вечер в гаграх
Зимний вечер в Гаграх. Вспоминаем любимое кино.
Как-то в одном комментарии к материалу о каком-то фильме засветилась просьба рассказать историю создания этой ленты. Мне не очень нравится этот фильм, но очень нравится актёрский состав и его игра. Именно поэтому сегодня рискну выложить статью о музыкальной драме Карена Шахназарова с Евгением Евстигнеевым, Александром Панкратовым-Черным, Натальей Гундаревой и Сергеем Никоненко в главных ролях.
Для тех, кто не в курсе, — сюжет фильма Зимний вечер в Гаграх.
Главный герой фильма «Зимний вечер в Гаграх» Алексей Беглов (Евгений Евстигнеев) когда-то, в 1950-е годы, был настоящей звездой, известным танцором-чечеточником, а по прошествии тридцати лет, когда о нем забыли все, даже самые пылкие поклонники, трудится скромным репетитором балетной труппы эстрадного ансамбля. О былой славе Алексея Ивановича знают только его близкие да музыканты, которые в прежние годы выступали вместе с ним.
Однажды к Беглову, в перерыве между репетициями, подошел молодой человек, представившийся Аркадием Грачевым (Александр Панкратов-Черный) и попросил научить его «бить чечетку». Алексей Иванович с большой неохотой согласился взять в ученики странноватого парня, приехавшего из Сибири и работающего разнорабочим в цирке, тем более что, как выяснилось, у Аркадия не было ни чувства ритма, ни хороших физических данных. Не обнаружилось у него и «куража», того особенного душевного состояния, без которого не только танцами, но и любой творческой работой лучше даже не пытаться заниматься – все равно ничего не получится.
Но, несмотря на все недостатки своего нелепого ученика, Беглов, занимаясь с ним, словно вернулся в молодость и обрел второе дыхание. Правда, вскоре жизнь вновь вернула все на круги своя, и Алексей Иванович понял, что он всего лишь никому не нужный одинокий старик, у которого в жизни осталась одна несбыточная мечта – хотя бы на мгновенье вернуться на много лет назад, в далекий зимний вечер, когда он со своей дочерью танцевал степ на маленькой эстраде в Гаграх…
Премьера фильма Зимний вечер в Гаграх состоялась 25 декабря 1985 года. По словам режиссера картины «Зимний вечер в Гаграх» стал своеобразным продолжением его предыдущей ленты — музыкальной комедии «Мы из джаза».
«В фильме «Мы из джаза» был репетитор по степу, который никакого значения в мировом кинематографе не имел», — рассказывал в одном интервью Карен Георгиевич. — «Это был почти спившийся человек, одинокий, со сложной судьбой. Но, как говорят, с харизмой. К сожалению, он умер. После того как закончили снимать «Джаз», начали реконструировать жизнь чечеточника, додумывать, как могла бы сложиться его судьба. Вот так получился «Зимний вечер в Гаграх». После его выхода мне позвонила одна женщина: «Я бы очень хотела с вами встретиться. Вы сделали фильм будто о моем отце». Она даже не знала, что он работал у нас. Ее родители расстались. Мы встретились с женщиной, и она не могла прийти в себя от такого совпадения. Просто мистика».
Ставший прототипом главного героя фильма «Зимний вечер в Гаграх» Алексей Николаевич Быстров, о котором рассказал режиссер — известный в прошлом исполнитель степа, выступавший со знаменитым джазовым биг-бэндом под управлением Эдди Рознера. Сюжет, основанный на биографии выдающегося танцора — не единственное, что связывает фильм с Быстровым.
Принимавший участие в съемках картины эстрадный оркестр Анатолия Кролла «Современник» в 1971 году был создан из музыкантов легендарного коллектива Рознера, а Аркадий Насыров, исполнивший роль молодого Беглова, учился в свое время чечетке у Алексея Николаевича.
На главную роль Шахназаров с самого начала планировал пригласить Евгения Евстигнеева, с которым он познакомился на съемках «Мы из джаза»(актёр сыграл небольшую роль «папы» — вора в законе, обожавшего музыку). Однако были проведены кинопробы и с другими актерами — Олегом Ефремовым, Евгением Леоновым и Петром Щербаковым, так как молодой режиссер не был уверен в правильности своего выбора. Помочь ему определиться помог сам Евстигнеев, который очень хотел сыграть Беглова.
«Евстигнеев просто пришел ко мне и сказал: «Я хочу сыграть эту роль». С этого момента он каждый день приезжал на киностудию и под каким-нибудь благовидным предлогом заходил поговорить. А потом и без всякого предлога. Меня это начало раздражать, я не люблю давления, а Евгений Александрович именно давил: хочу сыграть — и все тут. А потом я его за это зауважал. Евстигнеев действительно боролся за хорошую роль».
Для съемок в картине Евстигнеев брал уроки степа. Освоить танец ему помогло прекрасно развитое чувство ритма (актёр в молодости играл на ударных инструментах в джазовом ансамбле). В некоторых эпизодах в кадре вместо Евгения Евстигнеева танцует известный танцор-чечеточник, хореограф и педагог, заслуженный артист России Владимир Кирсанов.
В фильме, кроме Владимира Кирсанова и Аркадия Насырова, приняли участие и другие известные исполнители степа — Евгений Зернов, братья-близнецы Олег и Игорь Федоткины.
Прообразом героини Натальи Гундаревой — певицы Ирины Мельниковой — стала Алла Пугачева
Роль дочери Беглова Алёны в детстве исполнила восьмилетняя Анна Иванова, которая впоследствии окончила Московское хореографическое училище и стала балериной.
«Мы тогда довольно долго искали девочку на эту роль», — вспоминал Карен Шахназаров. –«Просмотрели более сотни кандидаток. Но выбор пал именно на Аню. Наверное, потому, что она была самой лучшей. На первый взгляд, девочка была очень хрупкой, что не мешало ей демонстрировать совершенно сумасшедшую работоспособность. И, конечно, характер. Он у неё был как у сложившегося взрослого человека. Она хотела быть лучшей и добивалась этого, забывая об усталости. И добилась-таки успеха, а мы сняли свой фильм. А потом, спустя почти двадцать лет, я узнал, что она стала солисткой Большого театра. Я был приятно удивлен и очень рад этому».
Из актерского ансамбля картины «Мы из джаза» в «Зимний вечер в Гаграх» «перекочевали» не только Евгений Евтигнеев и Александр Панкратов-Черный, но и Петр Щербаков, и Николай Аверюшкин, и исполнившая в обоих фильмах вокальные партии (а в «Мы из джаза» еще и сыгравшая роль чернокожей джаз-дивы Клементины Фернандес) Лариса Долина.
Автором и первым исполнителем песни «Пчела и бабочка», которую поет Алексей Беглов, является французский певец Анри Сальвадор (Henri Salvador). Песня, которая в оригинале называется «L’abeille Et Le Papillon», в 1950-х годах была переведена на русский язык и записана Николаем Никитским. Композиция пользовалась в Советском Союзе большой популярностью, но впервые с экрана она прозвучала лишь в картине «Зимний вечер в Гаграх». Ранее, в 1962 году, ее мелодия была использована в фильме «Когда деревья были большими».
Съемки фильма проходили в Москве — на улицах столицы, в павильонах «Мосфильма», в цирке на Цветном бульваре, а также в Гаграх и Одессе.
В 1986 году за создание фильма «Зимний вечер в Гаграх» режиссер Карен Шахназаров был удостоен Премии Ленинского комсомола. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» картина была признана лучшим музыкальным фильмом 1986 года.
Зимний вечер в Гаграх
Г лавный герой, некогда мастерски отбивавший на эстраде чечетку, ныне работает скромным репетитором в танцклассе. О том, что Алексей Иванович Беглов (Евгений Евстигнеев, Беглов в молодости — Аркадий Насыров) был кумиром в 50-е годы, танцоры эстрадного коллектива даже и не подозревают. Не знают о его славном прошлом ни постановщик нового ревю, балетмейстер Валентин Иванович Фоменко (Сергей Никоненко), ни капризная дива Ирина Мельникова (Наталья Гундарева). Для манерного телеведущего (Александр Ширвиндт) его и вовсе нет уже в живых. Злополучная телепередача лишает Беглова скромный мечты — купить в комиссионном мебельном магазине «настоящий, не из ДСП, мягкий диван». Продавец Серега (Николай Аверюшкин) тоже смотрел передачу и диван продал. Еще один удар настигает Беглова от дочери Лены (Светлана Аманова, в детстве — Анна Иванова). Дочь просит не приходить на свадьбу, потому что ее вырастил отчим: «Будут пить за отца — неудобно получится…»
Разговор с дочерью происходит в скромной квартире Алексея Ивановича, и скудность обстановки зрителю подсказывает, что были у главного героя времена еще хуже…
В последний год жизни Беглов встречает Аркадия Грачёва (Александр Панкратов-Черный). Он напоминает ему о былой славе, и Беглов снова чувствует вкус к жизни. Отношения с ершистым, простодушным, но в чем-то и наглым чернорабочим цирка из Воркуты балансирует на грани дружбы-вражды. Аркадий одержим идеей прославиться на сцене и требует у Беглова, чтобы тот обучал его чечетке. Парень, говоря сегодняшним языком, хороший маркетолог, выяснил, что нет на эстраде чечеточников — ниша пустая. Беда лишь в том, что у него нет никаких данных для столь сложного ритмического танца. Но, как объясняет ему Беглов, если бы Аркаша «поймал кураж», то все может получиться. Кураж в итоге Аркадий поймал, но Алексей Иванович этого уже не увидел…
Почему фильм называется «Зимний вечер в Гаграх», зритель узнает ближе к финалу, когда Беглов попытается рассказать Аркадию о лучшем моменте своей жизни. Он танцевал с маленькой своей дочерью, был молод. И казалось, что вся жизнь еще впереди…
Особенности съемок
— По опросу журнала «Советский экран» — лучший музыкальный фильм 1985 года.
