новоафонский монастырь абхазия официальный сайт
Пансионат У Монастыря
Пансионат У Монастыря находится в г. Новый Афон в непосредственной близости от Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, на территории бывшей государственной дачи И.В.Сталина.
На живописнейшей закрытой и охраняемой территории, включающей единственную в Абхазии оливковую рощу, в тени вековых эвкалиптовых гигантов расположились:
- 3-х этажный корпус-стандарт, полная реконструкция — 2019 г.
- 2-х эт.корпус, с 2-х комнатными номерами-эконом, 2003 г. постройки
- 2-х эт. корпус-улучшенный, 2017 г. постройки,
- Коттеджи деревянные — 8 шт., 2018 г. постройки
- Кафе-столовая
- Лаунж-зона
- Парковка для гостей
Номера располагают собственной ванной комнатой, оборудованы кондиционером, телевизором с плоским экраном, транслирующим спутниковые телеканалы, холодильником. Для номеров всех категорий включено 3-х разовое п итание.
Пансионат У Монастыря расположен в 800 м от берега моря и при желании гости пансионата могут бесплатно воспользоваться услугой трансфера к пляжу/обратно. Многочисленные кафе и магазины находятся в пешей доступности. Прогулка до знаменитой Новоафонской карстовой пещеры (Анакопийская пропасть) займет не более 12 минут.
Команда пансионата всегда рада гостям и приложит все усилия для организации комфортного отдыха!
Новоафонский монастырь
При звучании слова «Афон» моему мысленному взору сразу представляется Святая гора на побережье Эгейского моря, которую по преданию называют уделом Пресвятой Богородицы и на которой под сияющим греческим солнцем расположилась настоящая монашеская страна – многочисленные православные монастыри, скиты и каливы.
Женщинам в это мужское царство аскетики и молитвы вход заказан. Но мы с вами, дорогие подруги-путешественницы, всё же можем побывать «на Афоне», только «Новом». Нас гостеприимно встречает небольшой курортный абхазский городок, который не случайно носит имя, созвучное своему великому духовному собрату.
Как добраться
Чтобы увидеть эту православную жемчужину Абхазии, вам надо проехать от Адлера всего 8 км до пограничного поста, разделяющего территории России и Абхазии у речки Псоу. После его пересечения и прохождения паспортного и таможенного контроля (граждане РФ предъявляют свой родной российский паспорт) вы попадаете на площадь, где вас поджидает масса рейсовых автобусов и маршрутных такси (на их лобовом стекле всегда есть надписи, информирующие о маршруте следования), а также частники, спешащие доставить вас в любую точку Абхазии (но это обойдётся не дёшево). Я советую выбрать маршрутное такси или рейсовый автобус.
Остановка «Новый Афон». В самом городе вам сразу подскажут, как добраться до монастыря. Всё — в шаговой доступности. Городок маленький. Также вы можете воспользоваться услугами многочисленных турфирм, предлагающих экскурсии в Новый Афон отдыхающим в Сочинском районе. На своём личном автомобиле вы просто будете двигаться вдоль Сухумского шоссе (после прохождения границы) и через 85 км попадёте в Новый Афон.
История зарождения монастыря
На греческом Афоне издавна существует Русский Пантелеимоновский монастырь. У этой обители богатая история и непростая судьба: не раз монахам приходилось терпеть различные невзгоды и отражать нападения. Так, в 1874 году появилась угроза её закрытия. Греческое духовенство в те годы почему-то стремилось к полному духовному владычеству на Афоне, а русские монахи были им, по-видимому, на сем пути, как кость в горле. Коварные греки даже хотели вывезти всю братию Пантелеимоновского монастыря куда-нибудь на пустынный остров.
Вот и пришлось настоятелю архимандриту Макарию обратиться за помощью к матушке России. Он просил у русского правительства дарования участка земли у Чёрного моря для новой обители. В ответ на прошение распоряжением Императора русскому Пантелеимоновскому монастырю и было выделено 327 десятин на территории Абхазии. В прибавок отдавался также разрушенный храм Симона Кананита и даровалось право на возможность рыбной ловли в реке Псыртсха. К тому же для строительных работ была выделена значительная денежная сумма. Вот так и начала зарождаться новая прекрасная обитель – Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь, о котором и пойдёт мой рассказ.
Название монастыря
Почему монастырь носит имя ученика Христова Симона Кананита или Зилота (ревнителя)? По церковному преданию именно на абхазской земле этот Апостол, один из двенадцати учеников Христа, нёс Евангельскую проповедь и мученически скончался от рук римских язычников около 55 г. нашей эры. Кстати, именно на свадьбе Симона в Кане Галилейской Сыном Божьим и было совершено первое чудо — превращение воды в вино. Отсюда и приставка к имени «Кананит».
Начало строительства
Первые русские «монахи-афониаты» прибыли к берегам Абхазии осенью 1875 года. Это были, говоря современным языком, высококвалифицированные мастера. Так, монах Иерон, который впоследствии станет настоятелем монастыря, являлся талантливым инженером и архитектором. Кстати, стоит заметить, что уже будучи наместником этого нового монастыря на Кавказе, владыка Иерон оставался в тесном общении с братией и старцами Свято-Пантелеимоновского афонского монастыря, ведя с ними частую переписку, о чём красноречиво свидетельствуют архивы.
Нам с вами сложно представить, как без современной техники только за одну зиму людям удалось произвести грандиозные подготовительные под строительство работы. Ведь для расчистки только одной площадки необходимо было в прямом смысле вырубить часть горы и вывезти огромную массу земли и камней, в то время как удобных подъездных путей к этой возвышенности не было. Приходилось также вырубать непролазные заросли, создавать дороги. Но, несмотря на все трудности, уже осенью в 1876 году появляется первый монастырский храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
К несчастью, вскоре эта церковь была разрушена во время русско-турецкой войны. Но отчаяния у монахов не было. Отчаяние для православных – грех! Храм восстановили за 4 месяца! И в начале зимы 1979 года в нем снова начала свершаться ежедневная литургия.
