новый афон храм
Древняя Абхазия. Новый Афон (монастырь) — мировое наследие христианства
Новый Афон словно спрятался от чужих глаз в ущелье реки Псырха, недалеко от Сухума, курортного города Абхазии. Чистый морской воздух, густые леса и древнейшая история привлекают многочисленных путешественников в этот край.
Аллеи стройных кипарисов, величественный собор с голубыми куполами, корпуса-обители монахов, зелень рукотворных садов и безбрежное море – таким предстает сегодня перед восхищенными путниками монастырь в Новом Афоне (Абхазия).
Начало монастырского комплекса
История православного мужского монастыря началась в конце XIX века, когда из царской казны была пожертвована монахам русской обители в Греции немалая денежная сумма и обширная территория. Земля была печально известна, ведь здесь в I веке погиб Симон Кананит, христианский миссионер на Кавказе. Да и сама гора своим внешним видом напоминала греческую гору Афон.
Архитектор Никонов создал проект, по которому монахи через год начали строительство монастыря. Первозданная гористая местность была труднодоступна и тяжела для освоения, монахам понадобилось много сил и времени для расчистки территории. Необходимо было засыпать пропасти, облагородить почву, выровнять землю для постройки. Сам монастырь состоял из нижней и верхней частей. Благодаря неимоверным усилиям монахов в 1884 году уже стоял храм Покрова Божьей Матери, приют для паломников, хозяйственные постройки и гордость комплекса – школа для мальчиков. Здание верхнего монастыря было закончено. Только в 1911 году обрел верхнюю часть свою Новый Афон (Абхазия).
Монастырь выделяется среди других подобных обителей своим величием и является поистине произведением искусства. На северо-западе монастыря находится колокольня высотой 50 метров, под которой уютно устроились трапезная, больница и прачечная. Сам комплекс монастыря состоит из нескольких храмов: храм в честь иконы «Избавительница» Божией Матери, во имя Иерона-мученика, в честь преподобных отцов Афонских, храм Святого Андрея Первозванного и храм Вознесения Господня. Собор во имя великомученика Пантелеймона является самым главным и впечатляющим сооружением на территории монастыря. Стены всех церквей, в том числе и трапезной, украшены фресками.
Абхазия. Новый Афон (монастырь) – крупнейший центр православия
Мужской монастырь Святого Симона Кананита стал центром православия на территории Черноморского побережья Кавказа. Число паломников, ежегодно посещавших обитель, исчислялось тысячами. Среди них были и именитые гости: князь Михаил Романов, император Николай II, писатели Максим Горький и Антон Чехов.
Противоречивый XX век
С приходом советской власти для монастырской обители начались трудные времена. На протяжении семи лет монахи мужественно пытались отстоять комплекс, но в 1924 году он все-таки был закрыт за контрреволюционную пропаганду. В разные годы советского периода монастырь использовался в качестве складов, турбазы или военного госпиталя.
Только в конце 90-х годов XX века Абхазия, Новый Афон (монастырь, в частности) начали подниматься с колен. В стенах комплекса начались богослужения, зазвучал мужской хор и церковная музыка, ожило церковное хозяйство. В 2001 году открылись училище и регентская школа. До сих пор ведутся ремонтные и восстановительные работы, ведь постройки монастырского комплекса сильно пострадали без чуткого руководства монахов.
Неизменно притягивает к себе паломников и туристов древняя Абхазия. Новый Афон (монастырь) – уникальное мировое наследие православного христианства, прикоснуться к святыням которого стремится каждый верующий.
Паломничество в мужскую обитель открыто ежедневно, кроме понедельника, с 12 дня до 18 вечера.
Страничка паломника. Рассказы о святых местах.
Новый Афон
![]() |
Новоафонский монастырь. Фото: Малютина Э. |
Есть на свете святые места, которые можно назвать иконами других – великих – святынь. Новый Иерусалим под Москвой, Новый Афон в Абхазии…
Новоафонский мужской монастырь, давший имя окружающей его местности, был устроен в 1875 г. монахами – выходцами из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Место для обители по поручению афонских старцев выбрал иеромонах Арсений (Минин) – насельник Пантелеимонова монастыря, по послушанию проведший много лет в России, основатель знаменитой до революции Афонской часовни в Москве, погребенный на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Место, на горах которого появилась святая обитель, имеет древнюю историю. Еще до Рождества Христова здесь располагалось селение Псцырха (имя это означает «Пихтовый родник» и заимствовано от протекающей поблизости горной реки). В средние века на горе близ Псцырхи была возведена неприступная крепость Анакопия (данное название происходит от абхазского «анакоп» – выступ), бывшая столицей княжества Абазгия, а затем – Абхазского царства (в Византийских источниках известна также под именем Трахеи).
В первом столетии здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Андрей ушел продолжать свою проповедь на север, дойдя до Киева, а затем – и до острова Валаам. А св. Симон Кананит остался в Псцырхе, поселившись в каменной пещере недалеко от селения. Многие жители принимали веру во Христа по его слову, но другие, ожесточившись, распяли проповедника на кресте, и он принял мученическую кончину в подражание Возлюбленному Спасителю, ради Которого и трудился. Апостол Симон Кананит – тот самый человек, на свадьбе которого Господь претворил воду в вино. Пораженный этим чудом, а еще более – самой личностью Богочеловека, Симон оставил семейный кров и последовал за Христом, сделавшись одним из двенадцати Его Апостолов. За свою ревность по Бозе он был назван Зилотом, что означает «ревнитель» (имя же Кананит указывает на происхождение из Каны Галилейской). Пещера, где подвизался св. Симон Зилот, находится в ущелье реки Псцырхи (за водопадом и железнодорожной станцией Псцырха). На место мученической кончины апостола указывает каменный крест на берегу реки. Над могилой же святого в VI в. был выстроен прекрасный храм, сохранившийся до наших дней.
В 736–738 гг. заступничеством Пречистой Богоматери православным жителям Анакопии удалось отбить нашествие страшного арабского завоевателя – Мурвана-Кру, имя которого в переводе означает «глухой» – так он был назван за свою беспощадную жестокость к завоеванным народам. Мурван-Кру смертоносным вихрем прошел по Кавказу, покорив и разорив Грузинские земли: Картли, Эгриси. Поэтому в Анакопийской крепости нашли прибежище не только жители ее окрестностей, но и грузинский царь Арчил, и его брат Мир. Защитников крепости было 3 000 человек, нападавших – около 60 000. Оборонительные сооружения крепости состояли из трех рядов мощных, опоясывающих гору на разной высоте, стен с башнями (часть их сохранилась по сей день), источник чистой воды позволял защитникам Анакопии не страдать от жажды. Но главной силой мужественных анакопийцев была истинная – православная – вера. Слезно молились они перед образом Пречистой Богоматери, и Заступница Усердная не презрела молитвы христиан. В стане осаждавших началась эпидемия кровавой холеры, от которой в одну ночь погибло 35 000 человек. После этого анакопийцам удалось наголову разбить по-прежнему превышавшего их числом, непобедимого доселе ни для кого, противника. Образ Анакопийской Божией Матери, по молитве перед которым совершилось это чудо, почитался как чудотворный. Он сохранялся в Новом Афоне до ХХ столетия, а затем скрылся из глаз верующих, унесенный страшным вихрем разоряющего святыни безбожия.