— В 1986-м Карен Шахназаров стал лауреатом премии Ленинского комсомола (за фильмы «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх»).
— Прообразом Беглова стал знаменитый чечеточник Алексей Андреевич Быстров. Он же был одним из учителей Аркадия Насырова, сыгравшего роль молодого Беглова.
— Евгения Евстигнеева в эпизодах степа дублировал Владимир Кирсанов.
— В фильме снимались музыканты биг-бенда «Современник» и его руководитель Анатолий Кролл.
— Песню из репертуара Клавдии Шульженко «Дружба» исполняют Лариса Долина и кинооператор картины Владимир Шевцик.
Авторы о фильме
Карен Шахназаров: «Почти ко всем своим фильмам я написал сценарии с другом Александром Бородянским. Главное — нащупать тему. …Картина «Зимний вечер в Гаграх». Из чего она появилась? В фильме «Мы из джаза» был репетитор по степу, который никакого значения в мировом кинематографе не имел. Это был почти спившийся человек, одинокий, со сложной судьбой. Но, как говорят, с харизмой. К сожалению, он умер. После того как закончили снимать «Мы из джаза», начали реконструировать жизнь чечеточника, додумывать, как могла бы сложиться его судьба. Вот так получился «Зимний вечер в Гаграх». После его выхода мне позвонила одна женщина: «Я бы очень хотела с вами встретиться. Вы сделали фильм будто о моем отце». Она даже не знала, что он работал у нас…
…Евгений Евстигнеев, сыгравший небольшой эпизод в фильме «Мы из джаза», роль себе буквально выпросил, хотя на то время я был еще молодым режиссером, а он — уже известным актером. Он меня, мягко говоря, прессовал, приходил, звонил, все время повторяя, что хочет сыграть чечеточника. На эту же роль я пробовал Олега Ефремова, Евгения Леонова, Петра Щербакова. Никак не мог решить, кто должен играть. Но Евстигнеев почти каждый день напоминал о себе…
Я зауважал Евгения Александровича. Если актер так борется за роль, значит, он ее достоин. Тем более такой мастер. Не скажу, что нам легко работалось. У каждого был свой взгляд. Часто случались размолвки. Но после окончания съемок мы подружились» («Факты и комментарии», 29.10.2010).
Нина Цыркун: «Карен Шахназаров вообще человек с редким чувством собственного достоинства, явно оглядывающийся на очень хорошие образцы. «Зимний вечер в Гаграх» и «Мы из джаза», например, кроме всего прочего, — оммаж советскому музыкальному кино 30-х годов…» («Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст», т. III, 2001).
Зимний вечер в Гаграх (1985)
Зимний вечер в Гаграх – советский художественный фильм, музыкальная драма режиссера Карена Шахназарова
Производство: киностудия «Мосфильм», СССР, 1985 год
Режиссер: К.Шахназаров
Автор сценария: А.Бородянский, К.Шахназаров
Длительность: 97 минут
СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
Сюжет:
Действие фильма Зимний вечер в Гаграх происходит в начале 80-х годов, прошлого века. Главный герой фильма Алексей Беглов в прошлом популярнейший эстрадный артист спустя четверть века после пика своей популярности находился теперь в полном забвении.
В конце 50-х годов Беглов классно бил чечетку, собирая большие концертные залы, а теперь престарелый танцор работал репетитором в концертном зале, где блистают другие звезды. С женой Беглов развелся, взрослая дочь редко навещала отца, и теперь бывшая звезда и кумир 50-х годов находился в полном одиночестве.
Но однажды к Беглову обратился один очень странный молодой человек Аркадий Грачев. Он как-то узнал, что Беглов в прошлом был звездой степа, просит Алексея Ивановича научить его бить чечетку. Аркадий пояснил, что прибыл из Воркуты и очень мечтает покорить сцену, а так как в данное время на эстраде уже никто не был чечетку, то Грачев решил заполнить эту нишу.
Беглов соглашается работать с Аркадием за хорошую оплату, но после первой тренировки отказывается обучать Аркадия и отдает ему аванс. У молодого человека была тяжелая походка, отсутствовало чувство ритма, а самое главное у него не было куража.
Но тут опять случается событие, которое меняет решение Беглова. Редакторы программы «Музыкальная панорама» решают создать страничку «Забытые имена», в которой собирались показывать звезд эстрады прошлых лет и первым в этой страничке показывают Беглова.
Эту программу просмотрел и начальник Беглова, балетмейстер Валентин Фоменко. Он и не подозревал, что Алексей Иванович был такой звездой в свое время. Кроме того ему очень понравился номер Беглова и он не был не против того, что бы Алексей Иванович восстановил этот номер, который мог стать частью большой концертной программы.
Беглов очень обрадовался тому, что его номер может быть реанимирован и обрести новую популярность, вот только того кто бы мог исполнить этот номер не было. Алексей Иванович вспоминает про Аркадия, но как оказалось, молодой человек уже поостыл к чечетке и не хочет этим заниматься.
На следующий день Беглова хватает удар, он с сердечным приступом попадает в больницу. Навестить Алексей Ивановича приходит Аркадий, который заявляет, что завязывает с эстрадой и возвращается домой, в Воркуту. Беглов погружается в воспоминания и рассказывает про самый лучший вечер в своей жизни. Это было в Гаграх, конец курортного сезона, маленький концертный зал и небольшое количество зрителей. В это вечер, Беглов первый и единственный раз танцевал со своей дочерью. Никогда в жизни он так классно не танцевал, как в этот зимний вечер в Гаграх, за который он бы отдал все, что ему осталось прожить. А утром Алексей Иванович умирает.
В память об учителе, Аркадий решает остаться и продолжить его дело. Прямо из больницы он идет в пустое здание ДК и танцует степ…
Телепрограмма
Популярные публикации
Последние комментарии
«Зимний вечер в Гаграх»: как создавалась и чем запомнилась легендарная советская картина
Евгений Евстигнеев в роли Алексея Беглова.
Сложно поверить, что «Зимний вечер в Гаграх» снял человек молодой (по режиссерским меркам даже юный, всего 33 года на момент выхода ленты) — настолько тонко Карен Шахназаров уловил и продемонстрировал оттенки характера своего главного героя, пожилого репетитора эстрадной танцевальной труппы Алексея Ивановича Беглова, в далеком прошлом известного танцора-стэписта. Казалось бы, лишь дожив до возрастной категории «50+», ты можешь по-настоящему почувствовать и понять эмоции (чаще всего не слишком радостные) своих ровесников.
Проще всего, конечно, записать Шахназарова в гении, но в данном случае сработали не только его способности, но и многое другое — сценарий, актеры, музыка. «В кино все должно сложиться — еще не факт, что даже при хорошем сценарии и достойной режиссуре ты попадешь в цель! — говорил Карен Георгиевич в интервью корреспонденту Teleprogramma.pro. В случае с «Зимним вечером…» все сложилось так удачно, что получился, возможно, лучший шахназаровский фильм, соединивший в себе целую россыпь жанров и и не выглядевший при этом неумелым экспериментальным коктейлем. Драма, комедия, мюзикл — картину можно называть как угодно, хотя чаще всего в середине 80-х использовали сухую и не слишком точную формулировку «музыкальный фильм» (именно в этой номинации лента стала лучшей по опросу читателей журнала «Советский экран»). Предыдущая картина Шахназарова, «Мы из джаза» была гораздо ближе к чистому мюзиклу, хотя все равно не доходила до свойственных ему условностей. Кстати, именно они, условности, и мешают, по мнению режиссера, дружить с мюзиклом избалованной современной публике.
— Зритель просто не сможет это принять, — рассуждает Шахназаров. — Ну вот как это так — герои поют! Ладно еще в «Зимнем вечере в Гаграх» — там герои поют потому, что их профессия связана с музыкой. А чистый мюзикл сейчас вряд ли будет понятен.