Как тут не вздохнуть и не вспомнить почти лермонтовское «богатыри не мы»?
В это же время возрождается разрушенный известняковый храм X века во имя апостола Симона Кананита, духовного просветителя Абхазии. О нём я подробно рассказала здесь: http://travelask.ru/Abkhazia/s.
Быстро поднимались хозяйственные строения, появилась укреплённая пристань. Монастырь возводили, как говорится, всем честным народом. Кроме монахов, в деле участвовали русские инженеры, зодчие, купцы, промышленники, верующие всех сословий. Впереди – самое ответственное дело – создание монастырского ансамбля.
Создание архитектурного церковного ансамбля
Дело было поручено знаменитому петербургскому епархиальному церковному зодчему Николаю Никитичу Никонову, который работал от начала создания архитектурного проекта до воплощения его в реальность около 15 лет. Что касается выбранного нововизантийского стиля монастыря, то на него, безусловно, повлияла духовная связь с русской Пантелеимоновской обителью на греческом Афоне. Современный архитектурный ансамбль монастыря состоит из 6 храмов: надвратного (Вознесения Господня), храма апостола Андрея Первозванного, храма в честь преподобных отцов Афонских, церквей во имя мученика Иерона и иконы Божией Матери «Избавительница». Апофеозом является Пентелеимоновский собор (здесь также созвучие с русским монастырём на греческом Афоне).
Что касается горы, на которой вознёсся монастырь, то она вполне логично и была названа Афонской.
Празднование освящения главного престола
28 сентября 1900 г. состоялось освящение главного престола соборного храма святого целителя Пантелеймона. На грандиозные торжества собралось более 20 тысяч человек. И было чему дивиться!
На малахитовом фоне Афонской горы солнце щедро озаряло золотые кресты и купола монастырских храмов. Вид открывался потрясающий! С одной стороны обитель обнимала сосновая роща, поодаль раскинулся дивный тропический сад. От моря к обители паломники шли по мощенной камнем дороге сквозь строй пирамидальных кипарисов.
Эту дорогу назвали Царской аллеей в честь шествия по ней во время церемонии освящения монастыря императорской семьи. У возрождённого храма Симона Кананита монахи устроили прекрасный водопад. И сегодня это одно из «брендовых мест» для любителей фотографироваться, ну, и, конечно, делать «селфи».
Кстати, непосредственно под водопадом был устроен так называемый «природный холодильник», располагавшийся в специально отведённых для этой цели помещениях. А рядом с 1901 года устроена настоящая гидроэлектростанция, позволявшая иметь освещение всему монастырскому комплексу.
Расцвет обители
Перед революцией монастырь переживает рассвет своего существования. Только монашеской братии тут проживает более 700 человек. Жизнь идёт по строгому Афонскому уставу: молитва и труд. А трудиться приходилось действительно не покладая рук. Симоно-Кананитский монастырь я бы сравнила с маленьким царством-государством, которое вполне могло обеспечить не только само себя, но и многочисленных паломников, странников, трудников, помогало бедному местному населению. И, безусловно, самым важным делом для всех приходящих сюда было оказание им духовной помощи опытными монахами.
При монастыре существовала школа для мальчиков, аптека, 2 больницы, книжные и иконные лавки, богатая библиотека и переплётная мастерская, конный завод, пасеки, богатое огородное хозяйство. Насельники были настоящими доками в разных областях, прикладывая свои «золотые умелые руки» и в токарне, и в столярне, и в литейной мастерской, в кузне, в трапезной, и во многих других ремесленных областях. Была в монастыре даже мастерская по ремонту часов.
Кстати, о часах! Удивительный подарок сделал для монастыря русский император Александр III. Он подарил музыкальные часы-куранты для 50-ти метровой колокольни. Ещё одним уникальным подарком государя-императора стал паровоз. Да-да! В монастыре, как и положено для настоящего царства-государства, была даже своя небольшая железнодорожная ветка. А что касается памятного паровоза, так он и сегодня входит в коллекцию достопримечательностей Нового Афона. Ну и опять же в «топ» непременных мест для фотографирования, вот только добраться до него непросто, ибо находится он аж на самой вершине Афонской горы.
Помимо железной узкоколейки были у монастыря ещё и канатные дороги. Список чудес был бы неполным, если не упомянуть об оливковых рощах и садах невиданных прежде в этих краях лимонов, апельсинов и мандаринов!
И я сама с удивлением узнала, что так привычные для россиян абхазские мандаринчики, продаваемые в киосках и магазинах, вовсе не были такими уж привычными для самой Абхазии. И появились они здесь лишь благодаря афониатам, прижились и распространились по всему Кавказу. Русские монастыри испокон веков славились своей благотворительностью. Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь становится не только духовным центром православия на Кавказе, но и ведёт также большую миссионерскую деятельность. Кроме школы, где обучались 50 абхазских мальчиков-сирот, здесь оказывалась помощь всем нуждающимся. Здесь могли накормить, обогреть, ободрить, вылечить, поддержать духовным словом.
В любое время суток можно было постучаться в ворота обители, и вас бы встретили гостеприимно, де ещё при необходимости оказали бы материальную помощь.
Мне, петербурженке, было интересно узнать тот факт, что до революции у этого монастыря было своё подворье в Санкт-Петербурге на Забалканском проспекте, которое одновременно являлось и подворьем для греческого афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря.
Судьба монастыря в годы советской власти
Благоденствие обители продолжалось до 1924 года, когда цветущий, приносящий неоценимую пользу своей деятельностью монастырь был закрыт советскими безбожниками за «контрреволюционную агитацию». Вначале он пребывал в запустении, а позже, во время развития курортного отдыха для советских граждан, здесь располагается турбаза. В Пантелеимоновском соборе открывают историко-краеведческий музей. Думаю, это спасло его от полного уничтожения. Правда, без трепетной, любящей хозяйской руки уже не работает электростанция, заболачивается уникальная семиозёрная гидравлическая система, зарастают богатые сады-огороды. Словом, мерзость запустения.