![]() |
Природа Нового Афона. Фото: Малютина Э. |
Так почему же именно Псцырхе было суждено сделаться Новым Афоном? Природа Абхазии весьма схожа с Грецией. Буйная субтропическая растительность, теплый климат, мягкие очертания покрытых непроходимыми лесами гор и суровые скалы, обилие воды… Вместе с безлюдьем и девственной нетронутостью природы все то как нельзя лучше способствовало не только созданию «иконы» Афонского монастыря в Российской империи, но и уединенному жительству отшельников. Анакопия в то время была маленьким, едва заметным поселком. Придя сюда, монашествующие во славу Божию облагородили и преобразили дикую местность. Были осушены болота, разбиты мандариновые сады (именно Ново-Афонским инокам мы обязаны знаменитыми абхазскими манадаринами – до этого цитрусовые на Кавказе не выращивались). Местность украсилась оливковыми рощами, на берегу моря появились пруды, где разводили вкусную рыбу (сегодня они несут лишь декоративную функцию).
Для местных мальчиков при обители открылась школа, для приезжающих паломников – гостиница близ моря (она пережила все лихолетья и действует по сей день, жаль только, не принадлежит монастырю. Сегодня это гостиница «Абхазия». Кстати, в 1888 г. в одном из ее номеров останавливался знаменитый русский писатель А.П. Чехов). Гостиница пристроена к еще более древнему архитектурному памятнику – башне XI века – единственной сохранившейся от старинной береговой линии укреплений. Доминантой местности стали возвышающиеся на фоне покрытой южной зеленью горы здания обители, освященной во имя апостола Симона Кананита. Архитектура их возводит ум к монастырям Афона.
![]() |
Новоафонский монастырь. Фото: Малютина Э. |
Главный храм монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеимону – покровителю Русского Афонского монастыря. Также в обители были устроены храмы во имя апостола Андрея Первозванного, св. Иерона, Вознесения Господня. Внутреннее убранство Пантелеимоновского храма одновременно напоминает Афон и не дает забыть, что находимся мы все же в пределах Российской империи. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии, со сводов же храма на молящихся взирают написанные в Васнецовском стиле лике – расписывали церковь московские художники под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова и артель «Волжских богомазов», руководимая братьями Оловянниковыми. Огромный собор обители сегодня редко заполняется молящимися, до революции же в Новоафонском монастыре подвизалось 730 человек братии.
Гора, на которой вознес свои главы к небу монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та самая, на которой находятся остатки Анакопийской цитадели, названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона. В старинной крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, не успевшее завершиться из-за катастрофы 1917 г. Сохранились и стены храма VII в. Сегодня среди древних руин находится с любовью украшенная часовня, где можно возжечь свечу перед образом Иверской Богоматери и почитать акафист Пречистой. Сохранился и кладезь-источник, почитаемый как святой.
Удивительны технические достижения устроителей Новоафонского монастыря. Так, для удобства подъема на Иверскую гору (ее высота – 344 метра), иноки устроили канатную дорогу, разрушенную затем революционерами. Сегодня на гору можно подняться пешком, путь занимает около часа. К вершине ведет достаточно удобная, асфальтированная до половины дорога-серпантин, начинающаяся от Новоафонской карстовой пещеры (не путать с пещерой св. Симона Кананита!)
Трудясь под руководством специалистов, иноки (в самом начале ХХ столетия!) создали собственную гидроэлектростанцию, для чего выстроили плотину на реке Псцырхе (так появился водопад, по сей день привлекающий гостей Нового Афона). Водопад использовался и как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. Работали кирпичная, часовая, литейная, живописная, переплетная и проч. мастерские. В 1888 г. Новый Афон посетил Государь Император Александр III с Наследником – Цесаревичем Николаем (будущим Царем-Мучеником Николаем Александровичем). Помолившись в обители, посетив пещеру апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, Государь с Наследником отплыли на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на них было совершено покушение, но Господь сохранил Своего Помазанника. В благодарность за избавление от опасности Государь подарил Новоафонскому монастырю паровоз. Он пригодился инокам для выполнения важного послушания: транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого монашествующие проложили к вершине Афонской горы узкоколейку. Точность расчета была такова, что груженные лесом вагоны плавно скатывались без дополнительной тяги к побережью, на гору же порожний состав тянул пожалованный Царем паровоз. Этот исторический паровозик и сегодня является одной из достопримечательностей Нового Афона. Дорога, ведущая к нему, начинается от монастыря.
![]() |
Вид на Иверскую гору. Фото: Малютина Э. |
Немалую часть первых насельников Ново-Афонской обители составили монахи, высланные со Старого Афона в результате печально известной Афонской смуты (споров вокруг Имени Божия). Не вдаваясь в анализ дискуссии, скажем лишь, что состав высланных с Афона насельников был отнюдь не однороден. Встречались среди них и горячие защитники имяславия, были и немирные души, вечно стремящиеся спорить, бунтовать и обличать. Но попадались и простые умом, всем сердцем прилепившиеся к молитве Иисусовой монахи, попросту боявшиеся оскорбить Господа, подписав, как того требовали борцы с имяславием, бумагу, отрицающую, что имя Божие есть Бог. (Подробнее об этом можно прочесть в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность», с.с. 303 – 324).
В Ново-Афонском монастыре действовали лучшие духовные традиции Афона, такие, как старческое окормление монашествующих (согласно греческой традиции, старец – это не носитель особых благодатных даров (прозорливости и т.п.), но опытный духовник, ведущий вверившихся в безусловное послушание ему чад по пути духовной жизни). Насельники обители занимались умным деланием – молитвой Иисусовой. В окрестностях монастыря, среди безлюдных гор, подвизались пустынники.
Грянувшая в 1917 г. революция принесла Новоафонскому монастырю разорение и закрытие, а многим из его насельников – мученические венцы. По преданию, безбожники на корабле вывезли иноков в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… Так что, и вода Новоафонской бухты свята – освящена страдальческим подвигом убиенных за веру. Монастырь был закрыт в 1924 году. Неподалеку от него построили одну из многочисленных дач Сталина (сегодня часть ее территории – здания, где жила охрана, – занимает пансионат «У монастыря»). В монастырских помещениях располагались турбаза и историко-краеведческий музей.
Но духовная жизнь в окрестностях Нового Афона не умерла. В безлюдных горах продолжали спасаться пустынники. В годы государственного безбожия число их возросло: при почти полном отсутствии монастырей в Кавказской «пустыне» укрывались чающие молитвенного уединения со всей России – и мужчины, и женщины. В семидесятые годы XX века окормлять пустынников приезжал знаменитый Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов), поселившийся после закрытия его родной обители в Сухуме. Новый Афон не раз посещал и еще один из подвижников ХХ столетия – схиигумен Савва (Остапенко).
