Однако в апостольские времена центральная и восточная Грузия входила в состав враждебного Риму Парфянского царства, и с любого апостола там немедленно содрали бы кожу как с римского лазутчика. Доступным для христианской проповеди было только побережье Черного моря, находившееся под контролем Рима. Во всяком случае, в таких оживленных торговых центрах, как Питиунт (Пицунда) и Себастополис (Сухум) стояли римские гарнизоны.
Именно на эту страну (нынешнюю Абхазию) и выпал жребий Марии, здесь проповедывал Симон Кананит, место мученической кончины которого – Анакопия (Никопсия), нынешний Новый Афон. Здесь, у подножия Анакопийской (Иверской) горы на могиле Симона стоит старинный (много раз перестроенный) храм его имени. На вершине горы, в часовне, поставленной русскими монахами в конце 19 в., в алтарной апсиде помещены вырезанные из окрестных пещер камни с древними рисунками и надписями. Особенно примечательны изображения рыб: тайный знак христиан 2 века. Есть все основания предполагать, что община, созданная апостолом Симоном, пережила эпоху римских гонений. Тот факт, что на первом Вселенском Соборе в 325 г. принимал активное участие Питиунтский епископ, свидетельствует о глубокой укорененности христианства в Абхазии к этому времени.
Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Например: «Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой». Еще: «под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме». Или вот такое пророчество: «приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».
Тонкий намек на «удел Богородицы» содержится в раннехристианской легенде о том, что голубь принес к изголовью «усопшей» Марии оливковую веточку из «земного рая» (1). Но как доказывают авторы этой статьи в своей книге «Земля Адама» (4) библейский рай находился именно на территории нынешней Абхазии. [Изложение этой гипотезы см. Наука и Религия, 1999, №1].(5)
Наконец, еще одна неожиданная параллель. В энциклопедии «Мифы народов мира» (6) в статье «Абхазская мифология» известный историк и филолог Г.Дзидзария пишет нечто очень странное. По его словам, существует абхазское предание о том, что … «Бог происходит из семьи Хеция». Это утверждение становится совершенно абсурдным, если учесть, что абхазы издревле веруют в единого, невидимого и всемогущего Бога. Есть, конечно, пророки, ангелы и даже русалки, но Бог есть Бог… При чем тут Хеция?
Мы спросили об этом у одного из современных представителей этого рода, профессионального историка. Он улыбнулся и сказал: Дзидзария все перепутал, из нашего рода происходит не Бог, а … Богородица.
Час от часу не легче!
В связи со всем этим возникает вопрос: не скрывает ли предание о «метании жребия» какой-то намек на более глубокую и органичную связь Богородицы со своим земным уделом – Абхазией?
Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в совсем другую эпоху – во времена … Геракла.
Древнегреческий миф о Геракле содержит одну странную географическую «неувязку». В поисках «яблок Гесперид» герой проходит мимо «седого Кавказа», освобождает прикованного Прометея, через страну амазонок приходит в Киммерию (район Тамани), где с помощью Атланта обретает искомые яблоки. До сих пор мифологическая топография вполне «логична», но вот назад он возвращается почему-то через … Египет!?
Как сказали бы абхазцы: «где Кавказ и где Египет»?
Многие комментаторы ломали голову, пытаясь разрешить этот парадокс.
Но есть одно удивительно простое и логичное решение.
Дело в том, что самоназвание древнего Египта – «Мыср» (в Библии – Мицраим). А в районе Пицунды есть священное абхазское урочище «Мысра» (Мюссера). Вот через какой «Египет» возвращался Геракл: каким путем пришел, таким и ушел! Так что произошел нередкий в исторических легендах «филологический казус»: предание о Геракле было записано тогда, когда в памяти осталось только название местности, а где она находится, уже забыли. Зато про другой Мыср – а именно Египет, знали все… Отсюда и «геркулесовы столбы» оказались не на Босфоре или Керченском проливе, а на Гибралтаре, и прилегающий к ним океан стал называться «Атлантическим».
И нам пришло в голову: если однажды такая географическая путаница произошла, не могло ли это повториться еще раз?
Вот что говорит ангел, сразу после ухода волхвов явившись во сне Иосифу: «Возьми младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2:13). Если вспомним, как тогда назывался Египет, то получается, что ангел сказал: «беги в Мыср».
А вдруг здесь опять имелся в виду абхазский Мыср? Тем более что никаких реальных признаков пребывания святого семейства в Египте нет: только цветистые восточные сказки. В повествовании Матфея нас всегда удивляло поведение волхвов: зная о злодейских намерениях Ирода, почему они просто не забрали святое семейство с собой? Может быть, в действительности так оно и было, и именно поэтому волхвы на обратном пути постарались избежать встречи с Иродом. Но чтобы в целях безопасности тщательно законспирировать этот факт, кто-то из близких пустил версию насчет «ангела» и «Египта». А потом ученики и сами поверили в эту легенду.