Игуменский дом тоже был разграблен и разрушен. На его месте строят одну из дач Сталина.
Берия, который был родом из-под Сухума, также не замедлил отхватить себе кусок земли неподалёку и построить дом.
В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре находился военный госпиталь.
Монастырь сегодня
В 1994 году монастырь был возвращён верующим, и над Новым Афоном вновь зазвучал колокольный звон. Обитель стала оживать, стали совершаться литургии. А где начинается молитва – просыпается жизнь. Сюда опять стали устремляться многочисленные паломники, туристы и путешественники. В 2008 году при поддержке правительства России проводятся масштабные работы по реконструкции этого удивительного памятника архитектуры и зодчества. В 2009 на храмах обновлены купола.
11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. А с 15 мая 2011 года многострадальная обитель фактически является кафедрой неканонической «Священной митрополии Абхазии», то есть раскольников. Потому в этот смутный период русских паломников, принадлежащих к РПЦ, просят не участвовать в совместных духовных таинствах. Сложившаяся ситуация — это сложный политический, экономический и духовный вопрос, но тем не менее, увидеть это новоафонское чудо, рождённое на стыке XIX и XX веков именно силами России, безусловно, стоит.
Вот уже более 120 лет на фоне горного пейзажа нас потрясает вид силуэта великолепного архитектурного комплекса.
И так хочется верить, что вернётся тот былой рассвет и благолепие, которым восхищались русские императоры Александр III и Николай II, великий князь Михаил Романов, многие государственные сановники России, знаменитые деятели культуры и искусства, иностранцы… И я уверена, что Новый Афон, этот маленький городок, не изобилующий туристическим сервисом и развлечениями в принятом у нас понимании (дискотеки, бары, клубы, пляжные анимации), всё равно непременно стоит посетить хотя бы из-за возможности прикосновения к удивительному культурному и духовному наследию, созданного великим человеческим трудом.
Время и правила посещения монастыря
Монастырь вы сможете созерцать не только внешне, но и со среды по воскресенье с 12 до 18 свободно войти в него, посетив великолепный собор Св. Пантелеймона. Если вы едете в составе организованной экскурсии, то заранее поинтересуйтесь у гида, будет ли возможность посмотреть обитель изнутри и побывать в главном соборе. Не забывайте, что это строгий мужской монастырь, потому одеваться необходимо подобающим образом. Шорты, прозрачные парео и оголённые плечи оставим для пляжей или просто прогулок по побережью. Для женщин здесь подобает покрывать голову платком или косынкой, а также необходима длинная юбка.
О фото и видеосъемке внутри монастыря желательно дополнительно осведомиться у служителей. Главной святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
Я уверена, что получить прекрасные впечатления от этой красоты творения рук человеческих, насладиться окружающим природным ландшафтом, безусловно, стоит как православным паломникам, так и всем другим путешественникам. Это чудесное воспоминание на всю жизнь!
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Новоафонский мужской монастырь
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Новоафонский мужской монастырь находится совсем недалеко от курортного города Абхазии Сухума. К нему туристов и паломников привлекает не только духовность и святость места, но и красота среди которой он находится. А это чистый морской воздух, красивейшие густые леса. Монастырь имеет древнейшую историю, которая прям манит к себе.
История Новоафонского монастыря
Начало своей истории обитель берет в начале 19-го века. В то время из царской казны было выделено пожертвование в немалой денежной сумме монахам русской обители в Греции. Кроме денежных средств также была выделена земля, которая была печально известна. На ней в первом веке погиб христианский миссионер на Кавказе. Да и в принципе своим видом сама гора чем-то напоминала всем известную греческую гору Афон.
Строительство началось по проекту, сложенному архитектором Никонова. Горниста местность была труднодоступной и достаточно тяжелой для освоения. Но несмотря на это монахи ее немного выровняли – засыпали пропасти и облагородили почву. Сами постройки имели две части – верхнюю и нижнюю. В скором времени были построены приют для паломников, храм Покрова Божьей Матери и хозяйственные постройки. Самой главной гордостью комплекса была специальная школа для мальчиков.
Данная мужская обитель стала центром православия на территории Черноморского побережья Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников. Нужно отметит, что также были и именитые гости такие как князь Михаил Романов, император Николай 2 и т.д.
Монахи вкладывали очень много трудов в обустройство обители. Их руками была построена пристань для пассажиров и грузов, гидроэлектростанция. Более того у монахов была собственная железная дорога и даже паровоз. В садах выращивали фрукты, имелись и пасека, конный завод и винодельня. Размах и влияние монастыря были поистине грандиозными.
С приходом советской власти для обители начались поистине тяжелые времена. На протяжении больше пяти лет монахи пытались защитить и отстоять комплекс, но к сожалению, его все-таки закрыли. И только в начале 90-х годов он начал «подниматься с колен». В стенах корпуса снова начали звучать божественные молитвы. В 2001 году открылось училище и регентская школа. Но несмотря на это ремонтные работы на территории монастыря ведутся и по сей день.
Новоафонский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Великолепный ансамбль в византийском стиле, который возвышается у горы Новый Афон, в одном из красивейших уголков Абхазии, Новоафонский монастырь всегда привлекал к себе множество паломников. Известен он своей историей создания: во второй половине XIX века его основали монахи Пантелеймоновой обители, расположенной на святой греческой горе Афон. Место для нового монастыря было выбрано неслучайно: здесь располагался древний собор, под спудом которого хранятся мощи святого Симона Кананита, а рядом находится пещера, где он молился. В строительстве Новоафонского монастыря принимал участие и Александр III, выделив на возведение обители значительную сумму средств. Во время визита в эту обитель он даже подарил монахам куранты, которые установили на одной из колоколен.