![]() |
Храм св. Иоанна Златоуста в Команах. Фото: Малютина Э. |
Схиигумену Савве принадлежит заслуга нахождения утерянного было места III обретения главы Иоанна Предтечи. Место это – небольшая пещерка близ селения Каман. Именно здесь в IX веке православные скрывали от иконоборцев великую святыню – Честную главу Крестителя Господня. Но не только этим славен Каман. В начале IV столетия здесь пострадал святой мученик Василиск, а сто лет спустя именно в этом селении испустил дух влекомый в ссылку безжалостными воинами великий святитель – Иоанн Златоуст. Измученный тяжкой дорогой, болезнью и жестокостью сопроводителей, не позволявших ему дать отдых измученному телу, святитель накануне кончины узрел в видении святого Василиска. «Завтра будем вместе!» – предрек страдальцу мученик. Со словами «Слава Богу за все!» свт. Иоанн предал душу в руце Божии и был погребен в Камане. Каменный саркофаг его и сегодня с благоговением хранится в Каманском храме, мощи же святителя спустя 30 лет по его отшествии из земной жизни с честью перенес в Константинополь, на место служения свт. Иоанна император Феодосий – сын согрешивших против угодника Божия Евдоксии и Аркадия. Экскурсии в Каман проводятся Новоафонским турбюро, можно воспользоваться и услугами таксиста, но в дождливое время дорога в это святое место затруднена из-за подъема воды в горной реке, через которую приходится переправляться.
В 1994 году началось возрождение Новоафонской обители. Отреставрирована часть зданий, по воскресным и праздничным дням совершаются богослужения. По понедельникам и вторникам, если на эти дни не приходится праздников, монастырь закрыт для посещения. Отрадно, что в обители действуют добрые традиции духовной жизни: приветствуется частое приобщение Святых Таин Христовых, священство призывает прихожан к чтению духовной литературы, молитве Иисусовой. Одна из главных святынь обители – частица мощей вмч. Пантелеимона, находящаяся в иконе этого святого, лежащей обычно на аналое в центре храма.
Приехавшие отдохнуть и помолиться в Новый Афон могут устроиться в одной из гостиниц, в пансионате «У монастыря» (недостатком его можно назвать расположение высоко над уровнем моря и сервис, напоминающий о советских временах при вполне современных ценах, достоинством – непосредственную близость к обители: калитка пансионата выходит прямо на наружный монастырский двор). Богат выбор вариантов размещения в частном секторе: можно снять как комнату в небольшом домике, так и целую квартиру в одной из расположенных на побережье в конце города (в сторону Сухума) пятиэтажек (причем разница в цене не велика).
Несколько практических рекомендаций гостям Нового Афона. Фрукты и молочные продукты лучше всего приобретать на рынке, действующем в конце города (среди пятиэтажек) на ул. Лакоба. Работает рынок всего 2 часа, с 6 утра. К восьми торговцы распродают свой товар и разъезжаются. Продуктовые магазины с адекватными ценами расположены в этой же части города, в туристическом же его центре (близ обители и водопада) можно приобрести лишь фрукты и лакомства по двух- – четырехкратной цене. Туристическое бюро находится на главной площади Нового Афона – площади Свободы.
Добраться до Нового Афона можно, доехав до Адлера, а оттуда – до границы (с. Веселое) на маршрутке. Границу переходят пешком, для чего достаточно предъявить паспорт и оплатить сбор. Пеший путь через границу составляет около километра, предлагают свои услуги носильщики с тачками. От границы в прибрежные города Абхазии (Гагры, Пицунду, Гудауту, Новый Афон, Сухум) отправляются автобусы.
Внутреннее сообщение в Абхазии совершается с помощью маршрутных такси, автобусов и частных такси. В Новом Афоне автовокзал отсутствует, поэтому транспорт приходится «ловить» на трассе.
Пляж в Новом Афоне галечный, полоса мелководья не широка. Тенты в сезон натягиваются на пляже, принадлежащем пансионату «У монастыря», есть там и лежаки. Курортный сезон в Новом Афоне начинается с середины июня. Вход на пляж свободный. Есть и множество «диких» пляжей.
В городе работает множество кафе, где подают, в частности, весьма вкусную жареную черноморскую рыбку барабульку, шашлык же почему-то имеет привкус копчености.
Близ гостиницы «Абхазия» находится библиотека, которой за небольшую плату могут пользоваться отдыхающие.
Рядом с библиотекой расположен теплый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, службы в котором совершаются, в основном, в холодное время года.
Еще одно интересное место в Новом Афоне – одна из крупнейших и красивейших в мире карстовых пещер. Пещера благоустроена, туда проводятся экскурсии (в июне 2008 г. стоимость билета составляла 300 р.) Постоянная температура воздуха в пещере составляет +12 градусов по шкале Цельсия.
[1]. Абхазия. Путеводитель. Сухум, 2006.
[2]. Архимандрит Рафаил (Карелин). Слава Грузинской Церкви.
[3]. Архимандрит Рафаил (Карелин). На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов, 2008.
[4]. Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха Арсения (Минина) к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности. Репринт.
[5]. Иеромонах Дорофей (Дбар). Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2006.
[6]. Новый Афон. Путеводитель.
[7],[8]. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Январь, Май. Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. 1997.
Новый афон храм
В Новый Афон из Гагры мы выехали рано утром, а приехали, когда уже совсем стемнело. Экскурсия оказалась очень насыщенной и увлекательной.
Одна из главных достопримечательностей Нового Афона — Новоафонский мужской монастырь. К нашему приезду он был почти полностью отреставрирован. Золотые купола жемчужины православного зодчества были видны издалека. Монастырь расположен на горе, а мощеная дорога к нему называется дорогой грешников. Чтобы покаяться в грехах, необходимо было забраться по ней к монастырю на коленях, а дорожка довольно длинная.
Новый Афон — небольшой абхазский городок у моря.
В Новом Афоне есть что посмотреть. Очень живописен рукотворный водопад. Рядом с ним расположен древний Храм Симона Канонита IX века. Есть источник святой воды, можно набрать воду с собой.
Можно прогуляться по древнему Приморскому парку у моря. Парк довольно запущенный, но от этого он нисколько не потерял обаяния. В центре парка — пруд с кафе посередине. По пруду плавают грациозные лебеди, которых можно покормить. Практически каждом парке Абхазии можно встретить фигуру лучника. Это символ Абхазии. Похожую скульптуру можно увидеть на фото на странице про Гагры.
Со смотровой площадки у Новоафонского монастыря открывается замечательный вид на Новый Афон от моря до горы, на вершине которой расположена Генуэзская башня.
Новоафонская пещера — одна из главных целей экскурсии. Обязательна для посещения всех гостей Абхазии. Красивая цветная подсветка оставляет неизгладимые впечатления от подземного мира.
По дороге из Нового Афона гид нам многое рассказал про Абхазию. И предложил заехать в древнюю столицу Абхазии — город Лыхны. Теперь это совсем небольшой городок, но имеющий свои достопримечательности.
В Лыхны находятся развалины старой крепости.
Также интересен храм VII века. Интересное решение нашли, чтобы оградить храм от атмосферных осадков. Решили не портить неплохо сохранившийся храм реставрационными работами, а просто сделали над ним крыши на деревянных жердях. Смотрится конечно очень своеобразно, но зато чувствуется древность каменных стен храма. Внутри тоже все в первозданном виде.
Еще по дороге нас завозили на дегустацию меда и вина. Уникальный абхазский мед, например эвкалиптовый, мы конечно купили. Вина тоже очень вкусные и оригинальные, да еще и совсем недорогие.
Вобщем, экскурсия в Новый Афон нам понравилась, было интересно. На этом я заканчиваю свой рассказ про Абхазию.И делаю вывод, что если хотите недорогой отдых в русскоязычной стране и без необходимости в загранпаспорте, то Абхазия для Вас подойдет в самый раз.