Наталья Гундарева «поет» в фильме голосом Ларисы Долиной, а за Сергея Никоненко, исполнившего роль балетмейстера, спел Владимир Шевцик.
Герои фильма действительно общаются не с помощью куплетов и припевов (подобные «диалоги» чистый мюзикл и подразумевает), музыка тут носит роль все же вспомогательную, оформительскую, не забивая децибелами тонкости характеров. Личная драма большого артиста и маленького человека в «Зимнем вечере…» куда важнее мощных вокальных партий. А песни звучат строго в тех ситуациях, когда этого требует сюжет. Вот модная эстрадная певица Мельникова (в героине Натальи Гундаревой легко угадывается Алла Пугачева) исполняет резковатую композицию про удачу, которая то приходит, то уходит — она явно не в духе, песня прерывается на полуслове, и звезда устраивает истерику. А вот главный герой, в печальной жизни которого появилось вдруг что-то, отдаленно напоминающее счастье, начинает в троллейбусе напевать дурацкую песенку про пчелу. Именно эта песня, чуть позже задорно исполненная Бегловым для изрядно удивленных коллег, настраивает всех на позитивную волну. И вот уже звучит еще один старинный шлягер — «Дружба», больше известная как «Веселья час и боль разлуки», которая становится своеобразным мирным договором для всех, кто прежде вступал в фильме в подобие конфликта.
Молодой Беглов (Аркадий Насыров) танцует вместе с дочкой — той самой, которая потом не позовет его на свою свадьбу.
Собственно, на этом всё, мюзикл закончен, если он вообще в этой картине был. Остается великий Евгений Евстигнеев, сражавшийся за роль Беглова как за самую главную в своей жизни — по словам Шахназарова, мэтр откровенно давил на него, желая сыграть в «Зимнем вечере…» ведущую партию. Режиссер, не будучи до конца уверенным в варианте с Евстигнеевым, проводил пробы с другими звездами — Евгением Леоновым, Олегом Ефремовым, Петра Щербакова (последнему в итоге достался образ администратора).
Петр Щербаков (слева) мог сыграть Беглова, но в итоге ему досталась роль администратора танцевальной труппы.
Сложно сказать, были бы Ефремов или Леонов в роли Беглова лучше или хуже, да и не так это важно с учетом того, как справился со своей актерской задачей Евстигнеев. Неудивительно, что он так бился за эту роль: для любого артиста образ Алексея Беглова — подарок, уникальная возможность показать целую гамму эмоций. За полтора часа экранного времени мы видим разного Беглова. Он может быть жестким и принципиальным, готовым отчитать грозную знаменитость Мельникову за приступ звездной болезни. А еще жалким, раздавленным стариком, которого родная дочь не хочет звать на собственную свадьбу. Или типичным советским обывателем, мечтающем о диване и унижающимся ради своей мечты перед продавцом мебельного салона. Он даже умеет, выражаясь современным языком, «троллить» окружающих — вспомните, как Беглов заводит персонажа Георгия Буркова рассказами об арестованных барменах и конфискованных деньгах.
Аркадий (Александр Панкратов-Черный) просит Беглова научить его танцевать стэп, потому что у него «великолепные данные».
При это его представления о «правильной» биографии и заслуженном успехе комичны и нелепы, как и любые попытки учить уму-разуму молодого Аркадия (Александр Панкратов-Черный). «Я всю жизнь работал, и вот результат!» — говорит Аркадию Беглов и торжественно обводит руками маленькую «однушку», скромную даже по советским меркам.
Георгий Бурков в образе нервного бармена, которого Беглов «приходит и заводит».
Бытует мнение, что столь точным образ Беглова получился благодаря тому, что основан был не на чистом сценарном вымысле, а на конкретном человеке — Алексее Николаевиче Быстрове, некогда известном степисте, помогавшим с постановкой танцевальных номеров на съемках картины «Мы из джаза». Но если все так просто, почему любой биографический фильм не становится классикой и шедевром? Ответ очевиден — как точно подметил Шахназаров, в кино все должно сложиться, а на одном компоненте, будь то яркий прототип главного героя или, допустим, сильный оператор, далеко не уедешь. В 1985 году на съемках «Зимнего вечера в Гаграх» все сошлось настолько идеально, что даже спустя тридцать с лишним лет картина, в отличие от ее главного героя, не выглядит ни растерянной, ни забытой, ни постаревшей.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Пером и кистью. (2588)
- TV. Кино и Подмостки (1602)
- Обо всем (1456)
- Интересно (987)
- Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (817)
- Кумиры (802)
- Старый, добрый шлягер (744)
- Аудиоальбомы (690)
- Истории (684)
- Джаз,Рок,Блюз. (650)
- Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (617)
- СуперStars (574)
- УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (469)
- Суперхит XX века (418)
- «СССР» — ретро (353)
- Звезды в «Музыкальной гостиной» (337)
- Русский шансон (231)
- Одесские истории (227)
- Бельканто (Любимые голоса) (220)
- Музыка на века (213)
- Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (188)
- Лирика романса (167)
- Легенды русского шансона. (157)
- Маленький ретро концерт (156)
- Биографии (156)
- История классики шансона (122)
- Музыка ретро (111)
- Культура, искусство, история (109)
- Песня.Романс (104)
- Мемориал (77)
- Звезды русской эмиграции (76)
- Петр Лещенко (50)
- шансон (38)
- Литературный раздел (8)
—Метки
—Я — фотограф
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Зимний вечер в Гаграх /история шлягера/
Воскресенье, 06 Ноября 2011 г. 20:06 + в цитатник
Сегодня разговор пойдет о двух песнях. Причем эти песни связаны не авторами, не исполнителями, и даже не страной происхождения. Общее у них одно — обе эти песни прозвучали в замечательном фильме “Зимний вечер в Гаграх”, снятом режиссером Кареном Шахназаровым в 1985 году. Не думаю, что надо пересказывать сюжет этого фильма — вряд ли найдется человек, хотя бы пару раз не смотревший его.
Итак, начнем с первой песни — о гусенице и пчеле.
Отрывок из фильма “Зимний вечер в Гаграх”
Герой Евгения Евстигнеева, чечеточник Алексей Иванович Беглов, был прав — эта песня была достаточно популярна в СССР в 50-60-х годах прошлого века и мелодия эта даже присутствовала в отнюдь не комедийном фильме Льва Кулиджанова “Когда деревья были большими” (1961 год).
Музыку к этой легкой песенки написал в 1953 году французский композитор и певец Анри Сальвадор ( Henri Salvador, он же впервые и исполнил ее), слова — Морис Пон (Maurice Pon). Морис — участник французского Сопротивления, автор более тысячи песен, кавалер Ордена почетного легиона.
Анри Сальвадор — легенда французской эстрады, один из основателей французского рока, его песни исполняли Марлен Дитрих и Дюк Эллингтон. Он прожил долгую жизнь, более 90 лет, из них почти семьдесят провел у микрофона, выступая до последних дней.
В первоначальном варианте песня называлась “L’abeille Et Le Papillon” (Пчела и бабочка)
Une abeille un jour de printemps Voletait, voletait gaiement Sur la rose bruyère en fleur Dont si douce est l’odeur Au pied de la bruyère en fleur Et la pauvre chenille en sanglots Cependant que les jours passaient Après avoir pleuré jusqu’à la nuit Et sur une bruyère en fleur Par les bois, les champs et les jardins Ma petite histoire est finie | Однажды весной пчела Летала, летала весело Над розой в зарослях цветов, Которые столь сладки и пахнут. У подножия зарослей цветов, И бедная гусеница в рыданиях Между тем дни проходили. Наплакавшись до ночи, И над зарослями цветов Через леса, поля и сады, Моя маленькая история закончена |
Существует несколько вариантов исполнения этой песни на русском языке, один из которых (автор русского текста Ю. Ценин) и прозвучал в фильме “Зимний вечер в Гаграх”.
На советской эстраде этот вариант песни исполнял Николай Николаевич Никитский (1921-1995 гг.), популярный певец 50-х годов. Только в 1956 году он записал на пластинки двадцать песен!
Николай Никитский был первым в СССР пропагандистом песен разных стран мира. Было это перед Фестивалем молодежи и студентов 1957 года. За поразительно короткие сроки была записана огромная обойма пластинок на 17 (!) языках. Этот период — конец 50-х — начало 60-х годов — был взлетом Николая Никитского как артиста эстрады. Однако после этого успеха начались трудности с репертуаром, приходилось выступать в областных и районных центрах, где его настигали «проработки» и запреты.
Новая слава пришла к певцу лишь в начале 90-х годов, когда он вернулся на сцену с репертуаром, обогащённым русскими романсами.
Николай Никитский. Пчёлка и бабочка
Раз пчела в тёплый день весной
Свой пчелиный покинув рой,
Полетела цветы искать
И нектар собирать.