Как и многие другие монастыри, Новоафонский прекратил свою деятельность с приходом боевиков, да и военные действия в Абхазии частично разрушили строения. Однако сегодня обитель практически восстановлена, хотя некоторые строительные работы еще продолжаются.
Где находится Новоафонский монастырь
Как добраться до Новоафонского мужского монастыря
Попасть в эту обитель не слишком сложно. Сделать это можно и при помощи собственного автотранспорта, и общественным транспортом.
- Планируя поездку, выберите в качестве точки отсчета Адлер – добраться до монастыря удобнее всего именно с этого курорта. Отсюда до границы с Абхазией менее десяти километров. Нужно пересечь погранпост Псоу, далее следует двигаться по навигатору до горы Новый Афон.
- Если вы предпочитаете путешествовать общественным транспортом, после пересечения пограничного поста садитесь на рейсовый автобус. Дорога до горы займет около трех часов.
Посещение обители
Отправляться сюда удобнее всего в туристический сезон – с мая по октябрь.
- Обратите внимание, что открыта обитель каждый день, в период с июня по октябрь – с 9.00.
- В выходные, а также праздничные дни ворота монастыря отпирают в 7.00.
- Закрывается монастырь в 20.00, и после этого паломников не принимают до утра следующего дня.
Тем, кто планирует посещение Новоафонского монастыря, стоит помнить о правилах, которые действуют и для паломников, и для туристов:
- женщинам вход разрешен только в платьях, юбках достаточной длины (ниже колена), с покрытой головой и плечами;
- мужчины должны быть без головного убора, с закрытыми плечами; шорты и спортивная одежда недопустимы;
- на территории обители нет запрета на проведение фото- или видеосъемки, однако фотографировать со вспышкой в Пантелеймоновском соборе запрещено;
- категорически запрещается снимать иноков без их на то разрешения;
- на монастырской территории нельзя громко разговаривать, шуметь, включать музыку, курить или употреблять спиртное;
- на время пребывания в обители отключите мобильные или переведите их в беззвучный режим.
Фото Новоафонского монастыря в Абхазии
- Обитель расположена в очень живописной местности.
- Ансамбль монастыря отвечает всем канонам неовизантийского стиля.
- Проезжая рядом с монастырем, хочется остановиться и обязательно зайти под светлые своды храмов.
- Главным собором обители является церковь святого Пантелеймона.
- В монастыре привлекают внимание не только древние сооружения, но и экзотическая природа.
- Изнутри храмы поражают великолепной росписью куполов.
- Рядом с монастырем находится пещера Симона Кананита, где святой уединялся для молитвы.
Видео обзор Новоафонского мужского монастыря в Абхазии
Новоафонская обитель поражает своей изысканной архитектурой, а золотые купола храмов, особенно ослепительно выглядящие в солнечные дни, видны на фоне горы издалека. Сюда постепенно увеличивается поток паломников: кто-то хочет помолиться мощам Симона Кананита, кто-то – полюбоваться величественными строениями, кто-то – увидеть обитель, которую так ценил Александр III. Приятного просмотра!
Новоафонский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Видео по теме
Полезно обратить внимание
Новоафонский монастырь — не просто очередной храмовый комплекс, коих множество по всему миру. Это религиозный центр, привлекающий внимание как праздных туристов, так и людей, заботящихся о пище духовной.
Масштабность и величие религиозной достопримечательности способны поразить практически любого гостя Нового Афона.
Монастырская площадь очерчена четырьмя корпусами, венчающими углы отведенной территории. Комплекс состоит из 6 храмов, центральный из которых способен вместить до 3000 человек.
Трапезная, колокольня — здесь есть абсолютно все необходимое для независимости служителей Божьих от мирской суеты.
Особенно поражают обывателя прекрасные сады, созданные трудолюбивыми руками монахов.
История Новоафонского монастыря
Когда-то Новый Афон считался одной из крупнейших религиозных святынь. Подворья его находились во многих городах, даже в Петербурге.
На долю монастыря святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне выпало множество испытаний, но уважение вызывает стойкость и даже невозмутимость истинно верующих людей.
На данный момент, уникальный памятник архитектуры до конца не восстановлен, но это совершенно не умаляет ценности древних фресок.
Этот долгий, трудный путь
Считается, что 1874 год стал отправной точкой в истории обители. Именно тогда русское правительство выделило земли, на которых по преданию в I веке н. э. трагически погиб один из апостолов Христа — Симон Кананит.
Спустя год священнослужители начали строительство. Предстояло еще 14 лет напряженного труда.
Большинство работ было взято на себя иноками, совершившими настоящий подвиг — вывоз десятков тонн горной породы и земли при полнейшем отсутствии дорог.
Однако уже в 1888 году был торжественно заложен первый камень монастыря.
Очень быстро Новый Афон превратился в один из религиозных центров Кавказа. Интерес паломников к святой обители не угасал. Простые крестьяне и даже князья бывали в стенах монастыря.
Сами же священнослужители не зависели от внешнего мира, полностью обеспечивая себя всем необходимым.
Особое внимание уделялось просветительской деятельности среди народа.
Монастырь в революционные года
Тяжелые времена настали в революционную эпоху. Уже с 1917 года монахи всеми силами старались сохранить собственную обитель, оберегая Новый Афон от нападок новой власти. Борьба была трудной, но все же в 1924 году советское правительство закрывает монастырь «за контрреволюционную агитацию».
После нескольких лет запустения территорию начали использовать под склады, музей и даже туристическую базу отдыха.
Великая Отечественная война и наше время
В годы Великой Отечественной войны монастырь стал госпиталем.
В 70-е годы XX века постройки серьезно пострадали. Вода, поступавшая в подвалы, разрушала фундамент и стены.