НОВЫЙ АФОН — Один из самых знаменитых курортных городов Абхазии, расположенный в Гудаутском районе, в 15 км от Гудауты и 25 км от Сухума. Он вытянут вдоль морского побережья, сельские кварталы находятся на склонах гор – Афонской (Акуи) и Иверской (Апсарской) – и в близлежащих ущельях; в черте города расположены ж/д станции Новый Афон и Псырцха (последняя – ближе всего к основным достопримечательностям). Через весь город между ж/д и морем идет ул. Лакоба; за вокзалом – который расположен у сухумского выезда – она ныряет под ж/д и переходит в Сухумское шоссе. Пляж в Афоне узкий, изобилует бетонными волнорезами. В Афоне находятся важнейшие христианские святыни Абхазии, многочисленные исторические памятники разных эпох, а также всемирно известная уникальная пещера. В день памяти Симона Кананита – 23 мая – сюда приезжают тысячи паломников.
Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.
Настоятель – иеромонах Андрей (Ампар). Монастырь основан при Александре III на склоне Афонской горы, первыми насельниками были монахи из греческого (старого) Афона. Представляет собой каре из нескольких корпусов, включающее в себя надвратную церковь, внутри которого стоят высокая колокольня и огромный Пантелеймоновский собор. Монастырь был закрыт в 1924 г. В советское время его здания занимала турбаза. В 1994 г. обитель была возрождена. Сейчас ее ворота открыты для туристов с 12.00 до 19.00 по всем дням, кроме Пн и Вт, а также дней Великого поста; вход бесплатный. Посетить можно только сувенирно-иконную лавку в подвале надвратной церкви (там недавно появился магазинчик, отделанный под евростандарт), а также главный собор, к которому от главного входа ведет мощеная дорожка, огражденная веревочными перилами: свободно гулять по территории больше нельзя. При входе всем раздают косынки, но особо за вольную форму одежды никого не журят. В Пантелеймоновском соборе очень полно сохранились прекрасные фрески; фотографировать можно, без всяких разрешений и такс. Значительная часть корпусов монастыря пока действует как общежитие для людей, утративших жилье в войну. Во время боевых действий в монастыре действовал госпиталь. Монахов сейчас 8 человек, чуть больше – послушников, есть также несколько десятков слушателей духовной школы. Постепенно идут реставрационные работы, в 2005 г. Алексий II пообещал С. Багапшу помочь в восстановлении обители. С 2002 г. работает духовная школа. Самые красивые виды на монастырь открываются с Иверской горы. Чтобы окинуть его взором с моря, необходимо отплыть от берега хотя бы метров на 100. С западной стороны монастыря начинается улица Орлиное Гнездо, ведущая на вершину Афонской горы.
Дача И.В. Сталина. Восточнее монастыря, совсем рядом с ним, располагается территория пансионата «Новый Афон», созданного несколько лет назад в зданиях воинской части. Эта воинская часть охраняла находящуюся за пансионатом госдачу, построенную для Иосифа Сталина в 1946-47 гг. на месте дома игумена Новоафонского монастыря. Сейчас это одна из резиденций Президента Абхазии, но большую часть времени функционирует как музей. Посещать его можно только с экскурсией (летом они случаются очень часто), билет стоит совсем недорого. Дача окружена живописным парком, где на газоне можно увидеть табличку с надписью «Стой, стреляют!». В доме сохранились многие интерьеры и даже предметы мебели, созданные под Иосифа Виссарионовича. Экскурсовод рассказывает страшные истории о том, как Вождь мучил красивых девушек, которых доставляли ему для ночных утех. Самый маленький экспонат – гвоздик, который Сталин по сибирскому обычаю забил в стену одной из комнат, когда первый раз въехал в новый дом. Стены некоторых помещений отделаны десятками сортов древесины. Со времен Сталина не изменилась обстановка в двух его спальнях, приемной, зале для переговоров, а также в бильярдной (один из киев, который Сталин сломал об голову некоего товарища, осмелившегося обыграть Вождя, отдали в какой-то другой музей). Чуть выше сталинского дома стоит бывший дом настоятеля Новоафонского монастыря, в котором жил Л.П. Берия. Еще выше есть смотровая площадка, но туда туристов не пускают. Парк сталинской дачи простирается до самого шоссе; под дорогой устроен подземный ход, который ведет на пляж к «особому» бетонному причалу.
Новоафонская пещера. Одна из самых знаменитых пещер в мире, открытая в 1960-х гг. внутри Иверской горы. Известна также как Анакопийская пропасть. В 1970-х гг. сквозь гору к этой удивительной полости был проложен тоннель длиной 1360 м, по которому проложена узкоколейка. По рельсам бегает поезд «Турист», не имеющий никаких аналогов. С большой натяжкой это можно назвать метрополитеном. Действуют три станции – одна на поверхности, одна в начале туристического маршрута по пещере, и одна в его конце. Бетонная дорожка длиной 1,5 км, огороженная перилами, проходит через 6 залов крупнейшей по объему пещеры Европы. Залы очень красиво подсвечены, в перерывах между речами экскурсовода звучат абхазские песни. Самостоятельно, вне группы, бродить по пещере нельзя, как и отламывать сталактиты. Кстати, в зале «Апсны» снимался эпизод фильма про Тома Сойера. В июне-сентябре пещера работает ежедневно, кроме вторника, в остальные месяцы – по Ср, Сб, Вс. Большое четырехэтажное здание, воздвигнутое у начала тоннеля, отремонтировано и выглядит шикарно; внутри него – кассы, сувенирные магазины, дорогое кафе, помпезно оформленная станция «метро». На площадке перед зданием «офиса» пещеры всегда огромное количество автобусов, легковых машин, мороженщиков и торговцев, втридорога продающих съедобные вещи, соки, вина, разнообразные сувениры. От входа в пещеру улицы расходятся в четырех направлениях. По ул. Чанба наверх (на запад) можно подняться на Иверскую гору, по ул. Чанба и Кяхба вниз (на юг) – спуститься к Приморскому парку, а по ответвлению от ул. Кяхба на восток (тоже вниз) – выйти на ул. Эшба, к храму Симона Кананита и водопаду. При посещении пещеры непременно понадобится теплая одежда, т.к. внутри прохладно!
Иверская (Анакопийская, Апсарская) гора. Имеет высоту 344 м, возвышается над Новым Афоном с запада, на правом берегу Псырцхи. Внутри нее расположена знаменитая Афонская пещера, а на вершине – цитадель древней Анакопии (VII-VIII в.). От входа в пещеру наверх идет серпантин – сперва это асфальтированная улица, вдоль которой стоят дома (в нижней части – ул. Чанба, в верхней – ул. Джамала Смыр), а затем – древняя дорога в лесу, выложенная камнями. Она делает два-три десятка витков по южному склону и выводит к руинам античного города. Здесь сохранилось множество стен, башен, несколько базилик самого разного времени постройки. Что-то строили греки, что-то римляне, что-то турки, что-то генуэзцы. В маленькой часовне посреди древних руин висит древний список Иверской иконы Божией Матери. При коммунистах здесь хотели поставить бар, но по ночам все стройматериалы кто-то сбрасывал с горы вниз. За часовней – целая стенка, сложенная в 19 веке из фрагментов барельефов, найденных при раскопках. Иверская гора всегда была почитаемым местом у абхазов. Одно из растущих в цитадели деревьев полностью увешано тряпочками и лоскутками. Есть здесь и святой источник с невероятно вкусной водой. В 2004 г. окно древней цистерны, где скапливается вода, закрыли изящной решеткой. Наиболее сильные люди могут достичь вершины горы за полчаса; осмотреть древности Анакопии можно за такой же промежуток времени. С вершины открывается потрясающий вид на Новый Афон, монастырь, Черное море и Сухумский мыс. Это место стоит посетить обязательно! Ни охраны, ни билетеров, ни торговцев здесь нет – только тишина, красота и легкий ветерок. Анакопийская крепость – наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.