А внизу по траве густой,
За ней гусеница с тоской,
Всё ползёт, устремив свой взор
На пчелу и простор.
И от страсти, сгорая, она,
Со слезами сказала:
-Я люблю тебя, пчелка, ответь,
Как с тобой улететь?!
И, вздыхая всё ох и ах,
Тонет гусеница в слезах,
А над нею жужжит пчела,
Как всегда весела.
И гусеница, настрадавшись днём,
Заснула неспокойным сном,
А пробудившись ото сна,
Она уж бабочкой была.
Утром сердце своё пчела,
Этой бабочке отдала
И они в голубую высь
Вместе с ней понеслись!
По лугам, по полям и садам
Они вместе летают-
Ароматом поят их цветы,
Жизнь полна красоты!
Эту песню я вам пропел,
Каждый понял, как сам сумел,
Так зачем объяснять вам вновь,
Что такое любовь!
Обратите внимание, что в фильме песня обрывается посередине — бедная гусеница уползает вся в слезах, пчелка же кружится и веселится. Ужасный финал неразделенной любви, или рожденный ползать любить не может. В тоже время как цельный текст повествует о полном взаимопонимании. Может быть, автор картины сделал это специально, чтобы подчеркнуть не самую оптимистичную концовку фильма?
Не будем гадать, оставим этот вопрос киноведам, а пока предлагаю еще один вариант песни.
С точки зрения энтомологии, этот вариант (русский текст Г.Фере) является более реалистическим, так как здесь ведется речь о мотыльке и гусенице, которая в конце концов превратится в бабочку, и, следовательно, их взаимная любовь не приведет к появлению генетических монстров.
Этот вариант песни исполнял советский певец, Заслуженный артист РСФСР Владимир Александрович Нечаев, более известный по совместным выступлениям в дуэте с Владимиром Бунчиковым.
Над цветком мотылёк порхал
Лепестков аромат вдыхал
Сел на розовый лепесток
Молодой мотылёк.
А внизу,где трава росла
Тихо гусеница ползла
И увидела мотылька
На краю лепестка..
И призналась она мотыльку:
«Я люблю Вас безумно!»
Но сказал мотылёк ей тогда:
«Прилетайте сюда!»
Грустно бедная уползла
Ведь летать она не могла..
Слёзы горькие всё лила..
А потом ночь пришла..
Уснула гусеница тяжким сном..
Во сне летала с мотыльком..
Во сне цвела вокруг весна..
Проснулась бабочкой она!
Наклонился над ней цветок..
Увидал её мотылёк..
Молвил он:»Я влюбился в Вас,
Увидав первый раз!»
И совсем,как во сне, над цветком,
Они вместе порхали..
И взлетели они наяву
К облакам в синеву!
Если в сердце твоем весна,
Если песня любви полна,
Если любишь и верно ждешь —
Крылья ты обретешь,
Счастье ты обретешь,.
И любовь найдешь!
Вот такая достаточно простая история легкой песенки из жизни насекомых.
Что же касается второй песни фильма, то история ее более запутана.
«Зимний вечер в Гаграх». Песня о дружбе
Еще до появления этой песни в фильме “Зимний вечер в Гаграх”, она уже имела свою почти пятидесятилетнюю историю. В старых, да и не очень, нотных сборниках можно увидеть имена авторов — поэт Андрей Петрович Шмульян и композитор Владимир Алексеевич Сидоров. К примеру, именно с этими данными в 1977 году вышла пластинка фирмы “Мелодия” “Песни Владимира Сидорова”. Одним из первых исполнителей песни был прекрасный лирический тенор 20-го века, Вадим Козин.
Вадим Алексеевич Козин родился в 1903 году в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской.
Артистическую карьеру начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с 1920-х. Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок даже был выделен специальный вагон.
Однако с 1945 года голос Козина пропал из эфира, пластинки не выпускались — особым совещанием при НКВД он был осуждён на 8 лет за гомосексуализм. Отбывал наказание на Колыме. Был досрочно освобожден в 1950 году за примерное поведение и хорошую работу.
В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был вторично осуждён по той же статье. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.
Из воспоминаний Вадима Козина:
“Однажды, это было в 1934 году во Владивостоке, после концерта мы собрались в моём номере вместе с музыкантами, чтобы отметить мой день рождения. И вот за рояль садится наш пианист Володя Сидоров, а рядом с ним становится с бумажкой в руке конферансье Андрей Шмульян, и они вдвоем исполнили для меня песню. Песня мне понравилась, и мне тут же вручили и текст, и ноты с музыкой этой песни в качестве подарка к моему дню рождения. В тот день мне исполнился 31 год. Этим подарком стала знаменитая в дальнейшем песня “Дружба”, которую с тех пор пою, а уж потом, значительно позже, стали петь и Шульженко, и Утёсов, и многие другие”.
Когда простым и тёплым взором
Ласкаешь ты меня, мой друг,
Необычайным цветным узором
Земля и небо вспыхивают вдруг.
Веселья час и боль разлуки
Хочу делить с тобой всегда.
Давай пожмём друг другу руки —
И в дальний путь, на долгие года.
Мы так близки, что слов не нужно,
Чтоб повторять друг другу вновь,
Что наша нежность и наша дружба
Сильнее страсти, больше, чем любовь!
Веселья час и боль разлуки
Хочу делить с тобой всегда.
Давай пожмём друг другу руки —
И в дальний путь, на долгие года.
Нельзя не отметить, что Вадим Козин чрезвычайно ревностно отстаивал свое первенство на эту песню, и потому в его словах о том, что другие исполнители начали петь «Дружбу» «значительно позже», есть некоторая доля преувеличения. Как известно, Козин записал песню в 1938 году, в то время как еще в 1936 году вышла пластинка Клавдии Шульженко с этой песней. На этой пластинке значится иной композитор: “Дружба, лирическая песня (П. Марсель, текст Шмульян)”.
Так кто же такой П. Марсель?
Поль Марсель, он же Павел Русаков, он же Павел Иоселевич — личность легендарная. Он родился в 1908 году в Марселе (отсюда его псевдоним) в семье большевика Александра Ивановича Иоселевича, соратника Ленина (партийная кличка Ананьев или Русаков), вынужденного эмигрировать из России. Правда, в 1918 году папа-большевик вместе со своей семьей был выслан из Франции назад в Россию — за участвие в демонстрациях протеста и подстрекательстве к беспорядкам.
Одна из сестер Поля Марселя была замужем за русским революционером, деятелем коммунистической партии и Коминтерна Виктором Кибальчичем (он же Виктор Серж), родственником известного народовольца Николая Кибальчича. Другая сестра была женой русского писателя и поэта Даниила Хармса. Поль закончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано и теории композиции и очень быстро стал знаменитым автором танго. «Игра любви», «Тайная любовь» и «Танго-Тампа» были известны по всему Союзу. Поль Марсель писал романсы на стихи С. Есенина (они дружили), А. Блока и Б. Пастернака, музыку к спектаклям, а в 1929 году стал музруководителем Театра Особой Дальневосточной Армии.
К середине 30-х годов вся семья старого большевика уже отбывала сроки в в различных лагерях на бескрайних просторах Севера СССР; Поль Марсель получил 10 лет «за контрреволюционную деятельность и организацию убийства Кирова».
Отбывал срок в Вятлаге, где работал в образцовом Музыкально-драматическом театре ВятЛАГа НКВД. “За высокие производственные показатели” ему сократили срок на 11 месяцев. Был освобожден в январе 1947 года. Реабилитирован в 1956. По ходатайству Д. Шостаковича Марселю-Русакову разрешили вернуться в Ленинград. Он служил музыкальным руководителем и дирижером Ленинградского цирка. Умер в 1973 году.
Что интересно, фамилия Поля Марселя исчезла с пластинок сразу же после его ареста, а вместо нее, начиная с 1938 года, и появился “новый” автор песни “Дружба” Владимир Сидоров. По версии музыковеда Георгия Михайловича Гожева, Поль Марсель написал танго «Дружба» для Клавдии Ивановны Шульженко в 1936 году, которая и записала его на пластинку. После ареста, где-то на пути в ссылку, Поль Марсель встретился с композитором и аранжировщиком Сидоровым и обратился к нему с просьбой: сделать аранжировку «Дружбы» для Козина и издать пластинку с авторством Сидорова, чтобы гонорар за выпущенную пластинку можно было перевести больной матери Поля Марселя, что и было сделано.
Но приключения песни на этом не закончились.
На волне популярности «Дружбы» ленинградский юрист, театральный администратор и поэт Иосиф Эпштейн (И.Аркадьев) заказал для своей жены Изабеллы Даниловны Юрьевой похожую песню. Александр Абрамович Тургель и Г.Ландау предложили песенку «О любви и дружбе». Сама Юрьева называла эту песню «Ответ на дружбу».