С 2008 года при поддержке русского правительства ведется масштабная реконструкция. А в 2009 на храмах засияли новые купола.
Интересные факты из истории Новоафонского монастыря
- Сама гора, выделенная под будущий монастырь, по очертаниям напоминала Старый Афон — греческую обитель. Именно этим фактом можно объяснить происхождение названия.
- Огромную роль в жизни монастыря святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне сыграл император Александр III. Именно самодержец торжественно вложил первый камень в основание храма. В честь присутствия императора и его жены был отлит колокол. Сам же Александр не остался в долгу — его дарами стали: электростанция, поезд и музыкальные куранты, и по сей день сохранившиеся на колокольне в центре западного корпуса.
Полезная информация
Монастырь на карте
Как добраться до Новоафонского монастыря и условия его посещения
- Легче всего добраться до Нового Афона через Сочи, откуда еще в 2003 году курсирует электричка, проходящая через все значимые курорты Абхазии.
- Также во всех курортных зонах Абхазии отдыхающим предложат автобусную экскурсию в монастырь за вполне приемлемую плату.
- Новоафонский монастырь открыт для посещений в любое время года. Помимо храмового комплекса туристам предложено посетить уникальные подземные пещеры и прекрасные сады. Даже в летнее время рекомендуется захватить с собой теплую одежду, в подземных ходах прохладно.
Где находится Новоафонский монастырь?
Сначала нужно доехать/долететь до Адлера любыми удобными для вас способами (подробнее я писала в статье «Как лучше добираться до Нового Афона и где снять жилье?»). От вокзала или аэропорта Адлера садитесь на автобус № 173 (другие автобусы и маршрутки останавливаются далеко от Псоу, придется долго идти, а этот маршрут идет прямо до границы), стоимость билет — 25 рублей. Для перехода границы вам достаточно иметь российский, украинский или белорусский паспорт, на каждого ребенка свидетельство о рождении и разрешение на выезд от второго родителя.
Пройдя пропускной пункт, вы окажитесь на площадке-автостанции. Не откликайтесь на многочисленные предложения со всех сторон от абхазов, идите прямо к автобусам и маршруткам. Садитесь в наиболее заполненный транспорт (до Нового Афона или до Сухума). Стоимость билета обойдется в 150-200 рублей. Ну и на маршрутке вы доедете за 1,5-2 часа, а на автобусе ехать около трех часов. Скажите, чтобы вам остановили в центре возле церкви или Приморского парка!
Выходите из транспорта и идете за церковь, а точнее часовенку памяти солдатам, погибшим в войне 1992-1993 года. Перейдите через дорогу к магазинчикам и увидите указатели (к пещерам поворот налево, к монастырю — поворот направо). По дороге вы встретите еще несколько указателей, пока не окажитесь на тропе грешников, вымощенной булыжниками. Теперь начинается нелегкий подъем в гору к Ново-Афонскому монастырю. Говорят, если пройти эту тропу на коленях, вы искупите свои грехи. Подъем займет около получаса, вдоль тропы расставлены палатки торгашей, которые уверяю, что у них «дешевле всего». Это не так, проходите мимо, лучше потом сходите на рынок.
Вход на территорию монастыря настоящий, потому что он действующий и не является музеем.
Если вы решили целенаправленно поехать в Абхазию, чтобы посетить монастырь, то выбирайте гостевые дома, находящиеся на возвышенности в отдалении от пляжей, так вы сэкономите в два раза на жилье. Средняя стоимость номера за ночь — 600 р.
Немного исторических фактов о монастыре
Итак, строительство монастырской обители было начато в 1875 году. Монахи проделали колоссальную работу, для подготовки строительной площадки была срезана верхушка горы, вывезены тысячи тонн земли, прорублены скалы. Тяжелый подъем требовал физической подготовки и некоторых альпинистских навыков, это не то, что теперь для туристов протоптаны десятки троп к монастырю и есть даже подъезд для автомобилей. Но уже в 1877 году монастырь был разрушен во время Русско-турецкой войны, а монахам приходилось прятаться в лесах и ущелье реки Псырцха. Только в 1880 году началось восстановление пострадавшей святыни, внушительные средства были выделены Российским императором Александром III, также он подарил музыкальные куранты, до сих пор располагающиеся в главной башне.
Монастырский комплекс по-настоящему впечатляет: на территории находится шесть храмов (Вознесения Господня, Андрея Первозванного, мученика Иерона, в честь иконы Божьей Матери и в честь афонских преподобных отцов, центральный — Пантелеимоновский собор). Для посещения туристов в настоящее время открыт только центральный собор. Строения выполнены в неовизантийском стиле, все стены (в том числе и в монастырской трапезной) украшены монументальной живописью художниками под руководством М. Молова, а Серебрякова и братьями Оловянниковами. Хоть нашему вниманию представлен только один собор, осматривать его можно часами!
Не зря афонскими монахами для строительства столь грандиозной святой обители была выбрана эта гора. Монастырь расположен немного выше древнейшего Симоно-Кананитского храма, который построен над мощами Святого, а за станцией Псырцха находится вход на территорию ущелья, по нему можно попасть в келью апостола (подробнее в статье «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»).
Ново-Афонские монахи вели активное развитие монастыря, построили на территории школу для прихожан и даже гостиницу для паломников (которая и сейчас существует под названием «Абхазия», одна из стен которой является частью древнейшей Гэнуэзской башни, в ней останавливался А.П.Чехов). Также монахи построили узкоколейную железную дорогу, установили собственную ГЭС — одну из первых во всей Российской Империи, протянули канатные дороги от Иверской годы (где расположена Анакопийская крепость) до Ново-Афонской горы. Также монахи выращивали овощи, фрукты, вырыли 7 прудов для разведения форели, в которых сейчас живут знаменитые черные лебеди (находится эта красота в Приморском парке). Так до Октябрьской революции Ново-Афонский монастырь стал одним из главных духовных центров Российской Империи и Кавказа.