Храм Св. Симона Кананита. Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с мостом через нее на ул. Эшба. Под спудом храма похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской, сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Храм над его могилой был построен в IX-X веке, последний раз перестраивался в 1882 г. Внутри него можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок. Вход в храм бесплатный, фотографировать внутри нельзя; за нравственностью посетителей присматривает русская старушка. Голым гражданам раздаются косынки. На престольный праздник, 23 мая, сюда съезжается огромное количество паломников. В 2004 г. была заменена кровля церкви, снесена половина здания советского ДК, примыкавшего к ней вплотную.
Водопад и озеро Псырцха. Рядом с храмом Симона Кананита находится искусственный водопад высотой 8,6 м – ГЭС на реке Псырцха, построенная в 1902 г. монахами. Сейчас она не дает электричества, так как все механизмы и провода расхищены. Рядом с водопадом кучкуются торговцы сувенирами, тут же проводится дегустация абхазских вин, можно сфотографироваться с медведем, лошадью, ослом, попугаем или орлом, непосредственно у водопада недавно открылся ресторан «Грот Александра III». Рядом с гротом – каменная лестница, по которой можно подняться и увидеть очень красивое озеро Псырцха, образовавшееся при строительстве ГЭС. Вокруг него идет мощеный тротуар с парапетом, по которому вы выйдете к ж/д платформе Псырцха с оригинальным зданием вокзала, в виде беседки, нависающей над озером. В обе стороны от станции железная дорога уходит в тоннели. Если перейти ж/д пути, вы окажетесь в «саду камней», сооруженном в 2004 г.; тут же сидит билетер, собирающий по 30 руб. с каждого, кто захочет посетить «Историческое ущелье реки Псырцха». Деньги тут собирают не зря – в 2004 г. вдоль речки на месте неудобной тропы была проложена аккуратная и красивая дорожка из известняковых камней, положенных на цемент, со скамейками, лесенками, перилами, спусками к воде и прочими прибамбасами. Через несколько сотен метров эта дорожка приведет вас к длинной и крутой лестнице, ведущей к одной из важнейших афонских святынь.
Пещера (келья) апостола Симона Кананита. Небольшой естественный грот в ущелье Псырцхи, где жил апостол в 53-55 гг. н.э. вплоть до своей гибели. К нему и ведет упомянутая лестница, построенная год назад. В пещере обычно кто-то дежурит для предотвращения вандализма; за фотосъемку платить не нужно. Сюда приводят многих экскурсантов, но большую часть времени царит тишина. На стенах пещеры – старинные мозаики, изображения крестов, надписи, иконы, лампады. Этому месту абхазы поклонялись даже в годы турецкого господства и в советское время. Неподалеку отсюда Симон Кананит был убит, на одном из камней паломникам демонстрируют отпечаток его ноги. В гроте Симона Кананита принимаются записки о здравии и упокоении.
Покровская церковь. Небольшой храм на углу Кипарисовой аллеи, ведущей к Новоафонскому монастырю (ее засадили кипарисами после визита Александра III, а недавно заново выложили камнями), и Курортной улицы. Построен в 19 веке, в советское время использовался как кинотеатр, в годы войны пострадал от обстрелов. Сейчас эта церковь отремонтирована (частично) и действует – как приписная к монастырю; службы летом бывают только по большим праздникам и в день Покрова. Зимой здесь служат постоянно, т.к. храм легко протапливается. Рядом с Покровской церковью – квартал хозяйственных построек Новоафонского монастыря, от которых остались одни стены (они сгорели в войну 1992-93 годов). От Покровской церкви к монастырю ведет тропа Грешников, выложенная камнями и обсаженная кипарисами; на ней в туристские дни можно увидеть немногочисленных нищих, музыкантов и торговцев вином, банными принадлежностями и т.д.
Музей боевой славы. Мемориал в память о погибших в Отечественной войне 1992-1993 гг., напоминающий шумерский зиккурат, стоит посреди площади у въезда в Новый Афон с запада (начало ул. Лакоба, идущей вдоль моря). Верхняя часть представляет собой звонницу, а внутри стилобата работает музей боевой славы. Летом он чаще всего открыт (четкого графика работы нет); вход бесплатный. На стенах – портреты десятков людей, погибших в абхазо-грузинскую войну; в витринах – книги о войне, фронтовые фотографии.
Почта. Новоафонское отделение связи с переговорным пунктом и телеграфом находится на первом этаже белого трехэтажного здания рядом с Музеем боевой славы, близ угла ул. Харазия. По выходным закрыто.
Приморский парк. Очень красивый парк с системой прудов, питаемых водами реки Псырцхи, был устроен близ ее устья новоафонскими монахами еще до революции. С тех пор тут живут лебеди – их хижины установлены прямо посреди прудов. В 2004 г. были восстановлены многие цветники, после долгого перерыва подстрижены кусты, расчищены дорожки парка, расставлены урны. Рабочие плавали по прудам на утлой лодочке, выкашивая водоросли и собирая донный мусор. Скульптуры советских физкультурников и «девушек с веслом», не смотря на отбитые конечности, покрасили серебрянкой. Была также отреставрирована очень красивая часовня на юго-восточном краю парка, у самой дороги; она была построена в память о посещении Нового Афона Александром III.
Генуэзская (Псырцхинская) башня. На улице Лакоба (участок трассы М-27 в черте города), рядом с Приморским парком, стоит двухэтажное здание монастырской гостиницы. В 2004 г. оно обрело новую крышу, однако еще не до конца отремонтировано. В 19 веке в него оказалась встроенной т.н. Псырцхинская (Генуэзская) башня – фрагмент укреплений Анакопии XI-XIII веков. Фасад башни имеет форму трапеции, на нем всего два окна, облицовка выполнена из грубо обработанных известняковых камней.
Железнодорожный вокзал. Все афонские достопримечательности расположены вблизи ж/д платформы Псырцха. Ж/д вокзал ст. Новый Афон находится на восточной окраине города, в самом конце ул. Лакоба, в поселке, при коммунизме называвшемся Цитрусовани. За ж/д вокзалом ул. Лакоба «ныряет» под ж/д и далее идет к северу от нее, превратившись в Сухумское шоссе. Около вокзала есть скопление продуктовых ларьков; если идти в сторону монастыря (на запад), можно увидеть еще несколько магазинов.
По святым местам Симона Кананита в Абхазии
Всем привет. В прошлой статье о Псырцхинском заповеднике в Абхазии я обещала рассказать вам о двух достопримечательностях на его территории. Эти достопримечательности – Келья (грот) Симона Кананита и След Симона Кананита (место его казни). Раз обещала – рассказываю.
Апостол Симон Кананит: Cвятая история
Перед тем, как начать рассказ о святынях, давайте сначала узнаем историю апостола Симона Кананита.
Симон Кананит был одним из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа. По некоторым данным, являлся сводным старшим братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
Во время Свадьбы Симона Иисус сотворил свое первое чудо — превратил воду в вино. Тогда тот уверовал в него и стал одним из ревностных его последователей.