Если так, то приобретает решающее значение, откуда эти волхвы пришли.
У Матфея сказано: «С востока» (Мф. 2:1). И вот мы решили выяснить: а как это звучало на языке того времени: иврите (точнее, на близком к нему арамейском). Берем в руки современный обратный перевод Нового Завета с греческого на иврит и … испытываем настоящий шок!
«Страна востока» звучит на иврите (и на арамейском) как «Эрец Мизрах»!!
Но это почти то же самое, что «страна Мыср». Причем толкование этого слова как «Египет» здесь исключается, потому что здесь оно означает именно «Восток», а Египет находится на юго-западе от Вифлеема.
Тут все ставится на место, хотя и весьма неожиданным образом.
Волхвы – это адамитские жрецы (4), которые получили пророчество о рождении Иисуса и пришли, чтобы спасти Его от опасности, забрать с собой в землю Адама и там приобщить к древней мудрости. «Звезда», которую они увидели «на востоке» («ва-мизрах», т.е. у себя в Мысра) и которая привела их к месту рождения Иисуса (Мф. 2:9) – это могла быть одна из «Аных»: так именуются световые явления Божественной силы, и поныне широко распространенные в святых местах Абхазии.
Святое семейство возвращается на родину после отстранения от власти в 7 гг. н.э. Архелая, наследника Ирода: «ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:20). Несомненно, что они сразу же по прибытии пришли на поклонение в Иерусалим. Если взять наиболее вероятную дату рождения Иисуса в 6 г. до н.э., то Ему в это время было 13 лет (Лк. 2:42), так что Он был уже совершеннолетним и вполне мог проповедывать в Храме (Лк. 2:46).
Теперь вернемся к загадочному преданию рода Хеция.
Возможно, события разворачивались следующим образом.
В самом Мысра святому семейству оставаться было небезопасно – рядом был крупный город Питиунт с римским гарнизоном, так что ищейки Ирода, верного слуги и союзника римлян, могли напасть на след. Тогда абхазские жрецы переправили семью в удаленное глухое селение, где выдали их за родственников семьи Хеция – чтобы не было лишних вопросов. Надо полагать, что абхазский язык они к тому времени уже выучили, или, может быть, евреи в те времена просто считались одним из абхазских родов. И лишь позже стало известно, что это за «родственники». Так и родилось предание, что «Богородица – из рода Хеция»: ведь у абхазов приемное родство ставится выше кровного. Как раз за Иверской горой есть селение Анухва (Анхуа), который на абхазский можно перевести как «Удел Матери». Абхазские женщины рассказывали нам о нередких явлениях Богородицы Марии в этих местах. Ее особая любовь к этому месту вполне естественна: здесь прошли годы Ее юности, здесь прошло детство и отрочество Иисуса. Волнующая мысль для того, кто иногда бродит по тропинкам этого селения…
Если так, то становится понятным, почему в действительности эта земля стала уделом Богородицы, и почему Анакопийская гора считается Ее горой.
Правда, для религиозного сознания остается загадкой, почему все это до сих сохранялось в такой глубокой тайне. Встает также вопрос, с какой целью тайна начинает приоткрываться именно теперь. С научной же точки зрения мы имеем дело лишь с правдоподобной гипотезой. Ключ к доказательствам –информация, которую хранят древние рисунки и надписи, часть из которых была обнаружена на стенах многочисленных небольших пещер в этом районе. Но систематическим поиском и расшифровкой еще никто не занимался.
Богородица до времени хранит тайну Своей земли.
1. Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. М. 1990.
2. М.Э.Поснов. История Христианской Церкви, Брюссель. 1964, стр.78.
3. Н.Я.Марр. Исторический очерк Грузинской Церкви, 1906 г. Газ. «Русская Мысль», 1996, №4118.
4. Л.Регельсон, И.Хварцкия. Земля Адама. Сухум, 1997.
5. Е.Лазарев, Л.Регельсон, И.Хварцкия. Мы крещены сынами Ноя. Наука и Религия, 1999, №1.
6. Мифы народов мира. Издание 1-е, 1980. Г. Дзидзария, ст. Абхазская мифология.
Журнал Наука и Религия №3, 2008 г. под названием ГДЕ СПАСАЛОСЬ СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО?
Лев Регельсон, Игорь Хварцкия
1.Пещерка, в которой, по преданию, жил апостол Симон.