Закрыта монастырская обитель была в 1924 году за «контрреволюционную агитацию», главных духовных лиц монастыря утопили в бухте, а монастырь использовался под склады и долгие годы вообще был заброшен. Оставшиеся в живых монахи вели отшельнический образ жизни в горах Нового Афона. Позже в монастыре советская власть устроила дом отдыха, были построены рядом дачи Сталина и Берии. После советского периода на Святую обитель вновь напала чума в виде Грузино-абхазской войны 1992-1993, в этот период территория и строения монастыря использовались как госпиталь.
Новоафонский монастырь
Новоафонский монастырь — мужской православный монастырь, расположенный в Абхазии, у подножия горы Афон. В прежние времена монастырь был одним из крупнейших духовных центров Кавказа, а сейчас это одна из главных достопримечательностей региона.
Полное название монастыря — Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь. Он был основан в 1875 году православными монахами при активной поддержке российского императора Александра III. Стройку сопровождали колоссальные трудности — работу приходилось вести в горах, при отсутствии нормальных дорог и подъездных путей. Кроме того, сооружению монастыря помешала Русско-турецкая война, во время которой здание было разграблено и разорено. Строительство было завершено лишь в 1900 году.
Новоафонский монастырь — очень красивое место. Монастырский комплекс составляют шесть храмов, среди которых главенствует сорокаметровый Пантелеимоновский собор, представляющий собой видный образец русского церковного зодчества. Собор признан самым большим храмом Абхазии. Со времён окончания строительства Новоафонский монастырь является местом религиозного паломничества. Однако видная архитектура этого культового сооружения и живописное местоположение привлекают к монастырю даже нерелигиозных туристов.
Страничка паломника. Рассказы о святых местах.
Новый Афон
![]() |
Новоафонский монастырь. Фото: Малютина Э. |
Есть на свете святые места, которые можно назвать иконами других – великих – святынь. Новый Иерусалим под Москвой, Новый Афон в Абхазии…
Новоафонский мужской монастырь, давший имя окружающей его местности, был устроен в 1875 г. монахами – выходцами из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Место для обители по поручению афонских старцев выбрал иеромонах Арсений (Минин) – насельник Пантелеимонова монастыря, по послушанию проведший много лет в России, основатель знаменитой до революции Афонской часовни в Москве, погребенный на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Место, на горах которого появилась святая обитель, имеет древнюю историю. Еще до Рождества Христова здесь располагалось селение Псцырха (имя это означает «Пихтовый родник» и заимствовано от протекающей поблизости горной реки). В средние века на горе близ Псцырхи была возведена неприступная крепость Анакопия (данное название происходит от абхазского «анакоп» – выступ), бывшая столицей княжества Абазгия, а затем – Абхазского царства (в Византийских источниках известна также под именем Трахеи).
В первом столетии здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Андрей ушел продолжать свою проповедь на север, дойдя до Киева, а затем – и до острова Валаам. А св. Симон Кананит остался в Псцырхе, поселившись в каменной пещере недалеко от селения. Многие жители принимали веру во Христа по его слову, но другие, ожесточившись, распяли проповедника на кресте, и он принял мученическую кончину в подражание Возлюбленному Спасителю, ради Которого и трудился. Апостол Симон Кананит – тот самый человек, на свадьбе которого Господь претворил воду в вино. Пораженный этим чудом, а еще более – самой личностью Богочеловека, Симон оставил семейный кров и последовал за Христом, сделавшись одним из двенадцати Его Апостолов. За свою ревность по Бозе он был назван Зилотом, что означает «ревнитель» (имя же Кананит указывает на происхождение из Каны Галилейской). Пещера, где подвизался св. Симон Зилот, находится в ущелье реки Псцырхи (за водопадом и железнодорожной станцией Псцырха). На место мученической кончины апостола указывает каменный крест на берегу реки. Над могилой же святого в VI в. был выстроен прекрасный храм, сохранившийся до наших дней.
В 736–738 гг. заступничеством Пречистой Богоматери православным жителям Анакопии удалось отбить нашествие страшного арабского завоевателя – Мурвана-Кру, имя которого в переводе означает «глухой» – так он был назван за свою беспощадную жестокость к завоеванным народам. Мурван-Кру смертоносным вихрем прошел по Кавказу, покорив и разорив Грузинские земли: Картли, Эгриси. Поэтому в Анакопийской крепости нашли прибежище не только жители ее окрестностей, но и грузинский царь Арчил, и его брат Мир. Защитников крепости было 3 000 человек, нападавших – около 60 000. Оборонительные сооружения крепости состояли из трех рядов мощных, опоясывающих гору на разной высоте, стен с башнями (часть их сохранилась по сей день), источник чистой воды позволял защитникам Анакопии не страдать от жажды. Но главной силой мужественных анакопийцев была истинная – православная – вера. Слезно молились они перед образом Пречистой Богоматери, и Заступница Усердная не презрела молитвы христиан. В стане осаждавших началась эпидемия кровавой холеры, от которой в одну ночь погибло 35 000 человек. После этого анакопийцам удалось наголову разбить по-прежнему превышавшего их числом, непобедимого доселе ни для кого, противника. Образ Анакопийской Божией Матери, по молитве перед которым совершилось это чудо, почитался как чудотворный. Он сохранялся в Новом Афоне до ХХ столетия, а затем скрылся из глаз верующих, унесенный страшным вихрем разоряющего святыни безбожия.