Нина Тихонова в книге о Изабелле Юрьевой «Белая цыганка» пишет: «В песне варьировался текст «Дружбы» из репертуара Козина. Мелодия, конечно же, была другой, но не настолько, чтобы огорчить зрителей неузнаванием. Козин обиделся. При встрече наговорил Изабелле колкостей. Юрьева за ответом в карман не полезла: — Подумаешь! Песенку у него не возьми. Какие мы гордые. Может быть, это романс-ответ».
Галина Хомчик. О любви и дружбе
Проходят годы безвозвратно,
Но продолжаю я грустить.
Я жду тебя, мой друг, обратно
В надежде нежно полюбить.
Весёлый час придёт к нам снова.
Вернёшься ты, и вот тогда,
Тогда дадим друг другу слово,
Что будем вместе навсегда.
С тобой не в силах быть в разлуке,
Я образ твой в душе ношу.
И всюду давит бремя скуки.
Забыть тебя я не могу.
Весёлый час придёт к нам снова.
Вернёшься ты, и вот тогда,
Тогда дадим друг другу слово,
Что будем вместе навсегда.
Вот пережив всю боль разлуки,
Я повторяю тебе вновь,
Что нежность та была не дружба,
А настоящая любовь.
Свиданья час тогда настанет,
С любовью буду ждать тебя.
И снова сердце биться станет
Тобой, мой друг, тебя любя.
И, конечно же, второе рождение песни произошло после выхода фильма “Зимний вечер в Гаграх”, где ее прекрасно исполнили Сергей Никоненко и Наталья Гундарева (правда, голосом Ларисы Долиной). С тех пор появились переводы песни на английский, немецкий и испанский языки; “Дружбу” пели Иосиф Кобзон и Витас, Андрей Макаревич и Надежда Бабкина, Евгений Дятлов и Крис Кельми, и многие, многие другие. Вот, к примеру. выступление Тамары Гвердцители и Дмитрия Дюжева в программе “Две звезды”
Тамара Гвердцители и Дмитрий Дюжев
И в заключение. В ходе нынешнего “расследования” обнаружилась еще одна точка пересечения двух обсуждаемых сегодня песен. Впервые песня “Дружба” с киноэкрана прозвучала в советском фильме “Пристань на том берегу” (1971 год), где главную роль сыграла Заслуженная артистка РСФСР (жена поэта, кинорежиссёра и киносценариста Геннадия Шпаликова) Инна Иосифовна Гулая. Так вот, она же сыграла и главную роль в фильме “Когда деревья были большими” (1961 год), где, как я уже упоминал ранее, звучала мелодия “Пчелки и гусеницы”.
Недостаточное количество голосов
Стремительный ритм, виртуозная и озорная импровизация — вот что такое чечетка.. Главный герой фильма, некогда знаменитый чечеточник, кумир публики, живет ныне скромно и незаметно. Он репетитор танцев в эстрадном коллективе, где блещут иные «звезды»…
И вдруг все меняется: к старому артисту словно возвращается молодость. Так подействовала на него встреча с несколько странным молодым человеком, который пришел со сломанной ногой и попросил, чтобы его ни много ни мало научили «бить степ»…
- Лучший музыкальный фильм 1985 года по опросу журнала «Советский экран».
- На рояле Евгению Евстигнееву подыгрывал композитор фильма Анатолий Кролл.
- Чечетку за Евстигнеева отбивал в кадре танцор Владимир Кирсанов.
- Съемки проходили в Гаграх, Одессе, Москве на студии «Мосфильм».
- В ленте дебютировала будущая прима-балерина Большого театра, восьмилетняя тогда еще Анна Иванова. Она сыграла дочь Беглова в детстве.
- После показа фильма Шахназарову позвонила женщина, представилась дочерью Алексея Быстрова, стала хвалить фильм, а в конце сказала, что в нем очень правдиво показана история жизни отца.
- На роль знаменитого чечеточника Беглова пробовались такие знаменитости как Олег Ефремов, Евгений Леонов, Петр Щербаков.
- Роль певицы Мельниковой специально была написана для Натальи Гундаревой. «Наташа играла капризную звезду, но сама на съемках вела себя скромно: никогда не опаздывала и не требовала никаких поблажек», — вспоминал Карен Шахназаров. За актрису Гундареву в фильме пела Лариса Долина.
- Прообразом Беглова стал знаменитый чечеточник Алексей Николаевич Быстров (о чём рассказывает Карен Шахназаров в интервью, вошедшем в DVD), в молодости выступавший с легендарным московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Именно бывший оркестр Рознера составил в свое время основу биг-бэнда «Современник» п/у Анатолия Кролла, который снялся в фильме. Быстров был также одним из учителей Аркадия Насырова, исполняющего в картине роль молодого Беглова.
Главный герой фильма работает репетитором в эстрадном коллективе и покорно терпит выходки «звезд». Никто не знает, что в юности он был знаменитым чечеточником. Да и сам он старается не вспоминать, чтоб не травить душу. Но нашелся человек, который всколыхнул воспоминания. И пусть он требует научить танцевать степ, не смотря на то, что у него была сломана нога, и вообще поведение его раздражает. Однако жизнь старого танцора изменилась. Фильм о примирении с собой немного грустный и старомодный, но оставляет после себя очень светлые чувства.
© Fast-Torrent.ru
Подзабытый фильм о незаслуженно позабытых!
Jчень интересный фильм. Таких забытых и брошенных остальными людей много, как знаменитых так и не знаменитых. У каждого из которых, есть свои взгляды на жизнь, подкрепленные богатым личным опытом, которые зачастую долго не выслушивают, игнорируют, но в итоге пережив и поняв как устроен мир, понимают всю важность сказанного. Кроме этого, есть любимые вещи, мелодии, мечты, которые может быть покажутся, другим глупыми, нелепыми и смешными, но каждая из них навевает этому человеку воспоминания о чем-то светлом, быть может давно минувшем, но так заветно хранимом в душе. Ну а забыть и предать действительно могут не только окружающие, но и очень близкие и дорогие сердцу люди, тем самым похоронив по-сути человека заживо. т. к. любой человек живет, делает, творит ради кого-то. Об этом много говорится, но мало что меняется.
NightFighteR
Раз пчела в тёплый день весной.
Один из моих наилюбимейших отечественных фильмов. Всё тот же уважаемый мною режиссёр Карен Шахназаров.
Фильм повествует об уникальном исполнителе чечётки Алексее Беглове, в своё время являющимся кумиром, а впоследствии дающим уроки степа в танцевальном коллективе при банальном, скажем так, ДК. Этот замечательный танцор с непростой судьбой уже почти всеми забыт, но он не утратил двух главных вещей в своей жизни : характер и степ.
Евгений Евстигнеев, как всегда, на высоте. Невероятный талант! Без комментариев. Невозможно обойти вниманием Александра Панкратова-Чёрного. Метаморфозы в поведении его героя на протяжении фильма очень убедительны. На мой взгляд, одна из лучших его ролей. Второстепенные персонажи (Наталья Гундарева в роли капризной популярной певицы и Сергей Никоненко в образе прогрессивного руководителя ансамбля) также заслуживают похвалы.
Фильм ярок, глубок и музыкален. Есть о чем задуматься.
Nathalie Ko
ЕвГЕНИЙ Евстигнеев
Я смотрел этот фильм еще в детстве, и уже тогда мне в душу запал образ, созданный Евгением Евстигнеевым. Помните: «В стэпе главное кураж!» Золотые слова! Точно такой же кураж в глазах был у великого Евстигнеева в роли стэписта Алексея Беглова.
Превосходный музыкальный, пластичный и очень тонкий фильм, с элементами грусти и ностальгии. Прекрасны актеры второго плана: Петр Щербаков в роли «подлизы»-ассистента, Наталья Гундарева в образе «зазвездившейся певички», Сергей Никоненко — хореограф.
Но главное, — это Евстигнеев. Особенно впечатляет конец фильма, когда герой Панкратова-Черного со страстью, тем самым куражом принимается бить чечетку, словно бы в память об умершем Беглове.
Летний вечер в Гаграх (2 часть)
Хозяева, у которых мы снимали комнату — Римма, Роман и их дети — Николь и Нестор. Роман все время занят ремонтом соседнего дома — они его недавно купили и мечтали запустить еще в этом сезоне. Римма очень общительно, всегда приглашала нас к себе и сразу варила кофе, доставала вино.
Где мы жили
Хозяева, у которых мы снимали комнату — Римма, Роман и их дети — Николь и Нестор.
Роман все время занят ремонтом соседнего дома — они его недавно купили и мечтали запустить еще в этом сезоне. Римма очень общительно, всегда приглашала нас к себе и сразу варила кофе, доставала вино.
Но отдыхающим они сдают отдельный верхний этаж. Если не хочется дружить с хозяевами, то можно с ними вообще никогда не пересекаться — все подсобные помещения и входы отдельные.