2. «Отпечаток стопы» Симона Кананита на камне.
Крепость и храм на Анакопийской (Иверской) горе
Раннехристианская символика РЫБА — ИХТИУС
Рыба — тайный знак христиан. Римские катакомбы III век.
Символика знака рыбы
Раннехристианские изображения в Ефесе
Начертание ИХТИУС на камне в Эфесе
Римское надгробие с рыбами
Древнехристианские рисунки, собранные из окрестных пещер.
«Рыбы» характерны для I — iII вв.
Достопримечательности Нового Афона: природные и рукотворные
В Абхазии, у подножия гор, на живописных холмах расположился один из красивейших городов региона – Новый Афон.
Первые сведения о городе здесь относятся еще к III веку нашей эры. Сейчас Новый Афон привлекает туристов гармоничным сочетанием природных условий (мягкий климат и теплое море) и рукотворных, а также частично измененных человеком природных достопримечательностей.
Самые интересные исторические памятники и красивые места Нового Афона — в нашем материале.
Достопримечательности, отмеченные на карте города:
Новоафонский монастырь
Один из самых известных монастырей на просторах СНГ был основан в 1875 году. Его строили при поддержке монахов из Греции, из Старого Афона. В целом монастырь возводился около 15 лет, причиной чего стало отсутствие грамотной инфраструктуры и война с Турцией.
Сейчас же Новоафонский монастырь является одной из главных православных святынь. Комплекс из 6 храмов с главным Пантелеймоновским собором ежегодно становится местом паломничества многих верующих и обычных туристов. Главный собор является крупнейшим храмом Абхазии.
Собираясь посетить монастырь, ознакомьтесь с правилами поведения внутри действующих религиозных объектов. Кроме того, важно помнить о своем внешнем виде.
Иверская гора
Новый Афон стоит у подножия двух гор. Меньшая из них – Иверская, высотой 344 метра — интересна содержащимися «в ней» объектами. Так, на вершине горы расположена старая Анакопийская крепость, а внутри горы находится знаменитая Новоафонская пещера.
С вершины горы открывается панорама побережья Черного моря. Подъем на вершину можно осуществить пешком (туда ведет удобная серпантинная трасса, время подъема по которой составляет около часа), но гораздо интереснее будет подняться наверх на лошади. Конный подъем сможет осилить даже неопытный наездник.
Анакопийская крепость
Самой крупной сохранившейся крепостью в Абхазии является Анакопийская. Расположенная на Иверской горе, эта крепость представляет собой скорее остатки былого величия. Несмотря на реконструкцию, полностью восстановить сооружение так и не удалось.
Сооружение было возведено в VII веке при поддержке византийских мастеров. На юге крепость укреплена 7 башнями, круглыми и квадратными. Стены Анакопии выстроены мощными блоками известняка. Ворота в комплекс были специально подняты над землей, так что внутрь можно было попасть, лишь воспользовавшись лестницей. Возле крепость до сих пор действует целебный колодец, в котором не кончается вода.
Новоафонская пещера
В недрах Иверской горы расположена одна из крупнейших пещер Абхазии. Новоафонская пещера сложена известняками, механизм образования – карстовый. Общая протяженность составляет почти 2 километра, максимальная глубина – 180 метров. В целом, объем пещеры превышает 1 млн. м3.
Вход в пещеру был найден в 1961 году, туристы могут посещать ее с 1975 года. Всего здесь 11 залов, в 6 из которых ежедневно совершаются экскурсии (еще в 2 – каждую неделю). К услугам посетителей действует подземная железная дорога общей протяженностью 1300 метров с 3 станциями.
Туристам стоит взглянуть на различные натеки (сталактиты, сталагмиты и геликтиты – образования, растущие в самых разных направлениях), подземные галереи, затопленные гроты и озера.
Храм и грот Симона Кананита
Легенда о Симоне, исцелявшем людей прикосновением и молитвой, прочно вошла в фольклор Абхазии. Согласно ей, Симон Кананит жил в пятидесятые годы от рождества Христова на берегу реки Псырцха в одноименном местечке. Он первым начал крестить жителей этой местности, которые стали предками современных абхазов.
После смерти Симона на месте его упокоения был выстроен храм в IX веке. После его разрушения мусульманами храм был восстановлен через столетие.
Сейчас храм Симона Кананита является одним из главных в Новом Афоне. Уникальные фрески были восстановлены лишь частично после периода советской власти. В храме проводятся службы, крещения и прочие обряды, во время которых здание закрывается для всех посторонних (согласно старой абхазской традиции).