![]() |
Природа Нового Афона. Фото: Малютина Э. |
Так почему же именно Псцырхе было суждено сделаться Новым Афоном? Природа Абхазии весьма схожа с Грецией. Буйная субтропическая растительность, теплый климат, мягкие очертания покрытых непроходимыми лесами гор и суровые скалы, обилие воды… Вместе с безлюдьем и девственной нетронутостью природы все то как нельзя лучше способствовало не только созданию «иконы» Афонского монастыря в Российской империи, но и уединенному жительству отшельников. Анакопия в то время была маленьким, едва заметным поселком. Придя сюда, монашествующие во славу Божию облагородили и преобразили дикую местность. Были осушены болота, разбиты мандариновые сады (именно Ново-Афонским инокам мы обязаны знаменитыми абхазскими манадаринами – до этого цитрусовые на Кавказе не выращивались). Местность украсилась оливковыми рощами, на берегу моря появились пруды, где разводили вкусную рыбу (сегодня они несут лишь декоративную функцию).
Для местных мальчиков при обители открылась школа, для приезжающих паломников – гостиница близ моря (она пережила все лихолетья и действует по сей день, жаль только, не принадлежит монастырю. Сегодня это гостиница «Абхазия». Кстати, в 1888 г. в одном из ее номеров останавливался знаменитый русский писатель А.П. Чехов). Гостиница пристроена к еще более древнему архитектурному памятнику – башне XI века – единственной сохранившейся от старинной береговой линии укреплений. Доминантой местности стали возвышающиеся на фоне покрытой южной зеленью горы здания обители, освященной во имя апостола Симона Кананита. Архитектура их возводит ум к монастырям Афона.
![]() |
Новоафонский монастырь. Фото: Малютина Э. |
Главный храм монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеимону – покровителю Русского Афонского монастыря. Также в обители были устроены храмы во имя апостола Андрея Первозванного, св. Иерона, Вознесения Господня. Внутреннее убранство Пантелеимоновского храма одновременно напоминает Афон и не дает забыть, что находимся мы все же в пределах Российской империи. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии, со сводов же храма на молящихся взирают написанные в Васнецовском стиле лике – расписывали церковь московские художники под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова и артель «Волжских богомазов», руководимая братьями Оловянниковыми. Огромный собор обители сегодня редко заполняется молящимися, до революции же в Новоафонском монастыре подвизалось 730 человек братии.
Гора, на которой вознес свои главы к небу монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та самая, на которой находятся остатки Анакопийской цитадели, названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона. В старинной крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, не успевшее завершиться из-за катастрофы 1917 г. Сохранились и стены храма VII в. Сегодня среди древних руин находится с любовью украшенная часовня, где можно возжечь свечу перед образом Иверской Богоматери и почитать акафист Пречистой. Сохранился и кладезь-источник, почитаемый как святой.
Удивительны технические достижения устроителей Новоафонского монастыря. Так, для удобства подъема на Иверскую гору (ее высота – 344 метра), иноки устроили канатную дорогу, разрушенную затем революционерами. Сегодня на гору можно подняться пешком, путь занимает около часа. К вершине ведет достаточно удобная, асфальтированная до половины дорога-серпантин, начинающаяся от Новоафонской карстовой пещеры (не путать с пещерой св. Симона Кананита!)
Трудясь под руководством специалистов, иноки (в самом начале ХХ столетия!) создали собственную гидроэлектростанцию, для чего выстроили плотину на реке Псцырхе (так появился водопад, по сей день привлекающий гостей Нового Афона). Водопад использовался и как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. Работали кирпичная, часовая, литейная, живописная, переплетная и проч. мастерские. В 1888 г. Новый Афон посетил Государь Император Александр III с Наследником – Цесаревичем Николаем (будущим Царем-Мучеником Николаем Александровичем). Помолившись в обители, посетив пещеру апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, Государь с Наследником отплыли на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на них было совершено покушение, но Господь сохранил Своего Помазанника. В благодарность за избавление от опасности Государь подарил Новоафонскому монастырю паровоз. Он пригодился инокам для выполнения важного послушания: транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого монашествующие проложили к вершине Афонской горы узкоколейку. Точность расчета была такова, что груженные лесом вагоны плавно скатывались без дополнительной тяги к побережью, на гору же порожний состав тянул пожалованный Царем паровоз. Этот исторический паровозик и сегодня является одной из достопримечательностей Нового Афона. Дорога, ведущая к нему, начинается от монастыря.
![]() |
Вид на Иверскую гору. Фото: Малютина Э. |
Немалую часть первых насельников Ново-Афонской обители составили монахи, высланные со Старого Афона в результате печально известной Афонской смуты (споров вокруг Имени Божия). Не вдаваясь в анализ дискуссии, скажем лишь, что состав высланных с Афона насельников был отнюдь не однороден. Встречались среди них и горячие защитники имяславия, были и немирные души, вечно стремящиеся спорить, бунтовать и обличать. Но попадались и простые умом, всем сердцем прилепившиеся к молитве Иисусовой монахи, попросту боявшиеся оскорбить Господа, подписав, как того требовали борцы с имяславием, бумагу, отрицающую, что имя Божие есть Бог. (Подробнее об этом можно прочесть в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность», с.с. 303 – 324).
В Ново-Афонском монастыре действовали лучшие духовные традиции Афона, такие, как старческое окормление монашествующих (согласно греческой традиции, старец – это не носитель особых благодатных даров (прозорливости и т.п.), но опытный духовник, ведущий вверившихся в безусловное послушание ему чад по пути духовной жизни). Насельники обители занимались умным деланием – молитвой Иисусовой. В окрестностях монастыря, среди безлюдных гор, подвизались пустынники.
Грянувшая в 1917 г. революция принесла Новоафонскому монастырю разорение и закрытие, а многим из его насельников – мученические венцы. По преданию, безбожники на корабле вывезли иноков в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… Так что, и вода Новоафонской бухты свята – освящена страдальческим подвигом убиенных за веру. Монастырь был закрыт в 1924 году. Неподалеку от него построили одну из многочисленных дач Сталина (сегодня часть ее территории – здания, где жила охрана, – занимает пансионат «У монастыря»). В монастырских помещениях располагались турбаза и историко-краеведческий музей.