Что хорошо — это центральная Гагра. И до старой Гагры, и до новой мы доходили в разные стороны пешком. А сама Гагра — сильно вытянутый вдоль моря город.
Дом Риммы (Интернациональная улица) — это третья линия от моря в центральной Гагре.
Там такая ситуация. Отдыхающие часто любят первую (улица вдоль моря, пляж прямо у дома). Но нам так не хотелось. Во-первых, первая от моря улица (ул. Нартаа), она же — трасса Москва-Сухуми-Тбилиси. И, хоть, конечно, она не слишком загружена машинами, но все ж таки трасса. Кроме того, окна на море — постоянно на шатающихся по пляжу голых отдыхающих :). Скучно.
Вторая линия (в центре Гагры — ул. Ленина). От дороги далеко, за зеленью. Но не видно ни моря, ни дороги — она низко еще располагается.
Третья линия (как раз Интернациональная) — это пройти, ну, не знаю, метров 200-300 от моря и подняться немного в горку. Нам было нетрудно. Но мы, правда, не собирались из дома выходить купаться и сразу же идти назад домой. Шли на пляж, там сидели, купались, читали, ели в кафешке, потом возвращались. Или вообще уходили куда-нибудь по ущельям лазать. 🙂 Зато там все предыдущие дома — даже их крыши — уже у тебя под ногами. Потрясающий вид с веранды. Море, горы. Очень красиво.
Это план второго этажа
В левом верхнем углу — удобства из двух половинок — в «предбаннике» раковина с холодной водой, дальше — туалет и стоячий душ с горячей. Вода горячая есть всегда, т.к. котел в доме.
Мы жили в комнате с видом на море. Верхняя комната выходит в сад, но так как сад уступами, то, по-моему, окно немножко закрывает уступ. Вход в нее отдельный. Средняя комната выходит на застекленную веранду.
А справа всего этого незастекленная веранда, но под крышей. В крайнюю комнату слева (проходную) селят только если приезжает большая компания своих — соглашаются жить в проходной комнате и никто не против. Кухня под лестницей — отдельная от хозяев, с посудой, с холодильником, с раковиной и с газовой плитой.
Наша комната лучше всех. 🙂 Правда Римма говорила, что в июле-августе в ней днем бывает жарко — солнце светит. Но солнце там бывает только после обеда, а к этому времени кто ж будет дома сидеть? Вечером открываешь окна (комаров, по крайней мере, в июне не было вовсе) — и все хорошо, слышно прибой.
Римма работает в милиции, поэтому она нам с легкостью делала регистрационные талоны и советовала милицейскую столовую. С собой носить регистрационный талон в Гагре не нужно — там и документов никаких не нужно, там очень спокойно. А талон нам понадобился! И не на границе, как подозревала Римма, бывает, его на выходе наши пограничники спрашивают, а в Адлере, на вокзале! Милиционеры очень обиделись, что он у нас был и придраться было не к чему. 🙂 Впрочем, если отъезжаешь из Гагры (на экскурсию куда-нибудь), то документы лучше взять. По дороге на Псоу мы видели, как их у кого-то проверяли.
Где и что съесть
Внизу, куда нас и привезла маршрутка, и где мы потом выходили на море, было несколько кафе.
«Золотая рыбка» — там нет национальной кухни, и поэтому мы туда не ходили.
«Кавказская кухня» — харчо за 40 рублей, солянка (блюдо мяса в подливе) за 45, жареный сыр не поняли за сколько, одна порция вместе с двумя чашками кофе выходила за 60 рублей. Очень вкусный хлеб. Обслуживают быстро и очень рады посетителям.
Почти на самом пляже «Рица» (Ritza). Название было нами вначале прочитано как «пицца» по-английски (Рizza) и с негодованием отвергнуто. Но потом разобрались. 🙂 Веранда выходит прямо на море. Официантка Катя прелестна. Бегает бегом, всегда улыбается. Приносит счет «Официантка Катя, счет №4». Пхали (острая паста из местной травы, которую почему-то называют «колючкой», орехов и чеснока) — 35 рублей, сациви — столько же, харчо — 35, шашлык — 80 рублей 200 грамм, солянка — 40. Вроде бы на вкус нам харчо тут понравился больше и солянка. По вкусу! А по качеству мяса — в «Кавказской кухне» лучше.
Дальше по дороге к России, недалеко — «Дискобар». Два кофе и одна ёка (лепешка типа блина свернутая с сыром и яйцом — вкусная. ) — 47 рублей.
Уже в старой Гагре рядом с бывшим автовокзалом, Гагрским парком и Жоэкварским ущельем национальная кухня «Апацха у Георгия» — копченое мясо 20 рублей, мамалыга с сыром (осторожно! порции огромные, а ужасно сытная, много ее не съесть, идет вместо хлеба, больше одной на кампанию не берите!) 15 рублей, соус (типа «Ткемали») 10 рублей.
Апацха в санатории «Нарт» (указатель с трассы). Форель 40 рублей 100 грамм. Это везде такая цена, но тут мы ее съели и попали! Нам принесли счет где-то на 450 рублей, а это все же по местным ценам — перебор. Съели мы по форельке (ничего особенного), одну фасоль и выпили по бокалу вина. Я думаю, что форель эту нам посчитали 2 раза. Наверное, официантке сказали общий вес, а она умножила на 2 порции. Но это было в наш первый день, мы еще не понимали, как там что устроено и не стали разбираться. Однако больше туда не ходили. 🙂
Вино везде разное по 15-20 рублей бокал (250 г). Вином нас и хозяева угощали. Вино подают в любом кафе, ларьке — везде. Вино было везде хорошее. Я читала, что много разбавленного — нам не попадалось. Римма сказала, что сейчас самое начало сезона, поэтому все — хорошее, к концу все устают и разбавляют. 🙂
Да! Во всех заведениях чаевые включены в оплату отдельной строкой (обслуживание 10%).
Апацха — заведение с национальной кухней.
Оно обязательно плетеное. Как мы поняли, национальная еда Абхазии — вовсе не харчо, солянка, шашлык, сациви и чахохбили с хинкали. Это все кавказская кухня, но не абхазская.
Национальная еда Абхазии — мамалыга с сыром и копченое мясо!
Но нам кавказская еда нравилась больше 🙂
Еще можно питаться в милицейской столовой. Там очень дешево, но совершенно не изысканно — суп, котлеты, макароны.
Как ездить
Очень сложно все устроено с транспортом. Очень!
Ходят рейсовые автобусы. Откуда-то из старой Гагры до рынка (он в новой) через весь город. Автобус №2. Ходит по расписанию. Правда! На «Павильоне» бывает в 9:20, в 10:40 и в 13:00. Все. Каким-то образом он и назад идет, но как — мы не выяснили, всегда ходили пешком.
В остальное время ходят маршрутки. Когда? Когда захотят. Где останавливаются? Где замашешь руками. Написано на ней должно быть «По городу» или «Гагра». Так как маршрутки предпочитают двигаться уже наполненными, то и останавливать им, сажая пассажиров, зачастую, уже незачем. 🙂 Но бывает, что водитель едет просто по своим делам — тогда сажает везде по дороге, не ждет, пока наполнится машина. Маршрутка по городу стоит 10 рублей.
Еще можно ехать на междугороднем автобусе. По городу, а что? Автобус идет на Гал (это где-то очень далеко!), а ты ловишь его в центральной Гагре и едешь до новой.
На автобус до Пицунды мы как-то так раз и сели. Но, уж сев, решили так и махнуть в Пицунду, стоило это 7 рублей. Сколько вышло бы до новой Гагры? Наверное, столько же или 5. Автобус до Сухуми (80 километров!) стоит 25 рублей.
Но если собрались ехать далеко, то для гарантии лучше добраться чем-нибудь до остановки «Универсам» (он же «Континент», он же «Бальнеолечебница») — там точно останавливаются междугородние автобусы, а в городе могут остановиться, а могут — и нет.
Чем заняться
Пляжи галечные. Было, в общем-то, чисто, и совсем мало народу — ведь еще не начался высокий сезон. А вот мусорок, урн — очень мало! Таскались со своими окурками минут по 15, искали, куда кинуть. Мусор по утрам собирают в коробки по проезжей части и вывозят машиной. Газоны стригут газонокосилками, кусты ножницами.
Аквапарк возле рынка еще не работал — было прохладно.
Мы лазили на гору — просто вверх по склону. Ну, это после чачи, конечно!
Поднимались (уже по дороге) на смотровую площадку горы Мамзышха и еще выше, но до второй смотровой не добрались, конечно, а вот тучи гоняли.
Гуляли по Жоэкварскому ущелью — это особенно рекомендую! Такая красота. Идти надо от старого здания вокзала в старой Гагре. Река должна оставаться справа, потом через нее переправляешься по тросам. Никакого инструктора не требуется — там тропа, понятно, куда идти. Там бывают и конные прогулки.