Прозвание Кананит в переводе с арамейского означает «ревнитель». Второе прозвище Симона Кананита – Симон Зилот, что значит то же самое на греческом.
В ущелье реки Псырцха расположена известная достопримечательность Абхазии — пещера Симона Кананита
После распятия и вознесения Иисуса Христа на небеса, Симон Кананит также, как и остальные апостолы, начал путешествовать по миру, проповедуя веру в Господа. Спусть 20 лет Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матвем добрались до территории нынешней Осетии и Абхазии. В городе Себастополисе (Сухум) их пути разошлись, и Симон Кананит обосновался в пещере рядом с устьем горной реки. В пещеру он спускался по длинной веревке.
Внутри Кельи Симона Кананита расположены разнообразные иконы и фрески
Симон Кананит жил и проповедовал учения Иисуса Христа. Благодаря его проповедям многие мстные жители, которые были на тот момент язычниками, а также придерживались каннибализма и приносили в жертву людей, начали принимать христианскую веру и просили апостола крестить их.
Но нашелся у апостола главный враг – грузинский царь Адеркий объявил охоту и гонения на апостола Симона Кананита и его последователей. Вскоре апостол был пойман, и после долгих истязаний принял мученическую смерть.
След Симона Кананита
Во время прогулки по Псырцхинскому заповеднику первое Святое Место, которое нам встречается — Наскальный След Симона Кананита. Именно здесь по приданию он принял смерть. По приказу грузинского царя Адеркия Симон Кананит был живьём распилен пилой.
След Симона Канонита в Новом Афоне расположен неподалеку от места его казни
Рядом с Наскальным Следом Симона Кананита в реке Псырцха можно увидеть большое количество камней красного оттенка. По легенде, на эти камни попала несмываемая кровь Симона Кананита.
Келья или Грот Симона Кананита
Продолжая путь вдоль устья реки Псырцха, придется преодолеть порядка 200 скользких каменных ступенек прежде чем мы доберемся до пещеры, в которой и жил Симон Кананит.
Апостол спускался вниз в пещеру через узкое отверстие при помощи веревки. Новоафонские монахи в конце XIX века обустроили Грот Симона Кананита: прорубили вход в пещеру, расчистили проход и выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.
Пещера Симона Кананита первоначально имела вход в виде отверстия сверху
На входе в Келью Симона Кананита вы сможете приобрести свечи, чтобы помолиться внутри. Внутри пещеры, как правило, кто-то дежурит, чтобы не допустить осквернения и вандализма. На стенах грота вы увидите изображения крестов, церковные надписи, иконы и лампады.
грот Симона Кананита расположен в Псырцхинском заповеднике в Новом Афоне
Грот Симона Кананита в Новом Афоне — Святое место для паломников не только из Абхазии, но и других уголков планеты.
Храм Симона Кананита в Новом Афоне
По легенде, после мучительной казни тело Симона Кананита была захоронено его последователями, а на месте его захоронения в период расцвета Абхазского царства (IX-X века) был построен храм.
Храм Симона Кананита является ярким примером абхазского церковного зодчества, в котором хорошо просматривается влияние Византийской культуры. Хотя и нынешний облик храма сильно отличается от его первозданного вида.
Монастырь Симона Кананита в Новом Афоне
Влияние греческого стиля прослеживается в надписях, фрагментах резьбы и средневековых фресок. После реконструкции большинство надписей было закрашено, и на сегодняшний день осталась лишь одна надпись над входом в храм, которая переводится как: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита»
За свою историю храм Симона Кананита не раз подвергался нападениям и разрушению. Так турки разрушили часть храма во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Александр III передал храм в ведение Новоафонского монастыря, и монахи начали восстановление и реставрацию. Храм был восстановлен к началу 1882 года.
Храм Симона Кананита расположен в самом центре Нового Афона, неподалеку от водопаду
После революции 1917 года храм не проводил службы, долгое время внутри располагалась библиотека. Работа храма возобновилась только в 1996 году, и на сегодняшний день храм принадлежит Абхазской Православной Церкви и является одним из старейших действующих храмов.
Храм Симона Кананита в Абхазии расположен в центре Нового Афона с правой стороны от Новоафонского водопада.
Достопримечательности Нового Афона: природные и рукотворные
В Абхазии, у подножия гор, на живописных холмах расположился один из красивейших городов региона – Новый Афон.
Первые сведения о городе здесь относятся еще к III веку нашей эры. Сейчас Новый Афон привлекает туристов гармоничным сочетанием природных условий (мягкий климат и теплое море) и рукотворных, а также частично измененных человеком природных достопримечательностей.
Самые интересные исторические памятники и красивые места Нового Афона — в нашем материале.
Достопримечательности, отмеченные на карте города:
Новоафонский монастырь
Один из самых известных монастырей на просторах СНГ был основан в 1875 году. Его строили при поддержке монахов из Греции, из Старого Афона. В целом монастырь возводился около 15 лет, причиной чего стало отсутствие грамотной инфраструктуры и война с Турцией.
Сейчас же Новоафонский монастырь является одной из главных православных святынь. Комплекс из 6 храмов с главным Пантелеймоновским собором ежегодно становится местом паломничества многих верующих и обычных туристов. Главный собор является крупнейшим храмом Абхазии.
Собираясь посетить монастырь, ознакомьтесь с правилами поведения внутри действующих религиозных объектов. Кроме того, важно помнить о своем внешнем виде.
Иверская гора
Новый Афон стоит у подножия двух гор. Меньшая из них – Иверская, высотой 344 метра — интересна содержащимися «в ней» объектами. Так, на вершине горы расположена старая Анакопийская крепость, а внутри горы находится знаменитая Новоафонская пещера.
С вершины горы открывается панорама побережья Черного моря. Подъем на вершину можно осуществить пешком (туда ведет удобная серпантинная трасса, время подъема по которой составляет около часа), но гораздо интереснее будет подняться наверх на лошади. Конный подъем сможет осилить даже неопытный наездник.
Анакопийская крепость
Самой крупной сохранившейся крепостью в Абхазии является Анакопийская. Расположенная на Иверской горе, эта крепость представляет собой скорее остатки былого величия. Несмотря на реконструкцию, полностью восстановить сооружение так и не удалось.
Сооружение было возведено в VII веке при поддержке византийских мастеров. На юге крепость укреплена 7 башнями, круглыми и квадратными. Стены Анакопии выстроены мощными блоками известняка. Ворота в комплекс были специально подняты над землей, так что внутрь можно было попасть, лишь воспользовавшись лестницей. Возле крепость до сих пор действует целебный колодец, в котором не кончается вода.
Новоафонская пещера
В недрах Иверской горы расположена одна из крупнейших пещер Абхазии. Новоафонская пещера сложена известняками, механизм образования – карстовый. Общая протяженность составляет почти 2 километра, максимальная глубина – 180 метров. В целом, объем пещеры превышает 1 млн. м3.
Вход в пещеру был найден в 1961 году, туристы могут посещать ее с 1975 года. Всего здесь 11 залов, в 6 из которых ежедневно совершаются экскурсии (еще в 2 – каждую неделю). К услугам посетителей действует подземная железная дорога общей протяженностью 1300 метров с 3 станциями.