Но духовная жизнь в окрестностях Нового Афона не умерла. В безлюдных горах продолжали спасаться пустынники. В годы государственного безбожия число их возросло: при почти полном отсутствии монастырей в Кавказской «пустыне» укрывались чающие молитвенного уединения со всей России – и мужчины, и женщины. В семидесятые годы XX века окормлять пустынников приезжал знаменитый Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов), поселившийся после закрытия его родной обители в Сухуме. Новый Афон не раз посещал и еще один из подвижников ХХ столетия – схиигумен Савва (Остапенко).
![]() |
Храм св. Иоанна Златоуста в Команах. Фото: Малютина Э. |
Схиигумену Савве принадлежит заслуга нахождения утерянного было места III обретения главы Иоанна Предтечи. Место это – небольшая пещерка близ селения Каман. Именно здесь в IX веке православные скрывали от иконоборцев великую святыню – Честную главу Крестителя Господня. Но не только этим славен Каман. В начале IV столетия здесь пострадал святой мученик Василиск, а сто лет спустя именно в этом селении испустил дух влекомый в ссылку безжалостными воинами великий святитель – Иоанн Златоуст. Измученный тяжкой дорогой, болезнью и жестокостью сопроводителей, не позволявших ему дать отдых измученному телу, святитель накануне кончины узрел в видении святого Василиска. «Завтра будем вместе!» – предрек страдальцу мученик. Со словами «Слава Богу за все!» свт. Иоанн предал душу в руце Божии и был погребен в Камане. Каменный саркофаг его и сегодня с благоговением хранится в Каманском храме, мощи же святителя спустя 30 лет по его отшествии из земной жизни с честью перенес в Константинополь, на место служения свт. Иоанна император Феодосий – сын согрешивших против угодника Божия Евдоксии и Аркадия. Экскурсии в Каман проводятся Новоафонским турбюро, можно воспользоваться и услугами таксиста, но в дождливое время дорога в это святое место затруднена из-за подъема воды в горной реке, через которую приходится переправляться.
В 1994 году началось возрождение Новоафонской обители. Отреставрирована часть зданий, по воскресным и праздничным дням совершаются богослужения. По понедельникам и вторникам, если на эти дни не приходится праздников, монастырь закрыт для посещения. Отрадно, что в обители действуют добрые традиции духовной жизни: приветствуется частое приобщение Святых Таин Христовых, священство призывает прихожан к чтению духовной литературы, молитве Иисусовой. Одна из главных святынь обители – частица мощей вмч. Пантелеимона, находящаяся в иконе этого святого, лежащей обычно на аналое в центре храма.
Приехавшие отдохнуть и помолиться в Новый Афон могут устроиться в одной из гостиниц, в пансионате «У монастыря» (недостатком его можно назвать расположение высоко над уровнем моря и сервис, напоминающий о советских временах при вполне современных ценах, достоинством – непосредственную близость к обители: калитка пансионата выходит прямо на наружный монастырский двор). Богат выбор вариантов размещения в частном секторе: можно снять как комнату в небольшом домике, так и целую квартиру в одной из расположенных на побережье в конце города (в сторону Сухума) пятиэтажек (причем разница в цене не велика).
Несколько практических рекомендаций гостям Нового Афона. Фрукты и молочные продукты лучше всего приобретать на рынке, действующем в конце города (среди пятиэтажек) на ул. Лакоба. Работает рынок всего 2 часа, с 6 утра. К восьми торговцы распродают свой товар и разъезжаются. Продуктовые магазины с адекватными ценами расположены в этой же части города, в туристическом же его центре (близ обители и водопада) можно приобрести лишь фрукты и лакомства по двух- – четырехкратной цене. Туристическое бюро находится на главной площади Нового Афона – площади Свободы.
Добраться до Нового Афона можно, доехав до Адлера, а оттуда – до границы (с. Веселое) на маршрутке. Границу переходят пешком, для чего достаточно предъявить паспорт и оплатить сбор. Пеший путь через границу составляет около километра, предлагают свои услуги носильщики с тачками. От границы в прибрежные города Абхазии (Гагры, Пицунду, Гудауту, Новый Афон, Сухум) отправляются автобусы.
Внутреннее сообщение в Абхазии совершается с помощью маршрутных такси, автобусов и частных такси. В Новом Афоне автовокзал отсутствует, поэтому транспорт приходится «ловить» на трассе.
Пляж в Новом Афоне галечный, полоса мелководья не широка. Тенты в сезон натягиваются на пляже, принадлежащем пансионату «У монастыря», есть там и лежаки. Курортный сезон в Новом Афоне начинается с середины июня. Вход на пляж свободный. Есть и множество «диких» пляжей.
В городе работает множество кафе, где подают, в частности, весьма вкусную жареную черноморскую рыбку барабульку, шашлык же почему-то имеет привкус копчености.
Близ гостиницы «Абхазия» находится библиотека, которой за небольшую плату могут пользоваться отдыхающие.
Рядом с библиотекой расположен теплый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, службы в котором совершаются, в основном, в холодное время года.
Еще одно интересное место в Новом Афоне – одна из крупнейших и красивейших в мире карстовых пещер. Пещера благоустроена, туда проводятся экскурсии (в июне 2008 г. стоимость билета составляла 300 р.) Постоянная температура воздуха в пещере составляет +12 градусов по шкале Цельсия.
[1]. Абхазия. Путеводитель. Сухум, 2006.
[2]. Архимандрит Рафаил (Карелин). Слава Грузинской Церкви.
[3]. Архимандрит Рафаил (Карелин). На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов, 2008.
[4]. Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения (Минина) к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности. Репринт.
[5]. Иеромонах Дорофей (Дбар). Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2006.
[6]. Новый Афон. Путеводитель.
[7],[8]. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Январь, Май. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. 1997.