Своим ходом на Сухумском автобусе ездили в Новоафонские пещеры (билет в пещеру 110 рублей), а потом — в этот же день — и в Сухуми (билет в ботанический сад 15 рублей).
Ездили в Пицунду. Тоже на автобусе — 7 рублей, но туда ходят и маршрутки. Мне в Пицунде совсем не понравилось. Она на мысу — плоская вся. Заборы кругом — курорты отгораживаются. На следующий день там открывался органный зал (начало сезона), но мы уже не поехали, не впечатлила Пицунда!
Гуляли в Гагрском парке. Он в старой Гагре. Большущий, не очень ухоженный, диковатый. Красивый! Очень тихий.
Ездили на озеро Рица и на Гегский водопад. Это одна поездка.
Озеро не очень — прямо на берегу, даже на воде — плавучие кафешки, причалы катамаранов и прочая лабуда — чего на это смотреть. Лучше бы весь этот сервис загнали куда-нибудь в кусты.
За озером прекрасные горы со снежными вершинами. Я в бинокль искала на них горных баранов, но не нашла.
А горы красивые. Вся дорога в горах — совершенно неописуемая! Начинается с Голубого озера — но там тоже полно всяких продавцов, тесно и как-то неуютно, хотя озеро чудесное.
Потом Юпшарский каньон — тоже какая-то тропа с чучелами, но каньон такой громадный, что это уже совсем не мешает. Потом очень красивая панорама — водитель нам рассказывал, что там дорогу строили немецкие военнопленные, и они захватили автобус бежать. а водитель в этом месте рванул автобус со скал — и крикнул «Прощай, Родина!» Так это место и называют «Прощай, Родина».
А на Гегском водопаде (ездили туда одновременно с Рицей) мы были первыми — нам в городе все говорили, что туда не проехать, а потом нашелся какой-то фордик (даже не полноприводный!) — остановил нас сам на улице и предложил поехать в горы. Договорились, через два дня, он приехал, забрал нас у дома и возил. Зовут водителя Руслан (его телефон дан дальше вместе с прочими явками).
Ходили в ущелье (не знаю, как называется) с улицы Советской — это гораздо ближе было от нас, чем Жоэкварское. В первый день там был водопадик, а потом мы его уже не застали, ручей тек в основном под камнями. Но там замечательное озерцо — прозрачное. И вода чистая-чистая, я ее пила.
«Опасности» Гагры
Этот раздел родился из заданного мне вопроса: «А какие там туристов поджидают опасности?» :). Опасные моменты, которые мне представляются таковыми, следующие.
- Лучше предпочесть частный сектор многоэтажной Гагре и многочисленным санаториям и пансионатам. Почему? Такой момент. Городское хозяйство в Гагре малость в упадке. Поэтому, например, горячей воды (централизованного водоснабжения горячей водой, которым пользуются санатории и многоэтажки), может не быть в какой-то время суток, а может не быть и вообще :). А в крепких частных домах все это хозяйство свое и вполне надежно фунциклирует.
- Надо иметь талон временной регистрации. Он не нужен в Гагре, но его могут потребовать на границе, а то и хуже — на вокзале в Адлере! Римма делает эти талоны на раз.
- Если уезжаешь из Гагры далеко (в Сухум, на водопады), то документы лучше иметь при себе. Мы видели, как их спрашивали у человека, который ехал с нами в машине до Псоу. Причем, он был с женой и ребенком, а у нас (и у мужа моего) документов не спросили. Отсюда вывод — абхазы не любят образа «братка». Бритоголового, с наколками. Оба раза, когда мы видели подозрительное или не очень доброжелательное отношение местных к приезжим, были в этом направлении. Хотя ребята оба раза были вполне вежливы и приличны, только выглядели в таком стиле. Но местные, все же реагируют. Возможно, я это придумала, но нам так показалось.
- На городском пляже в центральной Гагре в одном месте от берега отходит бетонный «волнолом» и идет направо. Его не видно под водой. Я его боялась, и мы всегда уходили купаться левее. Потом, по дороги от Адлера до Туапсе я увидела, что это обычное дело, причем там они прямо у поверхности. В Гагре, если плывешь, то его не заденешь, но мне все равно было как-то подозрительно — вдруг в нем арматурина или волной кинет на него.
- По совету Риммы мы как-то раз пошли в милицейскую столовую. Там очень дешево, как сказала Римма. Причем, нас занесло туда в воскресенье. А там воскресенье — выходной. И все же тетенька-повариха нас посадила (мы спросили, не накормит ли она нас) и стала кормить. РОЛТОНОМ. Это было ужасно, и не откажешься же, она так радушно! А я его (ролтон) есть совершенно не могу, а тут пришлось съесть. 🙂 Еще были какие-то позавчерашние биточки и макароны. Короче, мы пообедали вдвоем на 30 рублей. 🙂 Но обед этот мне вспоминался долго! Скорее всего, в будние дни там все равно приличнее, но в выходной — это что-то. Хотя мы старались на еде не экономить.
- Чача на рынке — это не чача! Для сравнения нам давали потом попробовать по дороге на Рицу (в музее деревянных фигур — две стопки «пробы» и один пакетик сока стоили 35 рублей). Так вот, никакого сравнения! У Риммы соседка продает чачу, правда, мы не покупали — не случилось. Но она дает пробовать перед покупкой! Та же (с рынка) была невкусная, хотя негативных последствий не имела, а занесло нас с нее на самую гору без дороги. 🙂 Еле слезли, я думала, что мы там погибнем! Ноги шли, а крышу снесло конкретно. 🙂 С чачи все должно быть наоборот — ноги не идут, а голова ясная.
- В Жоэкварском ущелье (мы гуляли там вдвоем) мы видели огромную черную змею. Она от нас спаслась в кустах, но едва успела. Надо смотреть под ноги. Змею же, но уже маленькую, видели в Гагрском парке. Там же видели белку, но это уже не так опасно :).
- Почему-то многие утверждали, что, если уедешь в Сухум, то вернуться оттуда после 17 часов (автобусом или маршруткой) будет проблематично. Странно это, почему? Но мы не проверяли, поторопились и вернулись до этого.
- Их хваленая мамалыга — вообще-то, невкусная! 🙂 Каша это просто — прегустая каша из кукурузы. Больше одной порции на пробу брать не стоит даже на целую компанию.
- Читала, что, как во всяких местах с жарким климатом, отдыхающие, бывает, травятся. Но я пила воду из водопада и даже из крана, пила чачу с рынка, ела немытые помидоры с рынка, мушмулу, ела, что хотела, в кафешках, и ничего мне за это не было :). Может, потому, что было не жарко.
Адреса, явки, телефоны
Римма, у которой мы снимали комнату
Римма Адлейба
г. Гагра, ул. Интернациональная, д.19, тел. 4-47-96 домашний, 4-28-38 рабочий.
Как звонить: сначала 8-10-995-122-01111 после этого отвечает девушка-оператор, ей говорим, что нужно телефон в Гагре, такой-то номер, и почти сразу же она соединяет.
Если ехать общественным транспортом, то остановка называется «Павильон». Это же кодовое название можно говорить таксистам, частникам и кому угодно.
Если кто поедет по нашим следам, ссылайтесь хозяйке на нас — Оля и Игорь в этом году первые «отдыхающие» — хозяйский сын нас так называл. 🙂 Привет передавайте! Римма обрадуется, а мы к ней еще обязательно поедем!
Руслан, который возил нас в горы
Он собирался завести себе сотовый, но пока трубы у него еще не было, и телефон он нам дал своей сестры (г. Гагра 4-44-20) — ей можно позвонить, спросить номер Руслана.
Зачем нужен Руслан?
Обещал встретить, где захочешь, по приезду (хоть в Адлере на вокзале) — кому это актуально. Но, вообще-то, добраться самим совсем просто.
Сестра его сдает комнату (не знаю, какую).
Главное — экскурсии. Сейчас в Гагре все больше экскурсии делаются так — турбюро сбивает группу и подсаживает в сочинский экскурсионный автобус. 🙁 Ну, сами понимаете, что это. Народу полно, все уже давно потные, устали. Везут их по определенному маршруту, шаг влево, шаг вправо. Потом купаться в Пицунду, а нам — живущим в Гагре, это надо. Руслан же возит маленькие группы. Нас вчетвером возил. Ну вот, на водопад никто кроме него не поехал. Все говорили «там нельзя проехать», «нельзя рисковать людьми», а чего рисковать-то? Высадил пассажиров в опасном месте, да и проехал его. Опасных мест там, кстати, и не было. Были такие, что машине животик карябали — это да. А просто турфирмам лень туда лезть.
Руслан говорил, что он даже на альпийские луга возит людей, к пастухам. 🙂 Можно с ночевкой, там палатки дают за 50 рублей. Но это все мы оставили на следующий год.