От храма к ущелью реки ведет тропа. По ней можно добраться к восстановленному в нашем веке гроту Симона. По пути можно встретить источник с целебной водой. В самой келье (гроте) высечен крест, а стены ее – очень гладкие, как будто рукотворные.
Псырцхинский заповедник
Грот Симона Кананита, упомянутый выше, находится на территории природного комплекса – Псырцхинского заповедника. Он разбит на берегах реки Псырцха, а попасть в него можно по тропе от одноименной железнодорожной станции (это тоже примечательное строение — центральный зал станции расположен над самой рекой, а его архитектура напоминает о традиционных постройках Грузии и Абхазии).
Возле станции растут пихтовые леса. В заповеднике расположен целебный источник и небольшой водопад. Помимо этого и самой реки в заповеднике можно полюбоваться почти нетронутой природой Абхазии.
Приморский парк Нового Афона
Монахи из Греции, которые строили Новоафонский монастырь, разбили и неповторимый парк в Новом Афоне.
Здесь в 1880 году была создана система из семи прудов. Дно каждого пруда облицовано плиткой, глубина каждого из них составляет от 1,5 до 2 метров. Монахи обустроили парк для своих потребностей, они разводили здесь рыбу.
В 1910 году парк был открыт официально для горожан. Тут появились ажурные мостики и скульптуры из гипса. Сейчас на берегах прудов растут деревья и кустарники субтропического пояса и стоят лавочки. В парке обитает семейство черных лебедей, а также можно найти рыбу.
Набережная Нового Афона
Скорее даже не улица, а большой протянувшийся по берегу моря сад. Длина набережной равна 6 километрам, средняя ширина улицы – 35 метров.
С правой стороны растут высокие пальмы и низенькие кустарники. С левой стороны расположен забор, который отделяет зону растений от зоны пешеходов. Уникальность улицы заключается в грамотной планировке – весь шум прогуливающихся туристов находится за забором, так что ищущий тишины может спокойно пройтись возле растений и моря.
Вечером на набережной зажигаются фонари и выступают уличные музыканты. Каждое утро улицу тщательно убирают.
Красивый ролик про Новый Афон:
Если вам интересны не только прогулки и достопримечательности, за развлечениями стоит съездить в Адлер, на самой границе с Абхазией — там большая концентрация аквапарков, дельфинариев, океанариумов и других интересных взрослым и детям вещей.
Оказались в Новом Афоне чисто случайно. Остановились в мини гостинице » Бархатный сезон». Очень впечатлили места, посетили буквально всё и монастырь, и горы и водопады. Правда мы были в июле месяце, климат нам не подошёл. Удивила пещера, точнее её глубина, которая занимает второе место в мире после США. Если ехать в Абхазию, то на мой взгляд обязательно нужно посетить Новый Афон и озеро Рицу! Желаю Всем хоть раз в жизни посетить эти места.
Новый Афон хоть и небольшой город, но очень красивый и посмотреть в нем есть что.
В первую очередь конечно же Новоафонский мужской монастырь. Дорога к нему выложена светлым камнем и ее называют «тропой грешников», она довольно крутая и подниматься по ней тяжело. Говорят, что раньше некоторые верующие преодолевали этот путь ползя на коленях, чтобы искупить свои грехи.
В главном соборе монастыря — пятиглавом Пантелеимоновском соборе. очень красивые фрески на стенах, но имейте в виду, что их фотографирование не приветствуется. А так как монастырь мужской и действующий, то одежда для посещения этого места должна быть соответствующей, а платок на голову перед входом в храм можно взять напрокат.
На территории монастыря можно посмотреть и красивый водопад, он имеет искусственное происхождение, ведь образовался он когда монахи стали возводить Псырцхинскую ГЭС. Хоть водопад и небольшой, но фотографии на его фоне получаются замечательные.
Если вы соберетесь посетить Новоафонскую пещеру, то обязательно возьмите теплые вещи, в ней довольно холодно. Фотографировать в ней можно, лучше со вспышкой, снимать можно и на видеокамеру, но за это берут дополнительную плату.
Новый Афон посетили семьей с детьми (4 года и 7 лет). Ехали к нему на поезде более суток, ужасно устали. Но когда приехали — поняли, что попали в настоящий рай! Чистейший воздух, теплое ласковое море, множество удивительных и красивых мест, невероятно вкусная кухня!
Очень понравилось то, что вход в большинство значимых мест бесплатный. Нам с детьми особенно понравилось в парке — много водоемов, мест для отдыха в тени деревьев. Кстати, цены на питание более чем доступные, жилье тоже самое.
К сожалению не удалось посетить все, что хотелось.
Кое-где можно встретить разрушенные дома после войны с Грузией, даже здание вокзала пострадало, но все равно везде чистота и порядок.