Туристам стоит взглянуть на различные натеки (сталактиты, сталагмиты и геликтиты – образования, растущие в самых разных направлениях), подземные галереи, затопленные гроты и озера.
Храм и грот Симона Кананита
Легенда о Симоне, исцелявшем людей прикосновением и молитвой, прочно вошла в фольклор Абхазии. Согласно ей, Симон Кананит жил в пятидесятые годы от рождества Христова на берегу реки Псырцха в одноименном местечке. Он первым начал крестить жителей этой местности, которые стали предками современных абхазов.
После смерти Симона на месте его упокоения был выстроен храм в IX веке. После его разрушения мусульманами храм был восстановлен через столетие.
Сейчас храм Симона Кананита является одним из главных в Новом Афоне. Уникальные фрески были восстановлены лишь частично после периода советской власти. В храме проводятся службы, крещения и прочие обряды, во время которых здание закрывается для всех посторонних (согласно старой абхазской традиции).
От храма к ущелью реки ведет тропа. По ней можно добраться к восстановленному в нашем веке гроту Симона. По пути можно встретить источник с целебной водой. В самой келье (гроте) высечен крест, а стены ее – очень гладкие, как будто рукотворные.
Псырцхинский заповедник
Грот Симона Кананита, упомянутый выше, находится на территории природного комплекса – Псырцхинского заповедника. Он разбит на берегах реки Псырцха, а попасть в него можно по тропе от одноименной железнодорожной станции (это тоже примечательное строение — центральный зал станции расположен над самой рекой, а его архитектура напоминает о традиционных постройках Грузии и Абхазии).
Возле станции растут пихтовые леса. В заповеднике расположен целебный источник и небольшой водопад. Помимо этого и самой реки в заповеднике можно полюбоваться почти нетронутой природой Абхазии.
Приморский парк Нового Афона
Монахи из Греции, которые строили Новоафонский монастырь, разбили и неповторимый парк в Новом Афоне.
Здесь в 1880 году была создана система из семи прудов. Дно каждого пруда облицовано плиткой, глубина каждого из них составляет от 1,5 до 2 метров. Монахи обустроили парк для своих потребностей, они разводили здесь рыбу.
В 1910 году парк был открыт официально для горожан. Тут появились ажурные мостики и скульптуры из гипса. Сейчас на берегах прудов растут деревья и кустарники субтропического пояса и стоят лавочки. В парке обитает семейство черных лебедей, а также можно найти рыбу.
Набережная Нового Афона
Скорее даже не улица, а большой протянувшийся по берегу моря сад. Длина набережной равна 6 километрам, средняя ширина улицы – 35 метров.
С правой стороны растут высокие пальмы и низенькие кустарники. С левой стороны расположен забор, который отделяет зону растений от зоны пешеходов. Уникальность улицы заключается в грамотной планировке – весь шум прогуливающихся туристов находится за забором, так что ищущий тишины может спокойно пройтись возле растений и моря.
Вечером на набережной зажигаются фонари и выступают уличные музыканты. Каждое утро улицу тщательно убирают.
Красивый ролик про Новый Афон:
Если вам интересны не только прогулки и достопримечательности, за развлечениями стоит съездить в Адлер, на самой границе с Абхазией — там большая концентрация аквапарков, дельфинариев, океанариумов и других интересных взрослым и детям вещей.
Оказались в Новом Афоне чисто случайно. Остановились в мини гостинице » Бархатный сезон». Очень впечатлили места, посетили буквально всё и монастырь, и горы и водопады. Правда мы были в июле месяце, климат нам не подошёл. Удивила пещера, точнее её глубина, которая занимает второе место в мире после США. Если ехать в Абхазию, то на мой взгляд обязательно нужно посетить Новый Афон и озеро Рицу! Желаю Всем хоть раз в жизни посетить эти места.
Новый Афон хоть и небольшой город, но очень красивый и посмотреть в нем есть что.
В первую очередь конечно же Новоафонский мужской монастырь. Дорога к нему выложена светлым камнем и ее называют «тропой грешников», она довольно крутая и подниматься по ней тяжело. Говорят, что раньше некоторые верующие преодолевали этот путь ползя на коленях, чтобы искупить свои грехи.
В главном соборе монастыря — пятиглавом Пантелеимоновском соборе. очень красивые фрески на стенах, но имейте в виду, что их фотографирование не приветствуется. А так как монастырь мужской и действующий, то одежда для посещения этого места должна быть соответствующей, а платок на голову перед входом в храм можно взять напрокат.
На территории монастыря можно посмотреть и красивый водопад, он имеет искусственное происхождение, ведь образовался он когда монахи стали возводить Псырцхинскую ГЭС. Хоть водопад и небольшой, но фотографии на его фоне получаются замечательные.
Если вы соберетесь посетить Новоафонскую пещеру, то обязательно возьмите теплые вещи, в ней довольно холодно. Фотографировать в ней можно, лучше со вспышкой, снимать можно и на видеокамеру, но за это берут дополнительную плату.
Новый Афон посетили семьей с детьми (4 года и 7 лет). Ехали к нему на поезде более суток, ужасно устали. Но когда приехали — поняли, что попали в настоящий рай! Чистейший воздух, теплое ласковое море, множество удивительных и красивых мест, невероятно вкусная кухня!
Очень понравилось то, что вход в большинство значимых мест бесплатный. Нам с детьми особенно понравилось в парке — много водоемов, мест для отдыха в тени деревьев. Кстати, цены на питание более чем доступные, жилье тоже самое.
К сожалению не удалось посетить все, что хотелось.
Кое-где можно встретить разрушенные дома после войны с Грузией, даже здание вокзала пострадало, но все равно везде чистота и порядок.
На вершине Афона строится новый храм Преображения Господня
На вершине Святой Горы Афон под руководством монахов Великой Лавры возобновились работы по возведению нового, более просторного храма Преображения Господня, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
В связи со строительными работами остановиться на Вершине на ночлег и послужить Литургию временно невозможно. На данный момент переночевать и послужить можно лишь в келье «Панагия» (т.е. «Всесвятая»), расположенной по пути к Вершине на высоте 1500 метров над уровнем моря. Она традиционно служит местом привала для поднимающихся на Вершину. В келье есть небольшой храм, место для сна, а также прихожая с колодцем и очагом.
В храм «Панагия» были перенесены из прежнего храма на Вершине вся церковная утварь и облачения, необходимые для служения Литургии.
Паломникам рекомендуется оставаться на ночлег в келье «Панагия», служить здесь Литургию с 4 до 6 часов утра, после чего с началом рассвета подниматься к Вершине.
Стоявшая до этого на Вершине Святой Горы на высоте 2033 метров над уровнем моря маленькая и скромная церквушка в честь Преображения Господня была построена в XIX в. стараниями Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Тогда же за алтарной частью храма, на самой высокой точке Афона, русскими иноками и паломниками в 1882 году был установлен массивный железный крест высотою в четыре метра. Храм Преображения отличался простотой и аскетичностью, иконостас в нем был сделан из досок.
Как писал ранее архимандрит Емилиан Симонопетрский, «маленькая часовня Преображения и находящийся рядом с ней высокий железный крест, стоящие на этой тесной скале, обладают особенной символикой и показывают небу и земле две характерные составляющие монашеской жизни: переживание Креста, добровольное и непрестанное участие в Страстях Господних, являющееся одновременно и путем обожения, и жизнь в свете эсхатологической славы, которую Христос некогда открыл апостолам на горе Фавор. Как Господь поднялся на гору с избранными учениками, чтобы помолиться (Лк. 9:28), так и монахи, отрекшись от мира, живут на Афоне в тишине и молитве, живут здесь и сейчас, в свете Преображения. Афон для них – Фавор, прообраз Царства Небесного».