Тайны нашего кино
- 01 марта 2017
После оглушительного успеха картины «Мы из джаза» режиссёр Карен Шахназаров задумал ещё один музыкальный фильм. Руководство Мосфильма поставило жёсткое условие: съёмки должны проходить зимой. И тогда Шахназаров одну из ключевых сцен фильма решил снимать в тёплой Абхазии. Так родилось название картины – «Зимний вечер в Гаграх».
Герой фильма – кумир 50-х, знаменитый чечёточник Алексей Беглов. От былой славы остались одни воспоминания, дочка выросла, жена ушла к другому. Беглову приходится трудиться на скромной должности репетитора в эстрадном коллективе. Но встреча с необычным молодым человеком, который попросился к нему в ученики, переворачивает всю его жизнь. Мало кто знает, но у Беглова был реальный прототип – известный степист Алексей Быстров. Именно знакомство с ним, его история и вдохновили Карена Шахназарова снять трогательную и грустную историю, полюбившуюся миллионам зрителей.
Сейчас в роли Беглова трудно представить себе кого-то, кроме Евгения Евстигнеева, а ведь режиссёр пробовал и Олега Ефремова, и Евгения Леонова, и Петра Щербакова. Как Евстигнеев сумел убедить режиссёра, что Бегловым должен быть именно он?
– Роль профессионального танцовщика требовала виртуозного исполнения чечётки. И здесь на помощь актёру пришёл непревзойдённый мастер своего дела Владимир Кирсанов, – рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко. – В середине 80-х он открыл первую школу степа в России. По словам танцовщика, Евстигнеев обладал врождённым чувством ритма и оказался невероятно способным учеником. В фильме мы открываем наконец тайну – самые сложные элементы вместо Евгения Евстигнеева исполнил Владимир Кирсанов.
А как учился степу Александр Панкратов-Чёрный, сыгравший Аркадия – того самого молодого человека, который берёт уроки у Беглова? Почему после ежедневных 7-часовых тренировок он умудрился… поправиться? И как ему маскировали наметившийся живот? Кстати, эту роль Панкратов-Чёрный получил, как и Евстигнеев своего Беглова, не сразу. Аркадием должен был стать Игорь Скляр. Но того не отпустили на съёмки из театра.
Несколько актрис пробовалось и на роль дочери главного героя. Одной из них была Ирина Цывина. Дочерью на экране она не стала. Она стала женой Евстигнеева – в жизни. И его последней любовью. «Это судьбоносный фильм в моей жизни, – признаётся в программе Ирина, – потому что первое свидание наше было на площадке этого фильма. Тайное, его никто не заметил…» Почему Ирина до сих пор не может смотреть без слёз фильмы с участием Евстигнеева? Что он говорит ей, приходя во сне? О чём она жалеет больше всего? И какую просьбу супруга она выполнила, вновь выйдя замуж и родив сына?
Вскоре после съёмок картины встретила будущего мужа и актриса Светлана Аманова, которой досталась-таки роль дочери Беглова. В фильме её героиня сообщает отцу, что выходит замуж за журналиста. Мистика, но и в жизни Светлана стала женой журналиста – главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева.
Певицу Ирину Мельникову сыграла Наталья Гундарева. Хотя режиссёр поначалу предлагал эту роль Алле Пугачёвой – ведь именно она стала прообразом Мельниковой. Какое условие поставила примадонна режиссёру? И почему он отказался его принять? Из-за чего Шахназаров боялся, что Гундарева откажется сниматься в его фильме?
– Гундарева всегда стремилась к совершенству во всём. Она очень хотела самостоятельно исполнить вокальные партии своей героини, – рассказывает Юлия Микитенко.
Но кто же в результате записал песни в фильме? Каким удивительным образом сложилась судьба самой юной актрисы – Ани Ивановой, сыгравшей дочь Беглова в детстве? Как съёмки в фильме помогли известным в то время артистам-степистам? За что чиновники Госкино раскритиковали «Зимний вечер в Гаграх»? И где те чиновники? А фильм – с нами. И уже 30 лет остаётся одним из самых любимых…
Черноморское побережье. Города и курорты. Путешествия, туризм, отдых.
- Список форумов‹На Чёрном море‹Места съёмки кинофильмов на Чёрном море
- Изменить размер шрифта
- Для печати
- FAQ
- Регистрация
- Вход
Город Гагра и съёмки кинофильмов в этом месте.
Город Гагра и съёмки кинофильмов в этом месте.
Сергей » 17 дек 2009, 20:52
Гагра свою киноисторию ведёт ещё с довоенных времён. Ещё в 1934 году был снят фильм — музыкальная комедия «Весёлые ребята». В главных ролях снимались Л.Утёсов и Л.Орлова. Сейчас, безусловно, места этих съёмок не узнать.
Ниже съёмка 2009 года.
А в 1985 году вышел фильм «Зимний вечер в Гаграх» с Е.Евстигнеевым и А.Панкратовым-Чёрным.
Небольшой эпизод этого фильма был снят около колоннады в Гаграх.
Re: Город Гагра и съёмки кинофильмов в этом месте.
Алексей Юрьевич » 19 апр 2017, 19:44
Re: Город Гагра и съёмки кинофильмов в этом месте.
Семён_Семёныч » 19 апр 2017, 20:19
«Чёрный лебедь » наименовался особняк в фильме Весёлые ребята.
Порывшись в интернете, находим и упоминание о современной принадлежности закрытой территории этой дачи. На сайте Министерства обороны РФ этот объект фигурирует, как Филиал ФБУ СКК «Южный» санаторий «Гагра», 4-й корпус (дача Жукова).
Находится особняк недалеко от знаменитой колоннады в Гаграх. Но, с дороги у колоннады его не видно. Почти за век деревья выросли и скрыли здание. Со времён съёмок кино особняк получил ещё один этаж. То здание, что наблюдается от колоннады (часто его выдают за снятое в кино) к кинофильму отношения не имеет.
Re: Город Гагра и съёмки кинофильмов в этом месте.
Агрегатор » 19 апр 2017, 20:28
Re: Город Гагра и съёмки кинофильмов в этом месте.
Агрегатор » 19 апр 2017, 20:43
Кадры из фильма снятые на даче.
Вид изнутри. По окнам можно сказать, что это дача, которую можно наблюдать с улицы.
Недавно, в силу модных тенденций, фильм образца 1934 года раскрасили.
В какую страну должен был поехать на гастроли коллектив в фильме «Зимний вечер в Гаграх»?
В какую страну должен был поехать на гастроли коллектив в фильме «Зимний вечер в Гаграх»?
Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Сегодня у нас суббота 30 марта 2019 года, на Первом канале идет телеигра «Кто хочет стать миллионером?». В студии находятся игроки и ведущий Дмитрий Дибров.
В этой статье мы рассмотрим один из интересных и сложных вопросов сегодняшней игры. На сайте уже вышла статья с полным обзором телевизионной викторины со всеми вопросами и правильными ответами на них. Статью можно найти в этой же рубрике. В ней можно узнать, выиграли что-то игроки сегодня, либо ушли из студии ни с чем. А пока перейдем к отдельному интересному вопросу игры.
В какую страну должен был поехать на гастроли коллектив в фильме «Зимний вечер в Гаграх»?
Виртуоз Алексей Беглов, выступавший в жанре чечетки, давно уже повесил на гвоздь свои башмаки с набивками. Годы идут, ноги уже не так хорошо слушаются, да и новое поколение наступает на пятки.
Но его размеренной жизни приходит конец, когда в нее врывается самоуверенный парень по имени Аркадий, который приехал из глубинки в Москву только ради того, чтобы научиться танцевать. Он просто уверен, что обладает талантом в данном деле. Но вместо хороших данных у него – полное отсутствие слуха и сломанная в двух местах нога.
Согласно свидетельству Карена Шахназарова, «Зимний вечер в Гаграх» стал своего рода продолжением его предыдущей картины «Мы из джаза». Репетитором по степу в ней был чечёточник Алексей Быстров, умерший во время съёмок фильма.
Артист стал прототипом главного героя «Зимнего вечера в Гаграх» Алексея Ивановича Беглова, его судьба послужила основой сюжета картины. В молодости Алексей Быстров работал в Краснознамённом ансамбле песни и пляски имени А. В. Александрова, в 1949 году стал лауреатом Второго международного конкурса артистов балета в Будапеште, выступал с московским джаз-оркестром Эдди Рознера.
Уйдя со сцены, работал преподавателем в эстрадно-цирковом училище. Также он был одним из учителей Аркадия Насырова, сыгравшего в «Зимнем вечере в Гаграх» главного героя в молодости. Лёгшая в основу сюжета биография Быстрова была реконструирована и додумана создателями фильма.
- в Югославию
- в Румынию
- в Польшу
- в Болгарию
Правильный ответ на вопрос телевикторины: в Румынию.
«Зимний вечер в Гаграх» — музыкальная драма, снятая Кареном Шахназаровым на киностудии «Мосфильм» в 1985 году.