По преданию, уже с Х века на Вершине Святой Горы служились литургии в честь Преображения Господня. По мнению афонских старцев, «эта Вершина занимает особое место в сердцах святогорцев. Они видят в ней ось земли, соединяющую небо и землю, некий столб, по которому молитвы поднимаются к Богу, некое подножие престола Божьего, избранное жилище Всецарицы, «Матери света»».
Именно здесь в X веке, в день Преображения, ктитор Иверского монастыря, преподобный Евфимий, увидел Божественный свет, блистающий, словно горящий огонь, в час, когда он служил литургию. Четырьмя веками позже здесь же Богородица явилась святому Максиму Кавсокаливиту, окруженная ярким светом и благоуханием, держащая на руках Господа, Который благословил святого Максима и наполнил его святым ликованием. На этом месте Божия Матерь неоднократно являлась многим святогорским подвижникам и даже паломникам.
Каждый год на Преображение Господне монахи Великой Лавры, которой принадлежит Вершина, а также иноки других святогорских обителей совершают восхождение к этому святому месту, дабы совершить Божественную литургию в маленьком Преображенском храме.
В отличие от паломников из других стран, чаще всего восхождение к Вершине Святой Горы совершают православные верующие и священники из России, Украины и Белоруссии. Сюда, по скалистым и труднопроходимым горным тропам, ежедневно поднимаются группы русских паломников, дабы, оказавшись «выше облаков», помолиться и реально ощутить себя «ближе к Богу».
Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита
Многое в Новом Афоне связано с именем Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Перед Рождеством особенно трогательно оказаться на святых местах, расслабиться, почувствовать благодать и умиротворение. В этой статье я покажу, как выглядит грот-келья Симона Кананита, расскажу, как подняться до пещеры и поделюсь интересными фактами об апостоле и святой земле Нового Афона.
Об апостоле Симоне Кананите
Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки. Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.
Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.
Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.
Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.
Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.
Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.
Грот келья Симона Кананита — как добраться?
Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.
Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.
Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.
По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.
А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.
Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.
А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!
Храм Симона Кананита
Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде. В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии. А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.
В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.
Сонник Симона Кананита
В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого). Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется). И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).
Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!
Поделиться «Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита»
город и его окрестности
НОВЫЙ АФОН И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
Новый Афон – один из живописнейших морских курортов нашей страны. Он славится красивой природой, исключительно мягким климатом, теплым морем. Новый Афон с севера надежно прикрыт от вторжения холодных воздушных масс горами. Сначала горы невысокие, за ними поднимаются цепи все выше и выше и заканчиваются заснеженным Главным Кавказским хребтом. Ели смотреть на прибрежную полосу с самолета, то Новоафонские горы выглядят «выступом» (выступ – «анакоп» по абхазски, Анакопия – одно из древних названий Нового Афона, в раннее средневековье была столицей Абхазии).
Богатую историю имеет Новый Афон. Самое древнее его название – Псырцха – произошло от названия протекающей здесь реки, берущей начало в горах из родника в пихтовой роще (псырцха – пихтовый родник).
Согласно легенде, во времена гонения на христиан, в Псырцху пришел апостол Симон Кананит и принял мученическую смерть в пещере-келье. Эта келья сохранилась до наших дней. На месте погребения апостола, в VI веке, возле нынешнего водопада был воздвигнут храм.
В V веке абхазы построили на Иверской горе крепость, назвав ее Анакопией. Не раз враги испытывали прочность этой крепости. В VIII веке арабский завоеватель Мурван-ибн-Мухаммед, прошедший огнем и мечем по Армении и Грузии, подошел к стенам Анакопии, намереваясь штурмом взять крепость. В Анакопии, кроме абхазского гарнизона, находились картлийские (грузинские) правители Арчил и Мир со своими войсками, оттесненными сюда арабами.
Арабские завоеватели надеялись на легкую добычу. Но защитники крепости отважно сражались. От жажды анакопийцев спасал выдолбленный в скале колодец, заполняющийся подземными водами. Этот источник, как и остатки крепостных стен, можно видеть и сейчас. Не удалось грозному завоевателю сломить сопротивление защитников города, и он был вынужден со своими войсками отойти.
Откуда же взялось название Новый Афон? В 1874 году в Псырцху прибыли монахи из монастыря в Афоне, находящегося на Халкидонском полуострове в Греции. Царское правительство разрешило основать в Абхазии обитель. Монахам очень понравилась эта местность. Здесь были построены церкви, жилые корпуса с кельями, разбит парк, посажены оливы. Монастырское хозяйство обзавелось даже своей гидроэлектростанцией, для которой был сооружен десятиметровый водопад. У подножия Афонской горы был построен Новоафонский собор – одно из самых культовых сооружений Кавказа. Он строился с 1888 по 1900 год.
В 1888 году Новый Афон посетил Александр III . Именно он заложил первый камень Нагорного монастыря. При отъезде ему отслужили заздравный молебен у пристани, и Император со своей семьей отправился на крейсере до Новороссийска. Оттуда, уже на поезде, до Петербурга. Но на станции Борька Харьковской губернии, на императора было совершено покушение. И только чудом он остался жив. В честь этого случая в Новом Афоне на месте служения молебна была воздвигнута часовня, а император подарил монахам паровоз и, через некоторое время, демонтированную в Москве электростанцию. И часовня, и электростанция, и паровоз уже давно не действуют, но они сохранились в Новом Афоне и по сей день, напоминая о прошлом.
Симоно-Кананитский мужской монастырь
Новый Афон в переводе с греческого – тихое, беззвучное место. Именно таким и предстал он перед монахами Пантелеимоновского монастыря, прибывшими из греческого Афона в 1875 году с целью поиска места на Кавказе для новой обители.
В 1875 году наместник Кавказа князь Михаил Николаевич утвердил выделение 1327 десятин земли под усадьбу и угодья новосозданного Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. И с этого времени монахи развернули бурную строительную деятельность. Но в 1877-1878 году, во время русско-турецкой войны, возмущенные царской колониальной политикой абхазы встали на турецкую сторону и сожгли все монашеские постройки. Однако, русско-турецкая война окончилась поражением Турции и ее союзников. Местные жители были объявлены виновными и началось массовое выселение абхазов в Турцию. Земли их были дарованы монахам, которые сразу же возобновили строительство.
Симоно-Кананитский монастырь являлся одним из самых богатых на Кавказе. На его многочисленных плантациях выращивались оливки, сливы, виноград, производились вино, мед, активно велась торговля. Свою продукцию монахи отправляли в Петербург, Москву, в том числе и на императорский двор.
24 сентября 1888 года монастырь посетил Государь Император Александр Александрович с супругой и детьми. На пути из Нового Афона в Петербург, на станции Борька Харьковской губернии, на императора было совершено покушение. Лишь чудом никто из царской семьи не пострадал. В честь этого случая в Новом Афоне была воздвигнута часовня, а император подарил монахам паровоз и две турбины Френсиса, демонтированные в Зимнем дворце.
В 1911 году завершились работы по созданию монастыря.
В 1924 г. монастырь был закрыт, а все имущество конфисковано в пользу Советского государства.